John FOGERTY  The Long Road Home

Джон Фогерти (John Fogerty) - бесспорно, один из самых знаменитых и талантливых кантри-рокеров на земном шаре. Увы, песни, написанные им на пике формы, принесли ему больше проблем, чем денег. Виной...

Джон Фогерти (John Fogerty) - бесспорно, один из самых знаменитых и талантливых кантри-рокеров на земном шаре. Увы, песни, написанные им на пике формы, принесли ему больше проблем, чем денег. Виной тому - совершенно невразумительный контракт, заключенный с его группой Creedence Clearwater Revival на семь лет. После его подписания группа протянула лишь пять из них (1967-1972). Немудрено! Когда ты молод и рвешься в бой, возня с бумажками кажется несущественным элементом. Какие уж там "авторские отчисления"! Заработать бы хоть что-нибудь... Вот "что-нибудь" группа и зарабатывала. А лейбл загребал деньги лопатой - кантри-музыка в Штатах всегда пользовалась стабильным спросом, а уж в сочетании с актуальным в конце 60-х роком - и подавно.
Песни Creedence давно уже стали классикой как рока ("Run Through The Jungle", "Fortunate Son"), так и кантри ("Lookin' Out My Back Door", "Proud Mary"). А в боевиках вроде "Down The Corner" и "Up Around The Bend" оба упомянутых стиля сплелись так, что и тракторами не растащишь. Кроме того, характерное для группы сочетание гармоничных блюграсс-распевок и атакующих электрогитар заложило основу так называемого "южного рока", и по сей день почитаемого фермерами и байкерами. Джон Фогерти по молодости недооценил пробивного потенциала своих сочинений, в результате чего пять лет кряду просидел на зарплате среднестатистического клерка фирмы "Fantasy". Фирма меж тем ботатела его трудами, а делиться не желала. И единственным способом разорвать этот порочный круг стал распад группы.
Фогерти был единственным в Creedence автором песен и самым разносторонним музыкантом (гитара, клавишные, саксофон, гармоника, перкуссия). Тем не менее свистопляска вокруг наследия группы выбила его из колеи. До конца 70-х он выпустил лишь два альбома ("Blue Ridge Rangers", 1973 и "John Fogerty", 1975), которые позволили ему относительно безбедно прожить десять лет, но особого успеха не имели. Новая волна успеха пришла к музыканту лишь через десять лет.
Вышедший в 1985 году альбом "Centerfield" произвел эффект разорвавшейся бомбы. В эпоху стерильно-пластикового звука записанный по старинке живо диск был воспринят дуновением свежего ветра. Песню "The Old Man Down The Road" даже можно было поставить в один ряд с легендарной "Green River". Примечательно, что партии всех интрументов на альбоме Джон записал в одиночку. А тексты его новых песен были настолько ядовиты, что несколько "бывших хороших знакомых" Фогерти из мира шоу-индустрии даже пытались подать на музыканта в суд. Однако конкретных имен в песнях не называлось, и после напоминаний о хрестоматийной горящей шапке всякие претензии об оскорблении личности сами собой утихли.
Еще более лютым получился диск "Eye Of The Zombie" (1986). Экспериментальный и эклектичный по музыке, и вполне в духе конца 80-х живоописующий ужасы человеческой цивилизации, он был мало похож на приочие работы Фогерти, и видимо, именно поэтому не был представлен на настоящем сборнике ни единым треком.
В своих последних работах - "Blue Moon Swamp" (1997) и "Deja Vu All Over Again" (2004), - Джон Фогерти вернулся к кантри-роковой стилистике на новом уровне - например, в песне "Rambunctions Boy" ему удалось подружить традиционную для этого направления мандолину и диковинный электрический ситар. На своих многочисленных концертах он по-прежнему исполняет свои старые хиты, выпиливая с детства знакомые ноты "Fortunate Son" с таким азартом, как будто от этого зависит его жизнь. Неудивительно - любая новая публикация его песен периода Creedence в оригинальном виде автоматически воскрешает на обложках его дисков опостылевший логотип "Fantasy"...

12.04.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)