МУЗЫКА  Что такое РАБИС?

Эта музыка все чаще слышится на свадьбах, на массовых мероприятиях, народных гуляниях. Ее можно услышать на оптовых рынках, базарах, пляжах, в кабинах у дальнобойщиков, водителей маршруток и такси. Ее зовут Рабис... Хотите узнать, откуда она взялась?

Год назад, когда я представил на взыскательный, а времена и суровый суд читателей "Звуков" свою первую статью о сегодняшнем положении дел в современной музыке Армении, то первой же реакцией читателей было - а где рассказ или хотя бы упоминание о музыке в стиле "рабис"? Тогда, помнится, я пообещал познакомить читателей и с этим, наверное, самым популярным стилем музыки в Армении сегодня. И вот, выполняя обещание, предлагаю краткий обзор этого широчайшего музыкального поля.

Прежде всего, этимология термина: Рабис - рабочее искусство. Возникло это движение лет пятьдесят (а может, и больше) тому назад, в период расцвета агитбригад, красных уголков, изб-читален и прочих способов окультуривания широких масс трудящихся. В результате были созданы комитеты рабочего искусства, организации, управления при министерстве и т.д. Образовывались коллективы, группы, отряды, несущие культуры в народные массы.
Об уровне этих исполнителей говорить здесь не будем, дабы не оскорблять чувств читающих. Потом, конечно, уровень повысился, творческие коллективы стали формироваться за счет профессиональных музыкантов, но вот отношение к искусству осталось на уровне агитбригад - попроще, чтобы всем было понятно, веселее и ярче, чтобы всем понравиться.

Что же из себя сегодня представляет усредненный рабис-коллектив? За прошедшие годы из всех видов этого жанра в живых осталось лишь его музыкальное направление. Это инструментальные группы, состоящие из дудука, зурны, дхоола (барабан, на котором играют руками держа его на уровне груди), иногда аккордеона. Они играли простенькие мелодии, сначала основанные на народных темах или произведениях таких же, как и сами музыканты, простецких авторов. Вскоре инструментарий стал видоизменяться - в рабис начали добавляться инструменты из мира эстрады и рока. Сегодня в арсенале рабис-музыкантов - электро-гитары, электронные ударные установки, синтезаторы, фленджеры, вокодеры и всякие электронные примочки. Поменялась музыка - гораздо меньше стало народной музыки, национальной основы. Очень много в звучащих произведениях - востока, или точнее, азиатчины. Все какое-то ненастоящее, сляпанное "на раз", без какой-либо серьезной основы, китч. Чтобы было понятно российскому читателю - то, что обычно называется в России "а ля рюс".
Сказанное относится и к вокалистам. И хотя у музыкантов этой категории сильно изменилось все, - от инструментов до манеры аранжировки, суть осталась та же: попроще, чтобы всем было понятно, веселее и ярче, чтобы всем понравиться.

Выступают эти музыканты чаще всего на свадьбах, на массовых мероприятиях, народных гуляниях и т.д. Эту музыку можно слышать на оптовых рынках, базарах, пляжах высокогорного озера Севан, в кабинах у дальнобойщиков, водителей маршруток и такси. Многочисленные кассеты и диски с записями рабис-певцов и музыкантов продаются буквально на каждом углу. Музыка эта проникает все глубже и глубже в быт людей. Она довольно-таки нахальна и напориста (а еще говорят про попсу!).
Как мне кажется, нечто подобное сегодня происходит и с так называемым "русским шансоном". В чем то даже похожи. Правда, у армянского рабиса есть одна особенность и отличие от того же шансона. Рабис-песни всегда очень добрые. Они повествуют о любви к Родине, матери, жене, о неразделенной любви и т.д. Да и аранжировки чаще всего сладкие и даже слащавые. Наигранные чувства, дешевые страсти. Одним словом, чтобы попроще, чтобы всем было понятно, веселее и ярче, чтобы всем понравиться.

Рынок рабис-музыки огромен. Музыканты записывают буквально сотни альбомов в год. Под них, естественно, создаются мини-студии, которые без особых ухищрений и не мудрствуя лукаво записывают "пачками" такие альбомы. Появились спецы в области рабис-аранжировки. Их знают и ценят в рабис-мире. Многие "серьезные" музыканты других жанров очень часто сотрудничают с представителями рабис-искусства. Ларчик открывается просто - рабис продается лучше чем джаз, классика и даже поп. Рабис-исполнители дают гораздо больше концертов, они везде и всегда - желанные гости. Так что заработать денежку здесь можно веселее. Ведущие исполнителяи жанра тоже не стоят на месте -покупают первоклассные инструменты, нанимают лучших музыкантов, арендуют лучшие залы, одеваются в престижных магазинах. Все больше и чаще, чем поп, рок и джаз-исполнители они записывают видеоклипы. Это больше не участники студенческих агит-бригад. Это звезды шоу-бизнеса, правда, с приставкой "рабис". В нем все понятно, ярко и светло. Одним словом, чтобы всем понравиться. Кстати, несмотря на то, что внешне рабис сильно изменился, суть естественно, осталась та же. Более того: из стиля музыки, искусттва, он уже вырос и превратился в стиль жизни. Можно одеваться в стиле рабис (ярко накрашенные губы, кофточки с "бриллиантами", явно поддельные, с оптовых вещевых китайских и турецких рынков обтягивающие джинсы у женской половины, атласные рубашки, густо намазанные гелем волосы, остроносые туфли на каблуках у мужской части населения), устраивать свой быт (обивка мебели с рюшечками, незабвенные слоники на комодах), разговоривать ( манерно, жеманно, в то же время на сильнейшем жаргоном). Классическим примером рабиса является "жизнь и творчество" героини Ильфа и Петрова Эллочки -Людоедки. Помните, "Ситечко", Хо-хо", "Железно", "Шанхайский барс"..? Вот типичный рабис!
А может, и не армянское это вовсе изобретение? Ведь почти везде люди любят чтобы было попроще, чтобы всем было понятно, веселее и ярче, чтобы нравилось...

Есть у рабиса и свои некоронованные "короли". Таким является, несомненно, певец Арам Асатрян. Певец, записавший десятки альбомов, объездивший с концертами не только всю Армению, но и большую часть России. Творчество этого певца знакомо российскому слушателю по песне "Черные глаза", которую сейчас активно крутят во всех питейных заведениях. Два года назад он дал аншлаговый концерт в каком-то из крупнейших и престижнейщих залов Москвы (сейчас не помню точно - то ли в Кремлевском, то ли в зале "Россия" или еще где-то подобного же уровня.). Его сладкий голос, его характерную манеру петь гнусавым голосом обожают и распевают везде сотни тысяч людей. В последние лет десять он живет в Лос-Анджелесе, поет по всему миру и время от времени возвращается на родину, чтобы спеть для тысяч своих ярых и верных поклонников.
Вторым, наступающим ему на пятки по популярности, является певец Тата Симонян. Он может быть знакомым российским любителям музыки по своим многочисленным дуэтам с российскими исполнителями - Любови Успенской, группе Рефлекс... Причем, фокус в том, что российские исполнители, как правило, поют его песни на армянском! Правда, Тата - рабис певец "с человеческим лицом", плавно переходящий в разряд попсы.
За этими признанными звездами целым косяком идут многочисленные певцы, имена которых ничего не скажут широкой публике. Причем, принято называть их лишь уменьшительно-ласкательными версиями их настоящих имен - Арменчик, Пашик, Суренчик и т.д. Так уж повелось в рабисе. Наверное, так понятнее, ярче, веселее.

Где-то я читал, что пытаться описывать словами музыку - все равно, что танцевать про архитектуру. И поэтому я не уверен, понятно ли я описал этот жанр. Если не очень, то может Вам поможет следующее сравнение: музыка эта, а точнее, ее суть и дух, - это некая помесь Надежды Кадышевой с ее "Золотым кольцом" или Надежды Бабкиной и ее "Русской песни" с представителями русского шансона. Тогда, наверное, нечто подобное получится. А еще лучше - зайдите на сайт, послушайте - и тогда вы точно поймете о чем это я. Ведь там все очень ярко и весело. Специально так, чтобы всем было понятно и всем понравилось!..

04.04.2006, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)