CHUMBAWAMBA  Дисбаланс

После концерта Chumbawamba многие слушатели подходили к музыкантам и извинялись за публику. Будем надеяться, музыканты приняли эти извинения. Приглашая на московскую площадку хорошую группу - тысячу раз подумайте: а надо ли оно вам? Может, все-таки водки?..

В тот момент, когда на сцену клуба "Апельсин" после завершения сета группы Chumbawamba вышли пригласившие их в Москву музыканты группы Монгол Шуудан, добрая треть слушателей потянулась к выходу из зала Первая же песня "русских анархистов", раздавшаяся со сцены, стала аккомпанементом к драке в дверях и давке перед гардеробом. Дожидаться второй песни мы не стали: далее портить и без того пострадавшее настроение было не с руки.
"В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань"
, - снобизм и негодование заставляют описывать тандем двух групп именно в этих строках. Как бы ни была велика наша благодарность к "Монголам" за то, что на свой день Рожденья они пригласили "Чамбавамбу", нельзя не попенять русской группе за отвратительную самонадеянность: что это вы себе возомнили, сиволапые?! Как это вы посмели поставить на разогрев группу, перед которой вам полагается шапки ломать? Да кто вам внушил, что ваша пьяная публика будет слушать эти песни, проявляя к ним если не внимание, то хотя бы уважение?..

Скорее всего, дело обстоит примерно так: много лет играющие свой трехкопеечный кабацкий шансон музыканты "Монгол Шуудан" тоже не чужды прекрасного. Им тоже хочется немного радости и хорошей музыки в свой день Рожденья. Зато это чувство совершенно чуждо слушателям МШ. Пожалуй, стоило бы "монголам" в этот день просто сложить гитары и устроить концерт британских коллег для себя и узкого круга ценителей, не пытаясь самим на нем выступать. Но взыграла гордыня - и в итоге вечер был испорчен и с точки зрения поклонников "Chumbawamba", и с точки зрения фанатов "Монгол Шуудан"...

Программа выступления "Chumbawamba" базировалась на композициях с альбома "A Singsong & A Scrap" и отличалась от программы в Питере исключительно количеством исполненных композиций. Часовой сет в Москве против почти двухчасового в Питере - есть в этом особая несправедливость. Памятуя предыдущие концерты группы, которые мне доводилось наблюдать, могу сказать, что при должной реакции зала британцы обычно легко соглашаются отыграть полноценное второе отделение на бис. В Москве это было заведомо невозможно.

Несколько композиций с нового альбома, давно скачанных из сети, убеждают: даже в урезанном составе группа остается по-прежнему зажигательной, безукоризненно яркой и старомодно-танцевальной. Помимо собственных вещей группы, сет, как обычно, содержит несколько старых "программных" композиций из разных эпох: "Bankrobber", написанный Джо Страммером из Clash (исполняется а капелла), перелицованная песенка итальянских анархистов Bella Ciao, известная русскому слушателю в исполнении Гарика Сукачева, а также гимн сопротивления всем и всему "You can", припев которой так прекрасно распевать хором.

В акустической версии (две гитары, аккордеон, труба/флейта и вокал) группа звучит ничуть не менее мощно, нежели в "электрической". На первый план выходят голоса, которые у сорокалетних музыкантов по-прежнему анархически задорны и чисты. Как обычно, заводила и маленький энергетический центр квинтета - Джуд Эбботт (Jude Abbott), в чьих руках труба поет наивно и ясно, а флейта истерически хихикает и взвизгивает, словно девчонка, которую щекочут.
На протяжении концерта Уинки Тин (Winkie Thin) переходит от гитары к аккордеону и обратно, а гитарист Бофф Уэйли (Boff Whalley) предваряет каждую песню кратким пересказом ее сюжета или истории, которая связана с ее написанием. Репертуар нам знаком и привычен: это песни свободы и радости, популярные во все времена.

Пожалуй, самое грустное в этот день заключалось в том, что публику, в принципе можно было разогреть, если бы она не ждала продолжения банкета: то есть, проще говоря, гости были бы рады изысканным винам и сырам, если б не знали, что в холодильнике для них заначена водка с огурцом. Публика уже внимала звуку трубы, как откровению; публика готова была танцевать, радостно хлопала и оживилась настолько, что пропела несколько раз припев "On eBay":
"On EBay... Babylon - back to Babylon!"...

Но в какой-то момент в толпе перед сценой вспыхнула драка и начали раздаваться крики "Монголов давай!". Англичане заволновались и начали вглядываться в толпу, пытаясь определить источник шума. Уговаривали пьяных подонков прекратить потасовку. Пытались шутить с неровными улыбками. И - волшебство ушло, так и не вернувшись.

Мне рассказали, что после этого концерта многие слушатели подходили к музыкантам и извинялись за неадекватную публику. Будем надеяться, музыканты приняли эти извинения и верно оценили ситуацию.
Настойчивые рекомендации к менеджменту: приглашая на московскую площадку хорошую зарубежную команду - тысячу раз подумайте: а надо ли оно вам? Может, лучше все-таки водки?..

03.04.2006, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

CHUMBAWAMBA - свежие публикации: