Bob MARLEY And The WAILERS  Wail 'n Soul'm Singles Selecta

Число "посмертных изданий" Боба Марли (Bob Marley) уже превысило количество его прижизненных альбомов. Переиздания хитов с мелкими щепотками "раритетных записей" составляют здесь абсолютное...

Число "посмертных изданий" Боба Марли (Bob Marley) уже превысило количество его прижизненных альбомов. Переиздания хитов с мелкими щепотками "раритетных записей" составляют здесь абсолютное большинство. Но иногда случаются и маленькие чудеса.
Сборник "Wail'N'Soul'm: Singles Selecta" - привет даже не из прошлого, а скорее от некоего начала времен. Ибо были времена, когда о музыке регги еще мало то слыхал, да и для определения этого стиля пользовались громоздким словосочетанием "сплав rock steady и soul". Времена, когда сам Боб Марли был не политическо-религиозной фигурой мировых масштабов и трафаретом с левацкой майки, а одним из четырех вокалистов большой и раздолбайской группы, именовавшейся сперва The Wailing Wailers, а потом и просто The Wailers. В начале своего пути и до момента превращения Боба в центральную фигуру эта команда успела записать более десятка синглов самого разного содержания и качества. Наряду с предсказуемыми рок-стеди и соул среди наследия группы можно обнаружить и душевные рок-баллады вроде "This Train", способные дать прикурить иным сочинениям Элвиса Пресли, и оттяжные блюзы с отвязными саксофонными соло ("Chances Are"), и рожденные в знойной тропической атмосфере расслабленные акустические инструменталы ("Lyrical Satirical"). В некоторых номерах - "Funeral", "Pound Get A Blow", "Steppin Razor" ets, - партию лидер-вокала исполняет Питер Тош (Peter Tosh), еще один из первопроходцев регги. Ему же принадлежит и авторство открывающей сборник "Bend Down Low".
Переиздание этого материала до недавнего времени считалось делом не то, чтобы невозможным, но довольно проблематичным: большая часть мастер-тейпов была утрачена, а большая часть сорокопяток маленькой кингстонской студии "Wail'N'Soul" была в буквальном смысле слова закручена до дыр музыкальными автоматами в местных забегаловках. Однако неумолимые требования рынка заставили-таки заняться приведением в товарный вид и этих древних записей.
Программа довольно странно звучит - словно бы материалом занимались сразу две команды реставраторов, причем независимо друг от друга. Скажем, та же "Pound Get A Blow" сохранила как некоторую виниловую шероховатость, так и первоначальную живость звука. А вот "Nice Time" и "Mellow Mood" до противности тщательно вылизаны шумодавкой и вдобавок фазером. Быть может, из-за специфических шумов на этой записи другого выхода просто не было. Однако бас - краеугольный камень регги-композиции, - превратился при таком раскладе в звук мытья паралоновым валиком магазинной витрины. А от общей звуковой картины этих песен, особенно, если слушать альбом в наушниках, слегка мутит, как от некачественного косяка: спиралеобразно закрученная волна фазера словно бы прокручивается через мозги от уха до уха. Конечно, это все не так страшно, как недавняя отечественная попытка растянуть звуковую дорожку "Трех Мушкетёров" на пять каналов, но тоже не слишком приятно. Хотя бы потому, что теперь любой наш горе-реставратор, получающий деньги за срезание с фонограммы вместе с шумами доброй трети оригинального звука, может смело кивать на зарубежный опыт: а чо, все так делают!
Тем не менее многие поклонники Марли, заполучив этот альбом в свою коллекцию, могут сказать - лучше уж так, чем никак. И будут по-своему правы. Правда, перед прослушиванием некоторым из них придется хорошенько покрутить ручки эквалайзеров. Иначе хорошего прихода не будет :).

30.03.2006, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)