Steve VAI  Хочешь научиться играть быстро - играй ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО

Стив Вай, великолепный гитарист и отличный шоумен - один из немногих, кто способен не только сыграть, но и красиво подать инструментальную музыку,- дал мастер-класс в Горбушке.

Стив Вай (Steve Vai), великолепный гитарист и отличный шоумен - один из немногих, кто способен не только сыграть, но и красиво подать инструментальную музыку, дал мастер-класс в Горбушке.
Вай был в России дважды. В Питере на одном из фестивалей "Белые Ночи" произвел фурор, в Москве все прошло менее удачно и почти незаметно. Странное мероприятие под крышей "Нашего Дома Россия" в полупустом зале было омрачено отвратительным звуком: какой-то умник за пультом выстроил баланс под стандартную рок-группу с вокалом, благополучно задвинув феерическую гитару в кучу с остальными инструментами...

На этот раз Стив Вай приехал без ансамбля, с минусовой "фанерой", и целью миссионерской: провести clinic (мастер-класс) по приглашению заказу фирмы Ibanez, гитаростроителем которой он является.
Сидячий зал Горбушки забился почти полностью. Были замечены и мастера отечественной гитары - Дмитрий Четвергов и Виктор Зинчук, и множество старинных поклонников, и огромное количество совсем желторотой длинноволосой молодежи, которой, наверное, и на свете-то не было, когда 18 летний Стив Вай был приглашен в группу Фрэнка Заппы (Frank Zappa), и даже когда он сыграл роль дьявольского гитариста-виртуоза в культовом фильме "Crossroads".

По сравнению с прошлогодним мастер-классом своего "друга и учителя" Джо Сатриани (Joe Satriani), Вай меньше играл и много говорил. Показал несколько упражнений для развития техники, отметив при этом, что ни в коем случае не надо их заучивать а надо наоборот:
а) самому придумывать себе упражнения в зависимости от того, чего ты хочешь добиться;
б) никогда не пилить их тупо, а стараться постоянно импровизировать (многие из неожиданно возникших идей стоит записать они потом пригодятся);
в) главное - играть ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, добиваясь, чтобы каждая нота звучала идеально.
Для развития же слуха посоветовал, играя на гитаре, пропевать каждую извлекаемую ноту голосом. "Неважно, умеете вы петь или нет - это очень полезно!"

Мастер также отметил, что скоростная игра на гитаре - давно уже не является его целью, что полно музыкантов, играющих гораздо быстрее. И кстати, " не знаю, как у вас в России, а у нас в Америке, если ты просто быстро играешь, тебя считают идиотом"! А такие великие люди, как Хендрикс, Стив Рэй Вон или Джимми Пейдж, особенно не спешили...
Что самое главное для музыканта - любить свой инструмент, что нужно не просто играть красивую музыку, а наполнять ее образами, эмоциями, что гениальные идеи рождаются в голове в самый неожиданный момент (и неплохо бы всегда иметь под рукой рекордер, чтобы успеть их зафиксировать!)
Признался в бесконечном уважении Роберту Фриппу (Robert Fripp) и рассказал, как в туре G3 во время выступления Фриппа стоял с гитарой за кулисами и пытался играть вместе с ним, получая таким образом бесценный опыт!
Естественно, поговорил о своей знаменитой семиструнке JEM 777 (Ibanez, собственная разработка, - впрочем, вряд ли кто-то из присутствующих этого не знал), сказал, что практически не пользуется другими инструментами,- ну, еще только акустикой Gibson, Ibanez Euphoria (опять же своей разработки) и ситаром Coral. Что усилители и примочки тоже разрабатывает сам (одна из них - "Bad Horsie" носит название ну очень страшной композиции, в которой его безумная гитара то ревет паровозом, то ржет лошадью).

Сидячий зал Горбушки реагировал бурно и, пожалуй, немного неадекватно - встречая дружным ревом и продолжительными аплодисментами каждую реплику fртиста. "Вы хлопать не устали?" - намекнул он, но публика завыла еще громче. Человек, попавший в зал случайно, решил бы, что оказался на вечере юмора.

Время пролетело быстро и незаметно, помимо упражнений, Стив сыграл всего три композиции - "Lotus Feet" (предварив ее историей о девушке, пришедшей молиться к озеру и воспарившей в состоянии эйофрии - "воспарение", как и многие образы в его музыке ощущалось буквально кожей), "For The Love Of God" и, если не ошибаюсь, "Crying Machine".
Четвертым номером программы был замечательный джем с Александром Филоненко (барабаны) и Виктором Левченко (бас) - Вай явно получил удовольствие от игры с такими прекрасными музыкантами.

По окончании мастер-класса Вай заявил, что после такого приема непременно предложит Сатриани включить Россию в график очередного G3 Tour!
Будем ждать с нетерпением.

23.03.2006, Анастасия ЯГОДИНА (ЗВУКИ РУ)