ФЕСТИВАЛЬ  Опасная глубина

Вопреки недвусмысленным ассоциациям, которые уже успели потерять свое первичное значение, любителю вокальных изысков было весьма любопытно, насколько глубокие глотки будут представлены в Культурном центре. И надо сказать, мы в своем любопытстве были не одиноки...

"Глубокая Глотка, или Опасные Связки" - это ежегодный фестиваль голоса, который проводится в московском Культурном центре ДОМ на протяжении семи лет - первый фестиваль состоялся в 1999 году, вызвав, смею предполагать, уже одним своим названием волнение в окультуренных массах. Говорят, фестиваль заимствовал свое имя у одноименного порнофильма. Поверим на слово.

Вопреки недвусмысленным ассоциациям, которые, к слову сказать, уже успели потерять свое первичное скандальное значение, мне, нечастому посетителю ДОМа и любителю вокальных изысков, было весьма любопытно, насколько глубокие глотки будут представлены в Культурном центре. И надо сказать, я в своем любопытстве была не одинока - перед началом второго дня фестиваля зал очень быстро наполнялся разновозрастной публикой. В программе были обещаны швейцарские музыканты - Эрика Штуки (вокал), Мэтью Пэрин (sousaphone), Джон Сасс (туба), и гости из Челябинска - Ольга Леонова (вокал), Даша Онищук (вокал), Новый Художественный Ансамбль.

Собственно, челябинцы и начали фестивальную программу. Только с названием группы вышла накладочка. Лев Гутовский, лидер т.н. "Нового Художественного Ансамбля", представил свою группу как проект "Сирота", затем быстро исправился, оговорив, что это название уже неактуально, и предложил считать предстоящее выступление проектом "День Сурка", со всеми вытекающими из этого названия аллюзиями. Но и "сиротливые сурки" не открыли концерт. На "разогрев" поставили самую молодую участницу фестиваля - Дашу Онищук. Пианист Гутовский долго пытался дать понять зрителям, что же именно их ожидает. Говорил о том, что обнаружился талант в его подшефной совершенно случайно, что барышня исполняет исключительно авторские вещи, и исключительно на непонятном даже ему, каком-то "птичьем" языке; что творчество m-lle Онищук бьет "выше пояса", в отличие от песнопений выходцев "Фабрик", рассчитанных на нижние чакры; что циники, услышав ангельский голосок Даши, должны рыдать. Скажем прямо, обошлось без рыданий, но слушать себя девочка заставила.

Откровенно красивое, на вид пятнадцатилетнее дитя, предусмотрительно поставив подле рабочего места чашку с теплым чаем, усаживается за рояль и под собственный аккомпанемент заводит странные трелеобразные попевки. У Даши несильный, дрожащий от волнения, но верно интонирующий голосок-сопрано; очевидная тяга к диссонирующим интервалам, частым форшлагам и атонально-внеритмической организации песен. Даша пташкой прыгает из октавы в октаву, явно не придает значение и без того полубессмысленным текстам, походящим на птичье чириканье. Девочка играет со словами, словосочетаниями и звуками, как если бы ей было лет на десять меньше, чем есть на самом деле. Так совсем еще малыши наугад составляют слоги, с интересом наблюдая за тем, что исторгается из их собственных уст. Начиная петь якобы на английском, юная вокалистка коверкает и упрощает произношение слов этого иностранного языка до того, что он начинает смахивать на латынь, а потом вообще утрачивает свои характерные черты. "Ай кэн сынк бу сорк са фа со ля ми" - примерно так выходит.

Песни у Даши гармонически интересные, пестрящие нестандартными решениями, но довольно однообразные в отношении ритмических рисунков; тембр по-детски гнусавый; чувствуется, что девочка вряд ли брала уроки вокала. Впрочем, и правильно, что не брала. Какой бы учитель одобрил подобную композиционную деятельность. Думается, что редкий учитель. По чести говоря, большие сомнения я испытываю и на тот счет, что Дашины сверстницы когда-либо предлагают ей "спеть что-нибудь из новенького" на каком-нибудь девичнике. Тому, что делает этот, по сути, шаловливый и (уверена) интравертный ребенок, место найдется скорее в детской комнате фамильного дворянского особняка, - за роялем, или чего лучше, клавесином, да чтобы маменька, слушая избранные произведения, выполненные в настроении "Грачи прилетели", ласково ерошила чаду волосы и приговаривала: "Ах, ты моя выдумщица!". Ну, или как вариант, еще можно в московском ДОМе выступить, перед любителями авангарда и всяческой альтернативы. А-ля кейждевское произведение продолжительностью в 10 секунд или маршевый рефрен "Гудбай, ба-ба-ба-бай!" - дорогого стоит. Вот и внимают искушенные выступлениями звезд "Другого Искусства" девичьим экзерсисам, которые не пропустили бы ни на школьный вечер, ни на отчетный академ-концерт в музыкальной школе.

Группа, оказавшая Даше Онищук протекцию и привезшая ее вместе с собой в Москву, - ранее упомянутая "Сирота" aka "День Сурка" aka "Новый Художественный Ансамбль", шла вторым отделением. А в перерыве, когда Львом Гутовским было высказано предложение всем немедленно "антрактироваться", давали кино. Отрывок из знаменитого "Eyes Wide Shut" (и снова фигурирует число 1999 - год выхода фильма) - где между героями Николь Кидман и Тома Круза происходит очередное выяснение отношений под воскурение определенных трав. В момент, когда Кидман обуревает истерический смех и она, в состоянии интоксикации, падает на пол, фильм начинает "сбоить" и зацикливается. Поначалу всем присутствующим кажется, что зависла программа просмотра, но не тут-то было. Из приступов Кидмановской истерики челябинскими умельцами была сделана искусная нарезка, построенная по принципу форматного музыкального произведения, и выдалась она действительно занятной, подтверждением чему стал здоровый смех по другую сторону экрана. После того, как Николь в припадке исколотила себя парой сотен ударов в живот, художественно сгруппированных режиссерами в ритмические пследовательности, фильм снова обрел сюжетную линию и благополучно завершился там,... где было задумано, опять же, челябинцами. На фоне тяжелого томокрузовского взгляда на сцене появилась инвалидная коляска с сидящим в ней Львом Гутовским, якобы врач и якобы медсестра. Впрочем, немного об авторском замысле номера.

Так называемая Пьеса #2, с которой музыканты выступили на фестивале и которая была подготовлена специально для него, в оригинале представляет собой произведение "Sometimes I Fell Like A Motherless Child", написанное в начале XX-го века (автор Harry Thacker Burleigh), исполнявшееся за век своего существования и Вэном Моррисоном (Van Morrison), и Элвисом Пресли (Elvis Presley), и Джин Ли (Jeanne Lee); версия последней, опущенная на нону, как раз и была использована в Пьесе #2. Подготовка музыкантов к фестивалю проходила в режиме дистанционного взаимодействия - вокалистка Ольга Леонова изучала ноты и аранжировку, находясь в Турции (хотя, если по чести, то при должном импровизационном подходе учить там абсолютно нечего), а пианист и контрабасист репетировали непосредственно в Челябинске. Программа представляет собой сочетание записанных в цифровом формате треков и живого исполнения; художественный посыл произведения заключается в том, что в госпитале парализованный мужчина пристает к молодой привлекательной медсестре, и вместе они, якобы от нечего делать, создают что-то этакое. Да, и про "День Сурка" же не забывайте. А "Сирота", по всей видимости, проистекает от названия оригинальной песни - Motherless Child.

Итак, ненавидящий взгляд Тома Круза на стене; парализованный пианист; здоровая медсестра с бокалом чего-то теплокоричневого, по виду коньяка, но не исключено, что и чая; невозмутимый контрабасист - Пьеса #2 началась. Если вкратце, то произведение представляет собой немудрящий гармонический цикл (повторяющийся рефрен песни под аккомпанемент трех-четырех рояльных аккордов и трех-четырех контрабасовых нот), на фоне которого накладываются синтетические и шумовые эффекты (что-то сродни треску джековых входов в динамиках), а также воссоздаются звуки собачьего лая и хорового пения. Медсестра попивает коричневую жидкость, болтает ногами, сидя на стуле или пританцовывает, иногда поет. В целом - довольно любопытный образчик эмбиент-минимализма, встреченный публикой на "ура".
Но вокальные изыски фронт-вумен группы "НХА", Ольги Леоновой, заставили усомниться в "глубине"... не то, что бы глотки, но художественного замысла. Слушать вторичную Саинхо Намчылак - вернее, голые гортанно-фальцетные эксперименты, не сопровождающиеся содержательной составляющей, - честно говоря, малоинтересно.

Швейцарская участница фестиваля, хедлайнерв 2-го дня, Эрика Штуки осталась для многих terra incognita. Начало ее концерта пришлось на половину двенадцатого вечера. Тем не менее, выступление вокалистки в сопровождении сузафона и духовых оставило по себе интереснейшие впечатления: Эрика совершенно неожиданно исполнила несколько интересно реаранжированных композиций из репертуара рок-легенд: "Kashmir" и "Black Dog". Поразила артистически-красивым перформансом и теплотой в общении. запомнилась виртуозной работой с бэк-сэмплами и секвенсором, когда вокал переходит в звук тубы, а туба постепенно доходит до пронзительной легкости и растворяется в тишине. И напрочь перечеркнула предыдущие выступления профессионализмом.
Ведь этого мало - хорошо петь. Мало - использовать нестандартные сочетания инструментов и вокала. надо еще уметь делать это так, чтобы зрителю было, о чем вспомнить.

21.03.2006, Татьяна БАЛАКИРСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - Опасная глубина - ваше мнение о статье
  • видимо челябинцы успели достать так что на штуки сил не хватило бывает
    Написал(a): yoko, 22/03/2006 18:09
  • Жаль, что так мало про Эрику Штуки и так много про челябинцев, которые всех достали.
    Написал(a): Velta, 22/03/2006 16:20
  • Позор автору! http://mrakov.livejournal.com/312672.html
    Написал(a): zZz, 22/03/2006 15:34
  • Гутовский Лев.....Гутовский!
    Написал(a): promo, 22/03/2006 9:53
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

19:00 – Ресторан Shore House –  ШУРА ШУРА »»

20:00 – Клуб Volta – ЛЕСОПОВАЛ ЛЕСОПОВАЛ »»

Хроника18/08

1949 – Ralph Flanagan Orchestra записывают одну из первых пластинок на воске. Это сингл «You’re Breaking My Heart»  »»

1958 – Пластинка "Короля мамбо" Переса Прадо получила одну из первых "золотых" наград ассоциации RIAA - cингл "Patricia" был продан тиражом более миллиона копий  »»

1969 – Мик Джаггер был случайно ранен выстрелом в руку во время съемок фильма «Нед Келли» в Австралии  »»

1971 – Магистр электроники Ричард Дэвид Джеймс aka Aphex Twin родился в Ирландском городе Лимерик. Афекс - известный композитор, dj и продюсер, чей конек - техно, эмбиент, эсид, драм-энд-бэйс, Intelligent Dance Music. Ни одного лимерика он так и не написал  »»

1997 – The Rolling Stones начали мировое турне "Bridges to Babylon" с пресс-конференции под Бруклинским мостом. К месту проведения конференции Мик Джаггер, Чарли Уоттс, Ронни Вуд и Кит Ричардс прибыли из Манхэттена в вишнево-красном кадиллаке 1955 года выпуска с полицейским эскортом  »»

Curtis JONES

Григорий Максимович ПЛОТНИЧЕНКО

Lee JACKSON (1921)

Oscar BRASHEAR (1944)

Sarah DASH (1945)

Владимир МИГУЛЯ (1945)

Наталия ВЕТЛИЦКАЯ (1964)

Johnny OSBORN (1972)

MIKA (1983)

Frances Bean COBAIN (1992)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить