Benjamin LEGRAND  Sings Michel Legrand

Европейские альбомы - cовсем не то, что американские. Тем более, если речь идет не о популярной музыке. Подходить к ним нужно с разных позиций, с разных точек зрения. Диск "Benjamin Legrand Sings...

Европейские альбомы - cовсем не то, что американские. Тем более, если речь идет не о популярной музыке. Подходить к ним нужно с разных позиций, с разных точек зрения. Диск "Benjamin Legrand Sings Michel Legrand", выпущенный лейблом XIII Bis в июне 2005 года - прекрасный пример справедливости этого утверждения.
Бенджамин Легран (Benjamin Legrand) задумал спеть песни, сочиненные и аранжированные в разное время своим великим отцом - французским композитором армянского происхождения Мишелем Леграном (Michel Legrand). Сразу хочется отметить, что всему тому, что делал Мишель Легран, дать какое-либо конкретное, однозначное определение достаточно трудно. На первый взгляд, это типичная французская эстрада, в то же время у Леграна масса работ чисто джазовых. Ну, например, в 1957 году он сделал аранжировки классических джазовых стандартов для французского оркестра, через год он записал альбом своих собственных работ Legrand Jazz с такими сайдменами как Майлс Дэвис (Miles Davis), Джон Колтрейн (John Coltrain), Бен Вебстер (Ben Webster), Бил Эванс (Bill Evans), Арт Фармер (Art Farmer) и др. Через 10 лет он записывает со своим трио альбом чисто джазовой музыки. Наконец, он пишет (и записывается сам в качестве пианиста и дирижера большого оркестра) для диска Стэна Гетца (Stan Getz), Сары Воан (Sarah Vaughan), Фила Вудса (Phil Woods)... Некоторые из его пьес сегодня считаются классикой джаза, стандартами - What Are You Doing the Rest of Your Life, Watch What Happens, The Summer Knows. Если внимательно вслушаться в его композиции, формально принадлежащие к эстраде, то и там тоже можно найти большую толику джазовых интонаций.
Так что официально Бенджамен изначально имел дело с почти джазовым материалом и записал почти джазовый альбом. И вот тут-то надо вернуться к заявленному в начале. Конечно, французский джаз, - тем более, представителей старшего поколения, - имеет свои яркие отличительные черты. Это в первую очередь, обязательная мелодичность и почти обязательно - песенный жанр. И если сейчас это встречается не так часто, то лет двадцать и раньше это было только так. Песня, красивая мелодия у французов всегда стояла на первом месте. И импровизация у них тоже всегда мелодичная. Основная тема всегда узнаваема и обращаются с ней очень осторожно. И это, наверное, главная отличительная особенность французского джаза.
По всем этим параметрам наш сегодняшний диск - типичный французский джазовый альбом. 16 композиций Мишеля Леграна достаточно разных по настроению. Чтобы быть абсолютно точным, надо сказать, что Легран-старший является аранжировщиком всех тем и автором большинства из них. Так, среди них есть, например, Mack the Knife, авторство которой не вызывает сомнений. Правда, поет этот хит Бенджамин на французском и по-французски! Остальные, судя по навеваемому настроению, явно созданы французским автором. Так вот, Бенджамин поет красивые песни, слегка играя гармонией, ритмами, создавая неуловимый или лишь слегка уловимый джазовый дух. Поет он расслабленно, но с душой. Импровизаций почти нет, лишь в кодах некоторых песен, солист позволяет себе скэт в духе Эла Джарроу (Al Jarreau). Да изредка солирующий инструмент, труба или клавишные, выделывает какие-нибудь коленца, словно напоминая, что авторство произведений принадлежит композитору с джазовыми наклонностями.
Аранжировки выдержаны в минималистской манере, основная тяжесть возложена на клавишные и перкуссию. Остальные инструменты не выделяются, их почти не слышно. И опять стоит заметить, что даже когда звучит биг-бэнд, он все равно звучит не так, как ту же вещь играл бы оркестр, скажем Эллингтона (Ellington) или любой другой американский бэнд. Приемы, подходы, манера - другие. Опора на красоту, мелодичность, а не на технику. Ну, приблизительно то, что мы видим и на экранах. И если вы в состоянии почувствовать разницу между боевиком голливудским, скажем, с Мэлом Гибсоном, и французским с Депардье, то вы поймете о чем я. При всем том, здесь присутствует и свинг, и драйв и джазовый дух импровизации. Но вот музыкальной эквилибристики, например, или усложнения ради демонстрации собственной значимости, нет. И это делает диск доступным для широких масс любителей музыки.
Присутствуют на диске и два дуэта - с Наташей Атлас (Natasha Atlas), но главный, конечно, с самим Мишелем Леграном. Удивительно нежный, романтический, красивый и слегка приджазованный. И совсем неважно, что голоса у обоих совсем не классические, а типично французские, как у среднего шансонье. Зато поют они с большим чувством. И эта последняя песня как нельзя лучше характеризует весь альбом.

17.03.2006, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)