CHUMBAWAMBA  Случайная жизнь анархиста

Найдите десять отличий между Chumbawamba и Монгол Шуудан. Потому что сходство мы вам объясним сами.

Монгол Шуудан никогда не смотрелся всецело "своим" ни в одном сборном концерте. От соратников по рок-сцене банда Валерия Скородеда отличаласьанархической тематикой, абсолютной серьёзностью и разгульными почти народными песнями. Почти все "полнометражные" концерты, будь то презентация нового альбома или празднование Дня рождения Нестора Махно, чьи устремления во многом повлияли на творчество группы, Монгол Шуудан вытягивал в одиночку.

Единственная группа, продвигающая в массы заветы анархизма с такой же маникальностью, как и "монголы", обнаруживается в Англии. Имя ей - Chumbawamba. Группу эту организовали в 1983 году обитатели сквота, с тех пор её история ассоциируется исключительно с дебошами и погромами, а критика называет её участников не иначе, как "бессердечными ублюдками". Chumbawamba никогда не могла похвастаться стабильным составом. Над каждой пластинкой колдовали по 8-10 музыкантов, не считая бесчисленных сессионников.

Подобные катаклизмы неизменно раздирали и "шууданов". До недавнего времени их состав радикально обновлялся каждые 2-3 года, так что к настоящему моменту в послужном списке Монгол Шуудана значится добрых четыре десятка "почётных членов команды".

И Chumbawamba, и Монгол Шуудан политически активны, но при этом они принципиально никогда не поддерживали ни одну из правящих партий. Контакты с официальными структурами у обоих коллективов неизменно завершались грандиозными скандалами. Так, выборы 1987 года Chumbawamba ударно встретила песней, пародирующей название священной для каждого панка пластинки Sex Pistols - версия анархистов звучала как "Never Mind The Ballots", то есть "Наплевать на бюллетени". Ещё более провокационно поступила шайка Скородеда, исполнившая на 200-летии Пушкина песни на стихотворение "Чёрная Шаль", где "солнцем русской поэзии" упоминаются "презренный еврей" и похотливый армянин. Несмотря на то, что из песни слов не выкинешь, санкции официальных структур последовать не замедлили - и "монголы" ответили за Пушкина.

Тексты Chumbawamba и Монгол Шуудана перенасыщены алкогольными натуралистическими подробностями. Сравните, например, строки "Я дёрну виски, затем какао. А когда мне захочется блевануть, я сделаю это в кухонную раковину" и "Трамвай качнулся, блеванули все, а я стакан держу - и я во всей красе". Оно и неудивительно, ведь означенные группы, как никто, умеют доверительно разговаривать с простыми работягами на их языке, не впадая в панибратство, моветон и пошлость. Если Chumbawamba записали в своё время диск старинных рабочих песен "English Rebel Songs", то в послужном списке столичных хулиганов имеется жестокий альбом "Сплошь и Рядом" с хитами о гиперсознательном сантехнике, увлечённом сотруднике гондонной фабрики, алчном кондукторе, незадачливом кучере и потерявшем квалификацию тамаде.

Ну и наконец еще одна общая черта: ближайший концерт этих групп состоится в Москве.
Chumbawamba и Монгол Шуудан
1 апреля
Апельсин.
Chumbawamba соло:
31 марта
Санкт-Петербург, клуб "Платформа"

16.03.2006, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)