MOONSPELL  Русская рулетка для португальского шамана

Таких людей можно встретить нечасто. Ради беседы с ними преодолеваешь сотни километров, жертвуешь ночным сном, терпеливо идёшь по следу, пока не свалится когда-нибудь на голову радость десятиминутной встречи. Однако о том, что интервью с Фернандо Рибейру во время нынешнего приезда Moonspell в Россию все же состоится, наш корреспондент не подозревала и за две минуты перед самым его началом...

You're a beast, evil one
Above your head lays a Star

Таких людей можно встретить нечасто. Ради беседы с ними преодолеваешь сотни километров, жертвуешь ночным сном, терпеливо идёшь по следу, пока не свалится когда-нибудь на голову радость десятиминутной встречи. Однако о том, что интервью с Фернандо Рибейру (Fernando Ribeiro) во время нынешнего приезда Moonspell в Россию все же состоится, ваш корреспондент не подозревала и за две минуты перед самым его началом.
Вопросы к создателям музыки и лирики, напоминающих дайджест культурных явлений планеты, - вокалисту Фернандо и барабанщику Майку Гаспару (Mike Gaspar), в сущности, представляют "все, что среднестатистический зритель хочет знать о Moonspell". Беседа протекала в непринужденной обстановке и без диктофона; стенограмма прилагается.

Звуки.Ru: - Фернандо, перед выходом альбома "Antidote" ты говорил, что вы нашли свой стиль, свое звучание. И что теперь вы будете работать, взяв найденное за основу. Прошло три года - и на свет появляется "Memorial", яснейшее возвращение к корням, имеющее мало что общего с прошлым релизом. Что послужило причиной такой перемены?

Фернандо Рибейру: - Вообще-то мне не кажется, что произошли какие-то серьёзные перемены - мы делаем именно так, как я и говорил - развиваем найденное звучание. Совмещаем его с тем, что было раньше, добавляем что-то новое, играем со звуком. Написание музыки очень похоже на русскую рулетку - невозможно предугадать, что получится на этот раз. Единственное мы уже знаем точно - "Memorial" - лучшее, что Moonspell когда-либо делали за всю историю.

Майк Гаспар: - Возможно, "Memorial" будет напоминать "классические" альбомы ещё и по той причине, что мы вернулись к Вольдемару Сорихте (Waldemar Sorychta), который, как ты знаешь, продюсировал наши первые релизы. В записи "Antidote" он поучаствовал лишь частично, но уже тогда мы решили, что в следющий раз хотим работать именно с ним. Мы очень довольны, запись проходила просто здорово!

Звуки.Ru: - За время существования группы вы не один раз играли на одной сцене с Tiamat, и не единожды я слышала, как вас сравнивают друг с другом. Точнее - проводят параллели, ведь всем известна страсть Эдлунда (Johan Edlund) к экспериментаторству. Как вы относитесь к подобным сравнениям, можно ли вообще так говорить?

Фернандо: - О! Ну если всё и впрямь так, то для нас это большая честь! "Tiamat" - одна из хороших групп, чье творчество мы очень уважаем. Они относятся к тому же поколению групп 90-х, что и мы. Многие из коллективов, прогремевших в это время, сделали что-то новое в тяжёлой музыке - Moonspell, Anathema, Katatonia, Morbid Angel... Moonspell - это вызов ограниченности, мы постоянно совершенствуемся, а значит, что-то меняем. И Tiamat поступают точно так же. Так что это очень хорошее сравнение.

Звуки.Ru: - Одна из находок, принадлежащих Moonspell - использование в тяжёлой, готической или думовой, музыке народных инструментов. Эта идея возникла спонтанно, или, может быть, кто-то из вас вдохновляется наравне с классической музыкой ещё и фолком?

Фернандо: - Совершенно не обязательно увлекаться фолком, чтобы написать партию на каком-нибудь народном инструменте. Хотя мы, конечно, слушаем и национальную музыку. Мы стараемся донести до слушателей колорит южной культуры, но не ограничиваемся только португальскими элементами. Нам интересно добавлять в песни элементы world music, но решение использовать что-то подобное приходит скорее под влиянием литературы - легенд разных народов нашей планеты.

Звуки.Ru: - Может быть, тебе будет ещё удобнее передавать национальный колорит, исполняя песни на португальском? Известно, что тексты для вас не менее важны, чем музыка, не сложно ли писать их на неродном языке?

Фернандо: - Ничуть! На мой взгляд, английский идеально подходит для исполнения песен, особенно - тяжёлых. Это вообще "металлический" язык, английские слова прекрасно звучат. Да и писать мне намного проще именно на английском, а не на португальском. Мы очень хотим, чтобы поклонники задумывались над смыслом текстов, и это ещё одна причина, почему лучше сочинять их на языке международного общения. Естественно, я использую в текстах и португальский, - например, в "Alma Mater", в "Ataegina" - есть вещи, которые просто нельзя сказать иначе, - но при этом важно всегда соблюдать баланс. Да, баланс здесь - ключевое слово.

Звуки.Ru: - Ты, наверное, слышал, как русская группа Butterfly Temple исполняет вашу "Alma Mater". Да и не одни они на свете, думаю, играют Moonspell. Как ты относишься к тому, что кто-то играет твои песни?

Фернандо: - Butterfly Temple играют ещё и "Wolfshade", и получается у них очень неплохо. И хотя помимо хорошего мне приходилось слышать и ужасное исполнение наших песен, то, что кто-то играет кавера Moonspell - это здорово, ведь это значит, что публике хочется нас слушать даже на концертах других групп. Разучивать чужую песню - это своего рода развлечение, мы тоже когда-то играли Black Sabbath, например. Нам просто очень нравилось привносить что-то своё в любимые песни. Если уж делать кавер, то подходить к вопросу надо творчески, чтобы людям потом было интересно услышать известные композиции, исполненные по-новому.

Звуки.Ru: - После своего прошлого приезда в Россию ты говорил, что в восторге от нашей страны, что тебе очень понравился переезд на поезде из Питера в Москву. А что насчёт нашей публики, - есть ли разница между питерскими и московскими фанатами? У нас ходит много разговоров о различии поклонников в обеих столицах, хотелось бы узнать твои впечатления.

Фернандо: - Я действительно был очарован Россией, и на этот раз восторгов не меньше. У вас неповторимая культура, величайшая литература, совершенно особый менталитет, и он нам очень нравится. Что же касается столиц, то в Санкт-Петербурге чувствуется сильное романское, европейское влияние, в то время как Москва - совершенно уникальный, русский город. Нас встретили одинаково тепло в обоих городах, у вас замечательная публика, но если бы нам предложили вернуться ещё раз в один из городов, то я бы выбрал Москву из-за её самобытности.

Звуки.Ru: - Ну и напоследок, по правилам хорошего тона, надо задать тебе какой-нибудь смешной вопрос. В свете сегодняшней, забавной и плачевной, пресс-конференции, хочется узнать, как ты относишься к тупым вопросам?

Фернандо: - Люди, задающие глупые вопросы, глупы! Ну а если серьёзно, то всякое бывает. Возможно, кому-то было очень интересно узнать про нас определённые вещи, пускай они и звучали глупо. Если мне предоставляется шанс пообщаться с любимым музыкантом, я и сам могу спасовать и сказать какую-нибудь несуразность.

13.03.2006, Катерина КИСЕЛЁВА (ЗВУКИ РУ)