Жанр  Russian post-rock: а был ли мальчик?

В последнее время в рядах слушателей стало модно говорить о пост-роке. Тем временем сами музыканты, группы которых критики и слушатели относят к пост-року, открещиваются от этого ярлыка... Как же обстоят дела на самом деле?

Когда на очередном концерте шотландской группы Mogwai к сцене рвались малолетние тусовщицы, между делом выкрикивая в лицо недовольным, что их "нереально прет" от этих небритых мужиков, - многим, наверное, было не по себе. Была, значит, группа независимая, а стала модная? Неужели музыка, в которой гитарная ярость сочетается с минималистическими переливами и эмбиентом, а всеобщее напряжение сменяется "утром на кладбище", теперь заменила в умах юных девочек "готику" и "эмо"? В рядах юных слушателей стало модно говорить о пост-роке...

Но не надейся, читатель, что прилавки магазинов твоей страны теперь будут доверху завалены "непростой" музыкой, а по телевизору вместо карамели и блесток начнут показывать угрюмых парней с гитарами. Конечно, к нам приезжали и Tortoise, и A Silver Mt. Zion, однако на общую ситуацию это мало повлияло. На телевидении и радио подобную музыку никогда не продвигали - сложные 10-минутные композиции в формат каналов и станций попадут разве что после смерти всех программных редакторов. А продажи пост-роковых альбомов, если и выросли, то незначительно. Басист Silence Kit Сергей Богатов говорит: "если смотреть на реальное положение, то у "пост-рока" у нас больше паблисити, прессы, чем денег или проданных дисков. Но критика уже начинает поворачиваться жопой".
Заметьте, Богатов употребляет термин "пост-рок" в кавычках. У музыкантов, композиции которых можно условно причислить к этому стилю, есть общая черта: они стараются это словечко применительно к собственному творчеству не употреблять. Не хотят, чтобы их впихивали в прокрустово ложе медийных ярлыков и всячески открещиваются от них.

  • Источники: Любопытно, что на Западе, который породил пост-рок, сложилась аналогичная ситуация. Сам термин, как принято считать, в 1994 году ввел в обиход журналист Саймон Рейнольдс, рассказывая об альбоме группы Bark Psychosis "Hex". В качестве дополнительного материала для изучения он назвал такие команды, как Seefeel, Laika, Disco Inferno, Main, Techno Animal. Собственно говоря, припомнив Pink Floyd c Can, в описании музыки большинства груп можно было ограничиться терминами "психоделия" или "рок-авангард". Но слово "пост-рок" звучало гораздо внушительнее. Ведь термин выражает не только то, на чем музыка стиля основана, но и то, что она из себя хочет выдавить...

    "Silence Kit" утверждают, что теперь они играют "space-rock", потому что "уже переболели пост-роком". Появившись в апреле 2001-го года и записав два альбома, группа заслужила среди критиков статус "главной инди-группы России". Если первый диск команды представлял собой жанровые эксперименты в рамках песенного формата, то второй содержал три очень длинные композиции практически без вокала, зато с большим обилием шумов, шорохов и красивых мелодических трансформаций. На счету у группы - выступления с британцами из Hood и Piano Magic, повторное издание полюбившихся публике альбомов на независимом лейбле.
    Звуки.Ru: - Справедливо ли утверждение, что для России это должно быть особенно близко, поскольку пост-рок берет многое из классической музыки?
    Сергей Богатов: - Скорее, справедливо в том смысле, что пост-рок - музыка преимущественно инструментальная. То есть изначально не надо запариваться на тему: петь по-русски или по-английски, а если по-английски, то тут акцент и вообще...

    Для некоторых групп и музыкантов пост-рок стал неким полем экспериментов, в котором можно проводить игры со звуком. К примеру, гитариста Дмитрий Полещук из группы Пилоты в дыму создал сайд-проект Босх с тобой. В студии он работает один, на концертах привлекает еще трех музыкантов. Релизов - две штуки. Первый, "Птицы и рыбы", длится 49 минут: это три объемных трека, в которых все аморфно и атмосферно, в записи задействованы и скрипки, и там-тамы. Прошлогодний "День здесь, Ночь Здесь" поделен на две части, из которых вторая - целиком эмбиентная. Надо сказать, вживую "Босх" звучит совершенно иначе, поэтому Дмитрий планирует в скором времени выпустить запись концертного альбома.
    Звуки.Ru: - Как вы сами определяете такой стиль, как пост-рок?
    Дмитрий Полещук: - Сейчас "пост-рок" стал слишком широким термином, применимым к группам, играющим совершенно разную музыку. Сказать, что группа играет пост-рок, - все равно что не сказать ничего. Возьмите, для примера, Rachel's и Я Слева Сверху. Отличные команды, в музыке у них нет ничего общего, а называют и тех и других пост-роком. Кроме того, я стал часто сталкиваться с тем, что, если люди не знают, как определить стиль группы, они определяют его, как "пост-рок".

    Полещук сетует, что в России таким командам, как его, тяжело пробиться к широкой публике. Московский квартет Verba, наоборот, пытается спрятаться от славы. Группа приняла участие в масштабном проекте по переозвучиванию немого кино - музыканты написали музыку к фильму "Молчи, грусть, молчи" с Верой Холодной в главной роли. Однако лидер группы Илья Зинин оценивает перспективы команды довольно осторожно: "Мы всегда писали музыку для друзей. Сейчас вот собираемся сделать для них сингл - потому что к альбомы мы морально не готовы. Все от нас чего-то ждут, а мы хотим переждать..."

    Мои ракеты вверх - пример иного подхода. Команда долгое время числилась в гранджевом батальоне, но с записью дебютного альбома начала выступать и на более интеллектуальных вечеринках. Альбом выпущен не только в России, но и в Австралии, в Швейцарии. В начале февраля музыканты выпустили диск с длинным названием - Nuclear weapon mushroom potato chips'. И, разумеется, эта группа тоже не причисляет себя к стилю, заявленному в теме статьи. Любопытно, что клишированную схему построении пост-роковых композиций они называют "морковной" - видимо, ассоциируя своих слушателей с лопоухими кроликами.

  • Источники: Tortoise, Mouse on Mars, Stereolab, Mogwai, Dirty Three, Mars Volta, Muse, Add N To (X), Godspeed You Black Emperor!, Sigur Ros - между этими группами существует огромная разница в возрасте, контексте и задачах. Но с легкой подачи журналистов их все начали подгонять под симпатичное определение "пост-рок". Поздние Talk Talk и Slint были названы родоначальниками жанра. Иногда критики проявляют потрясающую неосведомленность, именуя пост-рок то жанром, то стилем.

    На периферии пока что больше разговоров о том, что Mono велики, а Exhaust сдулись, нежели новых интересных имен. Липецкие Los Bananas - глоток свежего воздуха. В составе группы - фагот, аккордеон, металлофон, флейта, саксофон.
    Звуки.Ru: - Сколько лет вашему проекту и из чего состоит ваша музыка?
    Рубомяс, гитарист Los Bananas: -- Мы играем с 1993 года, испробовали кучу разных стилей, до 2001 исполняли исключительно тяжелую музыку. Где-то в 2002-2003-м решили отказаться от дисторшнов и принялись сочинять медленные печальные композиции, обогатив звучание аккордеоном, духовыми, клавишами и электроникой." В 2004-м группа записала ЕР, который не предназначался для издания, а был сделан специально в подарок группе 7Раса, так как включал кавер на одну из их вещей. Через год появился ещё один ЕР. Сейчас "Бананы" работают над полноформатником, где Растич будет петь. "Параллельно мы занимаемся и ещё одним направлением в творчестве, которое реализуется на живых выступлениях. Осенью 2005-го на выступлении в клубе 35ММ в Москве мы записали живой альбом с этой программой, который сейчас находится в стадии сведения и выйдет весной на лейбле INDIE-GO!", - говорит группа.
    Звуки.Ru: -Так-так, а что там о пост-роке?
    Рубомяс: - Под эту категорию формально попадает творчество очень многих групп. Общей для них лично для меня остаётся некая эмоциональная подоплёка, несущая на себе печать сентиментальных и романтических образов. Музыка эта, однозначно, сложная и глубоко индивидуалистичная по своей сути (в контексте диалектического единства творца и потребителя творческой деятельности). Это музыка "частных" эмоций, которые аппелируют к личностному чувственному опыту как исполнителя, так и слушателя. Музыка, с которой можно остаться наедине. Кстати, любопытно, что у нас, к примеру, фаготист закончил знаменитую Гнесинку, и никогда не слушав ни одной пост-роковой группы, он, тем не менее, отлично улавливает настроение этой музыки и успешно воспроизводит его"
    .

  • Эпигоны: Ну, а если есть движение, значит, можно использовать общие черты этого движения, клонируя удачные проекты. Однако никто еще не оказывался гением в разделе "эпигоны". Встречая на российских форумах объявления типа: "Ищем гитариста в пост-рок-группу", не удивляешься, почему же в итоге все новички всплывают на поверхность кверху брюхом...

    Питерский Klever - явление уникальное. Пост-роковая размеренность и эмоциональность здесь уживается с фолковыми напевами, за которые отвечает Дмитрий Гольцман. За шестилетний период состав неоднократно менялся, теперь в команды - барабаны и гитара, а Митя отвечает за "народные и инародные духовые и недуховые инструменты" - жалейки, мелодики, дудки. Музыканты называют свою музыку "независимая психоделика". Недавно взяли басиста, в прошлом году издали дебютник "In the name of peace and progress". На одном из местных каналов их даже согласились прорекламировать - если они сократят свои композиции до 3-4 минут. Но парни настояли на своем.
    "Любой новый стилистический ярлык изначально возникает из уст музыкального критика относительно определённого коллектива и его конкретной работы, - считает Гольцман. - так и стиль пост-рок был придуман музыкальным критиком X относительно альбома Y группы Z. То есть определённый набор элементов конкретных стилей (помню лишь эмбиент, джаз, IDM и что-то ещё) критик назвал пост-роком. Группы, которые сознательно пытаются играть в стиле 'пост-рок' и, как по кулинарному рецепту добавляющие в строгих пропорциях разные стили в свою музыку, могут носить на себе этот ярлык. Собственно, к этому они и стремятся. Они превращают уникальную музыкальную "точку" в пространстве в "линию", а потом и в "поток" - в mainstream. Музыканты, изначально играющие что-то своё, уникальное, доселе не слышанное - пускай они продолжают играть. Не лепите к ним ярлыки или придумайте какой-нибудь уникальный, собственный. Есть ли пост-рок в России или нет и какова его судьба - не мне, музыканту, судить. Могу сказать лишь то, что "Klever" изначально существовал вне стилистики. Мы собрались для того, чтобы играть инструментальную музыку. Ту музыку, которую способны воспроизвести наши музыкальные инструменты именно в наших руках. Я считаю, у нас свой путь.".

  • Источники: И чикагцы из Tortoise, и шотландцы из Mogwai неустанно твердят о своей непричастности к пост-року. Что не мешает продавать их музыку, приклеивая на компакты прибыльные ярлыки. Но, похоже, на Западе музыкантам все реже задают вопросы об их музыкальной ориентации. Надеюсь, вскоре эти вопросы перестанут задавать и у нас.

    Категоричнее всего о судьбе пост-рока в России говорит Алексей Таруц - основатель проекта Я Слева Сверху. Одноименный диск музыканты собственноручно издали в начале года, и, пожалуй, их музыка - самая "изломанная" с точки зрения структуры. На протяжении композиции постоянно меняется темп, тональность, настроение. Пост-рок ли это в общепринятом смысле? Ближе к какому-нибудь арт-хард-кору.
    "Тот пост-рок (в узком смысле), который представлен такими ребятами как "Godspeed You Black Emperor!", "Mogwai" и другими - он очень правильный, логичный, примитивный (в хорошем смысле), слащавый (в плохом смысле) - и поэтому он не может не понравится основной массе. Там все построено на избитых приемах - изначально успешных. У нас немного иные начала, поэтому к пост року в "узком" смысле мы относимся косвенно, но с уважением" - говорит Алексей.

    Вот тебе и раз - оказывается, попса этот ваш пост-рок! Может, и вправду стоит отказаться от бессмысленных ярлыков, которые только мешают восприятию музыки? В России наконец-то появилось то, что стоит искать самому, не обращая внимания на расхожие мнения и штампы. В конце концов, эта разновидность музыки явно не предназначена для всенародного пивного братания со слезами на глазах.
    Выключите свет и включите сознание.
    И послушайте.

  • 09.03.2006, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

    Вставить эту статью в блог:
    Жанр - Russian post-rock: а был ли мальчик? - ваше мнение о статье
    • Девендра Банхарт - это фолк, Суфьян Стивенс - чамбер-поп. Если вам угодно.
      Написал(a): ОскОлок, 29/08/2007 16:07
    • Если это - пост-рок, то что же тогда такое Девендра Банхарт и Суфьян Стивенс? Сольники Леонида Фёдорова и Фарлендерз?
      Написал(a): Viesel, 02/04/2006 17:30
    • Половина названных в статье групп - не пост-рок, а просто инди-каша, замешанная на роковых стандартах.
      Написал(a): Velta, 15/03/2006 15:56
    • очень хорошая статья. но без ярлыков никуда.
      Написал(a): Paraxod, 15/03/2006 11:28
    Жанр - свежие публикации:
    • Анализ - Новый рейв года , 24.10.2007
      Считается, что нью рейв это бегство от обыденности танцевальной музыки. Большинство побывавших на нью рэйв мероприятиях заговорили о феерической атмосфере новых дискотек и рэйверах в безумных нарядах. Звуки.Ru решили поближе присмотреться к "новому рейву" »»
    • События - Очень полезный диск , 23.04.2001
      Представьте, что у ваших друзей свадьба или какой-то иной праздничный повод, требующий соответствующей торжественной музыки, а таких композиций в наличии нет. В ЗАГС-е, конечно, все предусмотрено. Ну, а если Вы хотите сделать приятное близким вне его стен┘ Теперь это просто »»
    • События - Английскому балету 50 лет , 17.01.2001
      Английский национальный балет (ENB) празднует 50-летнюю годовщину своего существования. По этому поводу состоится грандиозный концерт, который совпадает с еще одним событием »»
    Звуки.ру - новости партнёров:

    Беги, Лола, беги – The KILLERS Killers сняли триллер c расставанием возлюбленных, погонями и поджогами. Видео. »»

    Вспомнить все – LINKIN PARK Linkin Park сыграют в Лос-Анджелесе концерт памяти Честера Беннингтона »»

    По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

    Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

    Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

    Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

    Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

    Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

    Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

    Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

    Лучшая ночь – HALSEY Поп-звезда Halsey дала первый российский концерт и назвала его "лучшим в туре". Репортаж Звуков »»

    Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

    Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

    10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

    Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

    Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

    Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

    Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

    Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

    Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

    R.I.P. – Александр СЕМЕНОВ Александр Семенов - сонграйтер, солист группы Рабфак и продюсер певицы Юты - найден мертвым. »»

    R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

    R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

    "Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

    "Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

    "Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

    "Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

    Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

    "Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

    Почему для джаза не нашлось места в бюро патентов? – ЭТИКА ДЖАЗА Ищем ответы на вопросы: когда и почему возник джаз, как он пошел в школу и обзавелся подростковыми… »»

    Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

    Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

    10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

    Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

    Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

    OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

    Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

    10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

    Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

    Хроника24/08

    1905 – Родился Артур "Big Boy" Крудап - блюзовый певец, оказавший огромное влияние на Элвиса Пресли. Автор "That's Allright Mama" и "My Baby Left Me"  »»

    1981 – Марк Дэвид Чапман приговорен к 20-летнему заключению за убийство Джона Леннона  »»

    2011 – Джимми Пейдж был первым, кто использовал гитарный эффект «обратного эха» или «реверберации»  »»

    Arthur "Big Boy" CRUDUP

    Paul WEBSTER

    Wynonie HARRIS

    Jimmy SOUL (1942)

    Ken HENSLEY (1945)

    Malcolm DUNCAN (1945)

    Jean-Michel JARRE (1948)

    Andreas KISSER (1968)

    София НЕПОЙДА (1989)

    KING KRULE (1994)

    Свежая реплика

    Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

    Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

    Перемен

    Пачка сигарет

    Звезда по имени Солнце

    Последний герой

    Следи за собой

    Закрой за мной дверь

    отправить