NEURO DUBEL  Tanki

Группа Neuro Dubel образовалась в Минске летом 1989 года и в короткий срок завоевала статус культовой команды. Выход каждого нового альбома, участие группы в республиканских и международных...

Группа Neuro Dubel образовалась в Минске летом 1989 года и в короткий срок завоевала статус культовой команды. Выход каждого нового альбома, участие группы в республиканских и международных фестивалях становились для белорусских меломанов Событиями с большой буквы. В музыке этой уникальной во всех отношениях группы можно отыскать панк и фолк, рок-н-ролл и хардкор, индастриэл и реггей, даже отголоски советской эстрады и много-много чего еще...
Но c июля 2004 г. творчество группы нaxoдитcя в Белоруссии пoд зaпpeтoм. Гocyдapcтвeнным издaниям, paдиo и TB зaпpeщeнo yпoминaть дaжe нaзвaние и фaмилии yчacтникoв. Коммерческие радиостанции и телеканалы также опасаются санкций, поэтому музыку группы в эфир не ставят.
"Танкi" - 14-й по сквозной нумерации и первый полностью белорусскоязычный альбом Neuro Dubel, во многом неожиданный для поклонников группы. В оформлении и ряде композиций вольно или невольно обыгрывается по канонам постмодернизма многозначность названия: здесь вам и жанр японской поэзии, и боевая машина как символ характерной для менталитета среднестатистического белоруса тоски по сильной руке. В "Танках" реализуется развернутая метафора: несмотря на географическое положение, Беларусь культурно и ментально более тяготеет к Востоку, нежели к Западу. Герой песен Александра Куллинковича занимает далеко не бесспорную, но достойную уважения позицию: он находится по ту сторону разделительной черты с госвластью, и в то же время далек от заигрываний с оппозиционными политическими силами.
В коротком "Intro" тяжелая маршевая поступь в сочетании с ориентальной мелодией создают образ тоталитарного государства, принципиально далекого от европейской цивилизации. В песнях "Танкi", "Палiто" и "Салдаты" группа мастерски сочетает приемы реализма, сюрреализма и "киномонтажа" a la Эмир Кустурица: через нарочитый эклектизм, алогичность, воссоздание обстановки легкого сумасшествия подчеркивается абсурдность, нелепость происходящего в Стране Непобедимого Президента, воспринимаемая на уровне общественной психологии как нечто нормальное и естественное. "Сёма", "Таварыш Чэ" и "Belarus Uber Alles" - образцы поразительного сочетания патетики и иронии. "Гузiк" - хит, в котором текст особого значения не имеет. Бытовое и метафизическое начала уравновешивают друг друга в песнях "Беларусь", "У.е." и "З новым годам". Куллинкович травестирует актуальный для соцреалистической эстетики миф о комсомольцах, способных героически переносить любые муки и страдания: для этого он кладет стихотворение классика белорусской советской поэзии Аркадия Кулешова "Камсамольскi бiлет" на мелодию "Варшавянки", придав ей характер зажигательной плясовой. Бесконечно трогательная "Вольга" - одна из лучших страниц белорусской рок-лирики. Пронзительная, драматически насыщенная "Жиццё" посвящена памяти журналистки Вероники Черкасовой, обстоятельства гибели которой остались невыясненными.
К явным неудачам я бы отнес "Папау!" и "Пацалунак": антиамериканизм настолько выпирает наружу, что кажется противоестественным.
Bonus органично дополняет альбом и может быть рассмотрен как его продолжение: регги "Забi амэрыканца" (в переводе - "Убей американца") в комментариях не нуждается.
Композиция Лявона Вольского "Марскi чалавек", известная в исполнении его группы Крамбамбуля, интонационно восходит к традиции застольных песен. "Tut.by" - не посвящение известному белорусскому серверу, как может показаться на первый взгляд, а всего лишь песня о любви к Родине.
В альбоме много интересных музыкально-драматургических находок. Пришедшие в группу молодые музыканты привнесли в саунд традиции тяжелых стилей: особенно это ощутимо в композициях "Сёма", "Папау!", "Пацалунак", "Салдаты", "Belarus Uber Alles"). Куллинкович пригласил на запись волынщика и дударя Константина Трамбицкого, скрипача и исполнителя на губной гармонике Александра Хавкина (Крамбамбуля), бэк-вокалистов Лявона Вольского (N.R.M., Zet, Крамбамбуля), Олега Хоменко (Палац), Гюнеш Абасову (Крамбамбуля) и эстрадную певицу Нину Линник. Благодаря их участию, а также великолепным аранжировкам, музыка Neuro Dubel приобрела неповторимый колорит; иногда группе удается достигать звучания ансамбля народных инструментов ("Жиццё", "Папараць кветка").
Мультимедийное приложение к альбому интересно само по себе: оно содержит историю группы, тексты песен и аккорды к некоторым из них, около 30 фотографий и 10 полифонических мелодий.
В краткой аннотации к альбому Александр Куллинкович советует послушать "Танкi" тем, кто мало знаком с творчеством Neuro Dubel... Пожалуй, это единственный абзац, к которому следует прислушаться всерьез. От себя добавлю: альбом стоит прослушать и тем, кто хорошо знаком с творчеством группы. Время не будет потрачено впустую.

08.03.2006, Геннадий ШОСТАК (ЗВУКИ РУ)