Yngwie MALMSTEEN  The Best Of. The Millennium Collection

Настало время, мои дорогие мальчики и девочки, метал-хэды нового поколения, вспомнить того бесстрашного рыцаря электрогитары, который перехватил у англичан знамя истинного металла и водрузил его...

Настало время, мои дорогие мальчики и девочки, метал-хэды нового поколения, вспомнить того бесстрашного рыцаря электрогитары, который перехватил у англичан знамя истинного металла и водрузил его над скандинавским землями. Нет, он играл не пауэр и не блэк, он не эксплуатировал экзотики ради фольклорные мотивы родных земель, он по сей день остался верен старомодной гитаре "Fender Strat" с тремя "неметаллическими" звукоснимателями-синглами. Его имя - Ингви Мальмстин (Yingwie Malmsteen).
Послушайте, как молодой Ингви исполняет пьесы "Black Star" и "Far Beyond The Sun" со своего первого альбома. Вопреки писанине наших критиков 80-х, цитаты из которой прилежно воспроизводятся в каждой новой рок-энциклопедии, этот парень совершенно не озабочен тем, как бы втиснуть побольше нот в минуту звучания. Этим до сих пор озабочены его многочисленные последователи, включая тех, на кого вы привыкли ходить за мелкий прайс в подвальные рок-клубы. Да, скорость у Мальмстина уже тогда впечатляла, и этот факт почему-то затмевал другой: даже на такой скорости для каждой ноты, выходящей из-под пальцев Ингви, находился свой собственный звук. Получается, что все-таки даже тру-металлистам все же следует помнить, кто такие Джимми Хендрикс и Ричи Блэкмор, и пользоваться их опытом. А если кто-то считает, что это не нужно, то зачем ему гитара? Программный синтезатор "Cakewalk" справится с голыми нотами не хуже.
И уж тем более никакой ответственности не несет старина Ингви за тех, кто в совершенстве освоив электрогитару, пасует перед ее акустической сестрой. К сожалению, в сборник не вошел великолепный инструментал "Cryin", однако, и вступление к "Black Star", и сердцевинка "Trilogy Suite Opus 5" есть неопровержимое свидетельство тому факту, что с классической гитарной техникой Мальмстин на дружеской ноге.
Вас смущает, что вместо дробей по бочкам в номерах вроде "Soldier Without Faith" и "You Don't Remember, I'll Never Forget" ритмический драйв создается каким-то иным, более подкупающим, и чуть ли не животным по ощущению способом? И нравится, и непонятно? А, так это синкопы и затакты - забавные зверушки, которых в современном хэви-метал практически не осталось. Им нельзя научиться - их надо чувствовать нутром. Иначе все попытки использования педали-квакушки, с которой Ингви так ловко управляется в "Deja Vu", будут обречены на провал. Эх, не были вы на концертах Мальмстина в 1989 году, не слышали, как своды "Олимпийского" и "Юбилейного" сотрясались под напором "Spanish Castle Magic"! А составители сборника почему-то не включили в трек-лист ни одного концертного трека тех времен, хотя права на издание "Trial By Fire: Live In Leningrad" у них имеются.
Да и не одними гитарными соло славен этот альбом. Взять хотя бы соло клавишные. В 80-х бок о бок с Мальмстиным играл Йенс Йохансен (Jens Johansson), ныне зарывающий свой талант в любимой многими из вас группе Stratovarius, и лишь иногда радующий ценителей настоящего рока своей игрой в проектах вроде Star One. В номерах вроде "Liar" или "Trilogy Suite Opus 5" его клавиши переплетаются с гитарой Мальмстина так, что порой непонятно, где кончается одна партия и начинается другая. Нет, рычаг "portamento", позволяющий производить на клавишах подтяжки не хуже гитарных, до сих пор ставится на многих моделях, да только далеко не во всех рок-студиях им учат пользоваться. Опять-таки, голой техникой тут ничего не добиться.
Пожалуй, единственное, что портит эти номера - излишне стерильный "звук 80-х". Впрочем, тогда он портил все, включая альбомы Pink Floyd и Dire Straits.
Нельзя сказать, что данный сборник полностью оправдывает название серии. В каталогах "Polydor" остались лишь записи музыканта с 1984 по 1990 год. Несколько по-своему интересных альбомов, выпущенных Ингви в ХХ веке, таким образом остались вне поля зрения составителей. А ведь именно в это время стиль музыканта начал изменяться, в итоге еще больше приблизившись к тому Большому Року, который сейчас можно услышать на его недавних "Attack!!" и "Fury"...

03.03.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)