ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ  Роман Суслов: "Делать что-то новое - ответственный шаг"

Вежливый Отказ - группа, исчезновение которой с московской сцены заставило говорить о ней больше, чем во времена ее существования. Сообщение о готовящемся юбилейном концерте ВО вызвало в кругах слушателей и журналистов ажиотаж. Гораздо осторожнее к собственному юбилею и связанному с ним празднованию относится лидер группы Роман Суслов. Музыкант дал интервью Звукам...

Вежливый Отказ - группа, исчезновение которой с московской сцены заставило говорить о ней больше, чем во времена ее существования. Оказалось, что музыку этой команды любили многие. И многим ее не хватает.
Брешь, образовавшуюся с момента прощания группы с публикой, оказалось невозможно заполнить. Поэтому неудивительно, что сообщение о готовящемся юбилейном концерте легендарной группы вызвало в кругах слушателей и журналистов такой ажиотаж. Гораздо осторожнее к собственному юбилею и связанному с ним празднованию относятся сами музыканты. Лидер группы Роман Суслов, оторавашись от своих фермерских забот, рассказывает Звукам о жизни в деревне, лошадях, музыке и ответственности за нее...

Звуки.Ru: - Давайте начнем с подробностей предстоящего концерта. Что на нем прозвучит? Как он будет выстроен?

Роман Суслов: - Дело в том, что я не формировал еще программу концерта и для меня по-прежнему это событие остается достаточно далеким. Я себя сейчас насильно привожу в какую-то форму, потому что все-таки три года не играл, не подходил к инструменту и вообще ничем не занимался, сознательно вытравливая из себя все старое, что было. Я питаю определенные надежды на то, что к концерту сделаю что-то новое. Не знаю, что это будет, в каком жанре, будет ли это инструментальная музыка или будут какие-то песни, но надеюсь, что что-то появится. Пока я себя как бы ввожу в эту музыкальную среду довольно активно. Упражняюсь на гитаре каждый день, иногда пою.
А что касается самого концерта - для меня это пока такое заоблачное мероприятие, я пока не понимаю что это такое, я забыл, что такое концерт. (Смеется) Дело ещё и в том, что я достаточно критично отношусь к тому, что мы делали. Для меня очередной альбом или очередная программа, которую мы делали, была новым опытом, мы как бы учились на чем-то, учились что-то делать. Поэтому я отношусь к старым альбомам как к неким промежуточным фазам. Более зрелый альбом "Герань" - последний. Он не случайно последний, и, скорее всего, на концерте будет звучать из него большинство вещей. Ну и, поскольку народ привык к тому, что мы всегда удовлетворяем просьбы по поводу старых вещей, их тоже обязательно сыграем.

Звуки.Ru: - Из Ваших слов следует, что скорее всего прозвучат и новые песни?

Роман: - Возможно, прозвучат. Я пока толком ничего не сделал: есть кое-какие мысли, только они пока не оформлены, я их никак не перекладывал, они ещё в нотах не существуют. Понимаете, за три года, выкинув сознательно себя из музыкальной атмосферы, внутренне очень тяжело в нее входить обратно, потому что вообще-то я хорошо помню тот период времени, когда активно музицировал. Я мыслил на музыкальном языке, у меня уже слов в голове не было. Постоянно вертелись в голове какие-то мелодии и музыкалльные построения, и чтобы это вернулось, нужна определенная работа. Я ей занят сейчас.

Звуки.Ru: - А появился ли за это время какой-то новый взгляд на музыку?

Роман: - У меня достаточно унылое представление о том, что происходит вокруг, я вижу, что практически ничего нового не звучит. О "Нашем радио" вообще, наверное, говорить бессмысленно. Но и то, что мне заботливо иногда приносят на дисках - тоже не очень радует. Есть много исполнителей, к которым я с уважением относился в прошлом, а сейчас они звучат вторично и неинтересно, на мой взгляд. Поэтому делать что-то новое - это достаточно ответственный шаг. Когда я писал в прошлом, у меня не было сомнений по поводу того, правильно это или нет. Это был внутренне осознанный шаг, единственно верный, и не возникало сомнений ни в чем. Сейчас же мне довольно трудно решиться на что-либо, чтобы не засорять существующее пространство. И так много помойки.

Звуки.Ru: - Ну как раз "Вежливый отказ" всегда отличался тем, что помойки много было вокруг, а вы делали что-то особенное.

Роман: - Это было давно, поэтому новый шаг - достаточно ответственное решение. Я имею в виду, что, может быть, это вообще свойство нынешней эпохи, и если что-то новое появится у "Вежливого отказа", это тоже может прозвучать достаточно убого и деградантно, поэтому я с опаской сейчас на все это дело поглядываю и почти никаких шагов не предпринимаю.

Звуки.Ru: - За общей ситуацией в музыке Вы как-то следите?

Роман: - Нет. Иногда, когда еду в машине, включаю радио. И тогда я его слушаю. Но буквально через 3 минуты мне это надоедает, и как-то взбодрившись, я выключаю его совсем. Радийная ситуация отвратная просто. Меня удивляет количество гадости, которое можно использовать, и еще повторяемость. Когда одна вещь, унылая, скучная и никакая, повторяется. Почему-то это является еще и радиоформатом - вот это меня удивляет. Я даже говорю не об отечественных исполнителях. Это вообще уже такая тема отдельная. А те, у которых все правильно упаковано, хорошо сыграно, хорошо спето, хорошо записано... и такая дрянь. Удивляет просто. Неужели люди, которые работают на радио, не могут найти ничего другого или ротация кем-то навязывается? Я не в курсе, какая там ситуация.

Звуки.Ru: - То есть что-то важное исчезло из музыки?

Роман: - Существует некоторое обаяние исполнителей и есть ещё просто индивидуальные качества. Но в целом исчезла мощь. Если даже смотреть на движение старого западного хард-рока - насколько мощные группы были... Я даже сейчас это слушаю, я чувствую, что это пробирает. Там нет такой выхолощенности, которая есть сейчас: сейчас всё - подделки. Музыкальные подделки везде, сплошь и рядом. А такого, чтоб схватило за живое, - нет. И дело не в способе восприятия: способ тот же. Можно найти какой-нибудь вариантный доступ к тому, что есть сейчас, но все равно из этого ничего не получится.

Звуки.Ru: - А чем для вас была музыка, когда вы начинали?

Роман: - Музыка была просто жизненной необходимостью, и все. Она не была ни образом, ни средством к существованию, мы вообще не задумывались об этом. Во-первых, тогда жизнь была иной, она была более восторженной. И мне очень нравится то время, когда мы абсолютно не задумывались о том, будет ли это записано: мы писали и писали, репетировали и репетировали, исполняли, если это было возможно. Здорово, когда ты не беспокоишься о том, куда это пойдет потом. Сейчас этого нет, пропал запал. Нужно или бросать, или садиться за написание чего-то серьезного и мудрого.

Звуки.Ru: - Вы о чем-нибудь сожалеете?

Роман: - Нет, я с мягкой иронией на всё смотрю. Никоим образом не жалею, потому что мне очень нравится в "Вежливом отказе" то, что мы проплыли мимо всякой коммерции. Я с удивлением сейчас получаю какие-то гонорары за изданные компакты, когда вдруг мне наш директор приносит какие-то вклюйки денег за прошлые релизы. У меня сейчас такая ситуация: продали коня - деньги есть, коня не продали - денег нет. А тут смотрю - гонорарчик музыкальный приволокли, говорю жене: "Вот, почитай труд музыкантов". А вообще, "Вежливый отказ" прорулил мимо всех денег благополучно. С одной стороны можно утверждать, что деньги - это энергия, и мы ничего из себя не представляем, если не заработали этих денег. Но я не уверен в этом. Потому что если ты с самого начала не ставишь это целью и сознательно делаешь такую музыку, а не пытаешься заработать, то у тебя и не получится.

Звуки.Ru: - Давайте поговорим о прощальном концерте в "Б2"? Какие он оставил у Вас ощущения?

Роман: - Такое слезливое ощущение, очень благодарно-восторженное. Даже самому было противно в себе эти ощущения лелеять в то время. Сейчас смотрю на фотографии - ужасаюсь. Иногда бывают эмоциональные всплески, их, наверное, следует все-таки внутри себя когда-то получать, без этого становится как бы непонятно, зачем это всё вообще? В тихой ровности существования в общем нет наверно ничего интересного, нужно, чтобы эмоциональная встряска была хорошая. А концерт был неплохой, но, мне кажется, немного восторженно-погребальный. Много было пафоса, и может быть это было излишним. В Питере был неплохой концерт, там тоже сделали прощальную акцию, и даже собираемся его издать. Я его послушал - он более спокойный, хотя там тоже неожиданно нашлось много сторонников и слушателей.

Звуки.Ru: - Каково Ваше нынешнее мироощущение?

Роман: - Что мое нынешнее мироощущение? Я коннозаводчик. Я занимаюсь сугубо проблемами разведения полукровных лошадей и определенных чистокровных пород. И я сейчас в этой теме, я получил новое амплуа. С мая этого года я начал принимать участие в легких конкурах малых классов, стал на своих лошадях подпрыгивать, это такая замена сцены у меня произошла. Но потом одна из лошадей сломала мне ногу и мне на время перекрыли кислород с этими прыжками. Но я надеюсь, что в скором времени смогу вернуться в строй, наверное, уже с этой весны я все-таки начну ездить. Это мое деревенское увлечение, живу на природе, вот это наверно и есть мое нынешнее мироощущение... и тишина.

Звуки.Ru: - Но, может быть, о каких-то событиях поговорим, которые сейчас происходят?

Роман: - У меня не происходит никаких событий, кроме сломанной ноги и многочисленных операций. У меня происходит регулярная топка печей, вечером какая-нибудь книга отечественного автора, строительство троеборной трассы, слежение за своими берейторами, правильно они прыгают или неправильно. Подсказки туристам, которые пытаются научится ездить верхом. Вот у меня жизнь такая теперь.

Вежливый отказ
Юлилейный концерт по случаю 20-летия группы

24 марта 2006 г.
МХАТ
начало в 20.00

02.03.2006, Илья ЗИНИН (ЗВУКИ РУ)