Артемий ТРОИЦКИЙ  Прикладная стенография

Авторитет журналиста Артемия Троицкого высок, каждое слово - высечено в веках. Вот уже 2 года он готовит себе молодую смену: обучает молодых продюсеров и ведет спецкурс музыкальной журналистики в МГУ. Книга "Я введу вас в мир ...поп" - сборник стенограмм лекций этого курса, иллюстрированное учебное пособие по предмету.

Троицкий А. К.
Я введу вас в мир ...поп. - М.: Время, 2006.

Авторитет журналиста Артемия Троицкого высок, каждое слово - высечено в веках. К примеру, фраза "коммерческие возродители примитивного рока", походя брошенная им в адрес Creedence Clearwater Revival в статье о Deep Purple (Пятерка темно-лиловых \ Ровесник. - 1975. - 3), ныне прилежно воспроизводится каждым новым отечественным автором книги о группе. Парадоксов друг, в 1992 году Троицкий совершил неожиданное открытие: "Единственный человек, взращенный на ниве советского рока, который имел безусловный успех на Западе - это я" (РокАда. - 1992. - 3).
Перевалив за пятидесятилетний рубеж, Артем продолжает анализировать массив популярной музыки - ощущая, правда, "легкое неудобство от того, что прихожу на концерты и оказываюсь там самым старшим". Один из немногих в наши дни трансляторов здравого смысла в наиболее ехидной и саркастичной из форм, он пишет статьи и книги, ведет теле- и радиопередачи, обучает молодых продюсеров и ведет спецкурс музыкальной журналистики в МГУ. Книга "Я введу вас в мир ...поп" - сборник стенограмм лекций этого курса, фактически полноценное учебное пособие по вышеозначенному предмету, собранное молодым журналистом и инициатором публикации (да и самого спецкурса) - Ильей Стечкиным.

Косметической шлифовке представленный материал не подвергался. "Некоторые формулировки могут хромать, зато веселая атмосфера занятий сохранена полностью", - пишет Троицкой во вступлении. В общем-то, редактирование подобному материалу и не нужно. Во-первых, сам по себе предмет лекций - материя скоропортящаяся, и углубленная работа над текстом лишь задержала бы его путь к читателю. Во-вторых, "первое слово дороже второго" - особенно едкие в своей спонтанности формулировки после какой-либо правки неизбежно потеряли бы часть своей убойной силы. Приглашенного на одну из лекций в качестве учебного пособия Вячеслава Петкуна лектор рекомендует аудитории так: "известный оперный певец, исполнитель партии Пьеро в мюзикле Карабаса-Барабаса". В свою очередь, "учебное пособие", помимо пения в мюзиклах занимающееся вопросами связей своих коллег с общественностью, тоже не прочь высказаться, как прихлопнуть: "Муж-продюсер. Сейчас их много. Я вот не понимаю, что за забава такая, чтобы жена пела".

Спецкурс Троицкого небезынтересен сам по себе: фактически, он представляет собой серию ток-шоу для аудитории людей, пытающихся разобраться в "кухне" шоу-бизнеса. Среди "учебных пособий" представлены в ассортименте: музыкальные журналисты, программный директорат радиостанций, представители фирм звукозаписи, концертные администраторы, артисты, продюсеры и другие официальные лица. Особый интерес может представлять опыт рок-музыкантов, выступающих также в смежных областях деятельности. Например, один из лучших семинаров был записан с участием Александра Ф. Скляра, изредка примеряющего на себя роль радиоведущего.
Книга содержит ряд небезынтересных сведений о подводных камнях шоу-индустрии и кучу забавных баек. Скажем, даже богатый рокерский опыт не смог помочь тому же Скляру по-настоящему разговорить во время интервью Ника Кейва (комментарий: "Значит, он просто был нераскумаренный..."). А опыт скандально известного Ивана Шаповалова вряд ли может быть использован кем-то практически. Как можно заключить из лекции с участием этого персонажа, его успех - это всего лишь случайно результативный алхимически-трансгрессивный тычок в стену. На момент лекции еще не было известно, что все последующие попытки Шаповалова выехать на схеме "скандальная тема - формально прилагаемая музыка" будут обречены на провал. Однако отсутствие у данного "продюсера" каких-либо конструктивных идей было зафиксировано уже тогда. Фактор случайности в шоу-бизнесе играет очень большую роль, и зачастую за каким-то "большим событием" не стоит ровным счетом ничего здравого. Давно пора было озвучить эту мысль с привлечением конкретных примеров.

Среди появляющихся в последние годы неплохих книг по теории и практике шоу-бизнеса работа АКТ - одна из самых верных - благодаря отсутствию излишнего пиетета по отношению к предмету исследования. Индустрия поп-музыки представлена здесь не незыблемым храмом с колоннами, а великой "всеобщей мешаниной", спутанным мотком нелогичных вообще, но непротиворечивых внутри себя условностей.
Смысл в том, что рубить эти гордиевы узлы при наличии здравого смысла и внутреннего стержня необязательно.
Может, это и не узлы вовсе.

23.02.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Артемий ТРОИЦКИЙ

Дата рождения:

16 июня 1955