RAGE  Rage-Con: Лёд тронулся

Oрганизаторы конвенции поклонников группы Rage впервые вышли за клубные рамки. Специальный день был посвящен третьему в Москве, второму в ЦДХ и единственному в своем роде барабанному шоу Майка Терраны.

Итоги второй конвенции российских поклонников группы Rage свидетельствуют - не все прогнило в хэви-королевстве. Более того - наметились некие позитивные сдвиги как в среде столичных поклонников тяжелого рока, так и в деятельности организаторов тематических рок-вечеринок. Однако все по порядку.

Первый вечер, 28 января, метал-хэды традиционно провели в лабиринте запутанных и полутёмных коридоров клуба "Relax". Программа, как и в прошлый раз, включала выступления молодых команд с песнями кумиров, общение с представителем Rage (на сей раз им стал барабанщик Майк Террана) в неформальной дружеской обстановке и реализация записей и сувениров от группы. Два последних развлечения практически слились в одно: устроившись неподалеку от торговой точки, Майк довольно продолжительное время был занят главным образом тем, что ставил автографы на свежекупленных дисках и плакатах. А вот на собственно музыкальной стороне вечера хотелось бы остановиться особо.

Во-первых, в этот вечер в клубе состоялось первое публичное прослушивание центральной композиции из нового, еще не вышедшего в свет, альбома Rage. Запись "Lingva Mortis", новой двадцатиминутной сюиты для рок-группы, хора и оркестра была представлена исключительно российской публике в первый и последний раз перед официальным релизом. Во-вторых, живая игра московских музыкантов после услышанного в записи почти никого не разочаровала. Что уже само по себе интересно.

Несомненным открытием нынешнего концертного сезона следует считать группу с мудреным названием Асферикс. Этот коллектив непохож на большую часть нынешних молодых тяжелых групп уже потому, что основа его звучания - мелодичный "органный" хард-рок старой школы. Яркие мелодии, настоящий рок-н-ролльный драйв и так несвойственная метал-хэдам жизнерадостность - вот отличительные признаки Асферикса. Выбор музыкантами кавер-версии Rage тоже нельзя назвать банальным. Скооперировавшись с гитаристом Эпидемии, ребята выдали на-гора древний боевик "Prayers Of Steel" - еще тех времен, когда группа Питера "PV" Вагнера носила имя Avenger.
Примечательно, что вечер выступления пришелся на день рождения барабанщика. Настоящий рокер, он предпочел встретить его на боевом посту, а не в кругу семьи. Заодно угостил стоячий партер конфетами. В общем, есть надежда, что об этих веселых парнях мы еще услышим.

Не обошлись без сюрпризов и актов кооперации с коллегами по цеху и Arida Vortex. Подключив к работе вокалиста группы Caesar, музыканты порадовали публику аж тремя каверами. Особенно надо выделить исполнение песни "Dies Irae". Дело в том, что этот номер, в оригинальной записи которого участововал самый настоящий хор, довольно сложен с точки зрения вокальных гармоний, а гитарное соло до краев переполнено не свойственными современному металлу ходами. Как правило, большинство нынешних отечественных "тру-металлеров" подобные произведения либо игнорирует вовсе, либо пытается адаптировать под свои, что уж греха таить, довольно убогие представления о законах жанра. Однако Arida Vortex не зря считаются одной из самых перспективных на сегодняшний момент московских хэви-команд. Их исполнение этого номера было на удивление близким к идеалу. По словам вокалиста Андрея Лобашова, обоим гитаристам пришлось во время разучивания песни хорошенько поломать голову и пальцы. Однако именно так и учатся на опыте великих.

29 января организаторы мероприятия впервые вышли за клубные рамки, коими до этого ограничивалась их деятельность. Этим вечером публика под завязку забила концертный зал ЦДХ, чтобы лицезреть третье в Москве, второе в этих стенах и единственное в своем роде барабанное шоу Майка Террана. На сцене победно сверкали две ударные установки - серебристая и золотистая. На золотистой предстояло играть открывавшему мероприятие Андрею Ищенко, барабанщику групп Катарсис, Иероним Босх, Рогатые Трупоеды и так далее общим числом до девяти наименований.

Специальный гость публику, конечно, позабавил, но действительно серьезного впечатления не произвел. Партии свои он играл сосредоточенно, как бы стремясь "не расплескать", с явным напряжением и без особого задора. Интересно, что в тот же вечер в том же "Relax" его ждало выступление в составе упомянутого Иеронима Босха. К тому же ограниченность музыканта сугубо металлическими рамками даже на подобных мероприятиях очков отнюдь не прибавляет. Пускай даже и верно то, что перед Майком "робеют девяносто процентов барабанщиков земного шара" - Андрей далеко не звезда. И, продолжая в том же духе, вряд ли когда-нибудь таковой станет.

А вот Майк - звезда. И не потому, что родился в Америке, прожил на свете сорок шесть лет и когда-то записывался с Ингви Мальмстином. А потому, что открыт всем стилям, неистощим на приколы и буквально купается в музыке. Партия ударных для него - это не тернистый путь из точки А в точку Б, а стихия, которую так клево пропустить через себя, бурное море грозовых туч, которым заправляют демоны-барабанщики из японского мультфильма "Таро - Сын Дракона" и герой песни Kiss "God Of Thunder". Играя на пределе человеческих возможностей, то вращающимися палочками, то голыми руками, он всегда готов напомнить, что большую часть продемонстрированных трюков его последователям разучивать не обязательно, что барабанщики многих групп первой величины - от Beatles и Rolling Stones до U2 - сдвоенными бочками не пользовались, и это не помешало им выйти в суперзвезды, и что сдобренный редкими, но меткими сбивками прямолинейный "грув" в духе "Back In Black" AC/DC придумывать зачастую гораздо интереснее, чем набор "ударов на миллион долларов", после исполнения которого продюсер ехидно поинтересуется: "Ты сколько сегодня кофе выпил?"

По части же разнообразных придуманных историй из вымышленного детства Террана может потягаться с самим Томом Уэйтсом. Ответ на вопрос - как следует учиться играть двумя ногами, - он начал с шутливой истории о том, как в детстве требовал от матушки обеда, топая по полу, и лишь после такой преамбулы перешел к практическим объяснениям. Рассказывая же, как ему повязывали платок на голову, использовал в качестве объяснения слово "бабушка" (ударение на второй слог). Заканчиваются же эти "комические шоу" Терраны, как правило, замечанием: "Надо бы мне вам еще сыграть, пока вы от всех этих историй не заснули..."

Программа выступления Майка включала несколько джаз-роковых и "прогрессивных" номеров из по-прежнему готовящегося к выходу сольного альбома, а также баховский "Концерт Для Клавесина И Гобоя С Оркестром", партию ударных в котором Террана исполнял на сольном альбоме Виктора Смольского, коллеги по игре в Rage. В конце выступления "оробел и начал заикаться" даже нотбук Mac-Portable, с которого воспроизводилось инструментальное сопровождение партий ударных. Несколько раз Майку приходилось обрывать партию в произвольных местах и возобновлять ее со случайно выбранных засбоившей машиной цифр. Кто сказал, что игра под минусовку черезчур предсказуема и лишена интриги? Доиграв-таки номер до последнего удара, Майк чуть было не выкинул горемычный компьютер в зрительный зал - но то ли вовремя сообразил, что в точке финиша тот может звездануть кого-нибудь по голове, то ли просто схохмил по обыкновению. И предпочел традиционно раскидать запас палочек.

Настало время подвести итоги. Чем чаще будут проходить у нас подобные шоу - тем требовательнее к себе станут наши молодые музыканты, и тем шире будет их кругозор. Пока что организаторы "Rage-Con" находятся на правильном пути.

31.01.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)