GAMMA RAY  Металл, испускающий свет

"Великие" играют совершенно другой металл. Это стало понятно, как только Gamma Ray вышли на сцену. Первый же соло-проигрыш убедительно доказал, что им нет нужды втискивать по десять нот в секунду - куда важнее найти для каждой из них нужный звук.Читайте репортаж Звуков.Ru с концерта Gamma Ray в Москве

Помню, как в 80-х многие потешались над рефреном песни Черного Кофе "Светлый Металл". Это какой же металл испускает свет? Радиоактивный, что ли? А между тем уже близился час открытия в Германии металла, чье радиационное воздействие лечит, а не калечит. Его идея зародилась в потрясающе светлой голове гитариста по имени Кай Хансен (Kai Hansen), только что покинувшего находящуюся на гребне успеха команду Helloween. Вскоре созданная гитаристом группа Gamma Ray перевернула представление о хэви-метал, и не позволила сгинуть на стартовой позиции его power-разновидности. Записанные группой с 1990 года и по сей момент альбомы неопровержимо свидетельствуют - тяжелый рок вполне может быть оптимистичным по звучанию, открытым всем ветрам и свободным от предрассудков и штампов. И ему вполне по силам разогнать перманентно сгущающийся над людьми мрак и лечить их ожесточенные души.

Пока же мрак продолжает сгущаться над миром, а души людские - ожесточаться. Сгущался он и вечером 27 января над УСЗ "Дружба", через который пролегал московский отрезок тура Gamma Ray в честь выхода альбома "Majestic". Души людские ожесточались от произвола охранников, решивших вдруг не допускать ко входу в зал носителей рюкзаков, превышающих по размеру дамскую сумочку. В билетах, следует заметить, о подобных ограничениях не было сказано и слова. Хотелось бы думать, что организаторы концерта здесь ни при чем. Увы, трагедии на "Норд-Осте" и "Крыльях" позволили исполнительной власти считать каждое место проведения поп-культурного мероприятия зоной потенциального теракта, а каждого посетителя - потенциальным врагом народа.

Мрака хватало и в первом отделении концерта, когда вышедшие в первом отделении Shadow Host создали под стадионными сводами атмосферу средней руки рок-клуба. Недотянутые ноты, неразборчивое, и тем не менее фальшивое пение, перманентно свистящие микрофоны и полное неумение вести себя на сцене - вот их вклад в программу вечера. Честно говоря, так мерзко эта группа еще никогда не звучала. Хотя все выступления Shadow Host у кого-либо на разогреве - это вообще какая-то отдельная разновидность мазохизма. Играть на гарантированно скверном звуке перед гарантированно равнодушной публикой... Или они по-прежнему всерьез надеются, что их оценят и полюбят лишь за пребывание на одной сцене с "великими" и исполнение того же "митала"?

Между тем "великие" все-таки играют совершенно другой металл. Это стало понятно, как только Gamma Ray вышли на сцену. Первый же соло-проигрыш убедительно доказал, что ни самому Хансену, ни его коллеге по шести струнам Хэньо Рихтеру (Henjo Richter) нет нужды втискивать по десять нот в секунду - куда важнее найти для каждой из них нужный звук. Раскованные, несущиеся на гребне собственной музыки, они совершенно не были похожи на скучных отечественных метал-хэдов, стремящихся лишь играть "по правилам". Если выступление предыдущих ораторов сопровождалось лишь парой-тройкой "коз" в партере, то теперь все поле спортзала походило на шторм в Саргасовом море. Не перевелись еще в Москве "волосатики"!

Интересно, что номера из "Majestic" в живом звучании воспринимаются куда лучше, нежели с диска. Это при том, что акустическая ценность "Дружбы", мягко говоря, невысока, а из-за совокупной сложности гитарных и клавишных партий Рихтер передал большую часть последних ассистенту. "My Temple" с ее стилизованной под Black Sabbath сердцевинкой, быстрая и мелодичная "Fight" и гневное хэви-буги "Blood Religion" пролетели на едином дыхании. Последний номер идеально подходит для концертного исполнения и многочисленных перекличек с фанатами в первых рядах. Как, впрочем, и ставшая уже классикой "Heavy Metal Universe", в которую Хансен традиционно вставил кусочек из Грига (надо заметить - практически на чистом звуке).

После барабанного соло Дэна Циммермана (Daniel Zimmermann) музыканты несколько раз вворачивали в программу композиционно сложные номера, из тех, что на больших площадках исполняются не часто - от "Land Of The Free" до "Somwhere Out In Space". В последнем номере неплохо проявил себя басист Дирк Шлахтер (Dirk Schlachter), который, как оказалось, еще и отвечает за исполнение вокальных партий в низком регистре. Этой же композицией команда собиралась закончить выступление, по причине чего соорудила на базе ее гармонии невероятно помпезный и продолжительный гранд-финал. Однако публике было этого мало. После очередного выхода на бис Хансен решил тряхнуть стариной, и нон-стопом выдал три классических боевика, с которыми у рок-фанов 80-х годов более всего ассоциируется имя Helloween - "Ride The Sky", "Future World" и "I Want Out". Вот теперь довольными остались почти все. И концерт был таки объявлен закрытым.

Несколько разочаровало, однако, что из потрясающей по своему воздействию программы "No World Order!" в новом шоу нашлось место лишь заглавному номеру. Остается надеяться на то, что группа приезжает к нам не в последний раз, что организаторы туров не будут пытаться втиснуть этот стадионный по определению коллектив в прокрустово ложе какого-нибудь модного клуба, и, что истерия парней в погонах вокруг рок-концертов в Москве к тому времени пойдет на убыль.

31.01.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)