ULYTAU  Jumyr-Kylysh

Маститому продюсеру Тиму Палмеру (Tim Palmer), работавшему некогда с Оззи Осборном и Tin Machine, похоже, до смерти надоел финский "киндергартен-метал". Надоел настолько, что альтернатива ему...

Маститому продюсеру Тиму Палмеру (Tim Palmer), работавшему некогда с Оззи Осборном и Tin Machine, похоже, до смерти надоел финский "киндергартен-метал". Надоел настолько, что альтернатива ему отыскалась аж в Средней Азии. Называется альтернатива Ulytau ("Великая Гора" в переводе с казахского) и исполняет инструментальный фолк-метал, что само по себе довольно интересно. Еще интереснее то, что в составе команды вдруг оказался небезызвестный рок-барабанщик Игорь Джавад-Задэ, после работы в таких командах, как Арсенал и Наутилус Помпилиус, долгое время обретавшийся в полупопосовых кругах.
Разумеется, как и многие группы из числа исполняющих инструментальный тяжелый рок, Ulytau не избежали соблазна продемонстрировать миру свое знание классической музыки. Честно говоря, это не самая вдохновляющая часть программы. В отрывке из "Времен Года" А. Вивальди скрипачка группы Нургайша Садвакасова, конечно, с легкостью "перепиливает" Ванессу Мэй, но более никаких откровений этот номер не вызывает. Прямолинейные, качающие ритмы в "Токатте И Фуге" И. С. Баха сближают группу с уже упоминавшимися представителями финского металла последнего поколения. Аккуратная, выверенная, но чрезмерно предсказуемая и почти лишенная настоящего рок-драйва запись. Да и "Турецкий Марш" В. А. Моцарта в данной версии годится лишь в качестве учебного пособия для новобранцев рок-студий - объяснять, для чего в рок-обработках классики можно фуззи-квак использовать. К счастью, подобных работ на диске немного. Давно уже замечено, что с народной музыкой рок дружит куда естественнее, чем с классичееской.
Фолк-составляющая альбома гораздо интереснее. В "Кyрiшшiлер Биi" мрачная гитарная фразировка Макса Кичигина вкупе со стилизованными под варган клавишами Романа Адонина и перкуссионными вставками Джавад-Заде создают особый, ни на что ранее слышанное не похожий эффект. Описать композицию словами затруднительно. Металлизированный фьюжн с элементами нью-эйдж? Приблизительно, но не совсем. В заглавной "Жyмыр-Кылыш" сплетаются воедино низкий гитарный рокот и гипнотический перебор струн домбры Ержана Алимбетова, а струнные проигрыши навевают воспоминания о лучших мелодиях Apocalyptica. Произведение в итоге получилось не менее суровым и эпическим, нежели самые завернутые опусы западных фолк-металлистов. Как и финальный номер "Kokil" с его балладным настроем и местами запутанной ритмикой. "Ата Толгауы" и "Япыр-Ай" смело вырываются из металлических рамок на просторы, по которым до этого, пожалуй, проходили лишь Стив Вай (Steve Vai) и Майк Олдфилд (Mike Oldfield). Впрочем, в небе то и дело виден отблеск знаменитого серфа дядюшки Джо Сатриани (Joe Satriani). Неплохо. Наконец, характерный сдвоенный проигрыш гитары и скрипки в "Терiскакпай" неизбежно вызывает в памяти "Kashmir" Led Zeppelin.
Инструментальный рок - это, как правило, музыка для музыкантов. Однако в музыке Ulytau отчетливо наблюдается приятная, а отнюдь не раздражающая, как это часто бывает, поп-составляющая.
В общем, группа жить будет, ибо есть, ради чего.

25.01.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)