ЗАЛ СЛАВЫ  Музыка без претензий

Они причастны к музыке, которая переживет шумное "второе рождение рок-н-ролла", как уже пережила первое. Их голоса живут независимо от того, что вы о них думаете и знаете. И независимо от того, к какому жанру относят их пристрастные музыкальные критики. Даже сменив 2005 год на 2006, мы знаем - что их песни не подведут. Как не подводят уже 40 лет.

В нашей протестно-ориентированной культуре 60-е годы прочно ассоциируются с роком. Бодрым рок-н-роллом в начале, психоделическим парением - в конце. Кроме рока можно было говорить о "музыке толстых" - джазе и странной эстрадной музыке, котрая, несмотря на название, плохо соотносилась с Кобзоном и Лещенко. Потому что ее делали совсем другие люди и пели они совсем другие песни.

Они причастны к музыке, которая переживет шумное "второе рождение рок-н-ролла", как уже пережила первое. Их имена вовсе не так близки, как имена Нико, Патти Смит, Джанис Джоплин, Грейс Слик. Но их голоса живут независимо от того, что вы о них думаете и знаете. И независимо от того, к какому жанру относят их пристрастные музыкальные критики.

Франсуаза Харди (Francoise Hardy)
Она начала писать песни еще подростком, а к 17 годам, когда Vogue Records предложила ей контракт на запись первого сингла, у нее уже было достаточно материала для того, чтобы 3 из 4 вышедших на сингле песен принадлежали ей. Ее голос нельзя назвать сильным, она скорее промурлыкивает свои песни. В этих песнях соединяется подростковый поп с блюзом, а примитивный рок с эстрадным джазом. И хоть она не пыталась поддерживать имидж подростка дольше положенного, в ее песнях выжило чувство наивного удивления миром. Даже в самых печальных. Недаром "Trаume" в ее исполнении так часто попадает в саундтреки.

Сэнди Шоу (Sandie Shaw)
Она могла бы остаться малоизвестной участницей какой-нибудь из многочисленных в те времена девичьих групп. Но в 1963 году ее услышал популярный тогда певец Адам Фейт (Adam Faith) и привел ее к своему продюсеру. Со второй попытки она победила Англию, а затем и Англия победила с ее помощью. В 1967 году Великобритания впервые победила на конкурсе Евровидение с песней "Puppet on a string", исполненной Сэнди Шоу. Как правило, песни для нее писал продюсер Крис Эндрюс - дистанцирование себя от материала только играла ей на руку. Правда, в 1988, когда слава ее была уже в прошлом, она спела на альбоме "Hello Angel" песню The Smiths "Hand In Glove". Моррисси был горд.

Хелен Шапиро (Helen Shapiro)
Хелен Шапиро выпустила свой первый сингл "Please Don't Treat Me Like a Child" в 1961. Тогда ей было 14 лет. Но все отнеслись к ней серьезно - и сдались. Песня застряла на первом месте британского чарта, а Хелен стала королевой тин-попа. Правда, выезжала она отнюдь не за счет подросткового обаяния. Ее глубокий, животно-чувственный голос креп от песни к песне. Ее умение продлить паузу невозможно обрести никакими тренировками. Ее версия "Fever" - одна из лучших, среди бессчетного количества записанных.

Петула Кларк (Petula Clark)
Она пришла в шоу-бизнес еще ребенком. Детский патриотизм был востребован в годы войны, и с 1944 она вела шоу "Pet's Parlour", ей было 11 и она пела военные песни. Начав сниматься в то же время, она вполне овладела профессией актрисы - но именно в той, оставшейся в прошлом ипостаси актрисы ревю, умеющей, петь, танцевать и выглядеть звездой в любой ситуации. В 60-е она была способна выпускать по 5 альбомов в год. И не один не казался лишним. Потому что она - звезда.

Что характерно, все они живы до сих пор. Хотя вряд ли смогут добавить что-то новое к своей музыке. Но она есть - и за это мы им бесконечно благодарны. Потому что даже сменив 2005 год на 2006, мы знаем - что их песни не подведут. Как не подводят уже 40 лет.

30.12.2005, Санитар Леса (ЗВУКИ РУ)