ЗВУКИ РУ  Музыка - дело очень личное

Делать глобальные выводы по уходящему музыкальному году и предрекать формирование тенденций в году грядущем, по мнению Татьяны Балакирской - дело гиблое. 2005-й музыкальный год представляет собой миллиард различных вариаций, по числу воспринимающих этот вид искусства.

Какое, бишь, у нас сегодня число? Самое время подводить итоги, делать выводы, корить себя за неизбывную лень (а как же иначе!) и обещать себе же, что в новом году все будет иначе, - "еще лучше", как любили выражаться в советскую пору.

В музыкальном же отношении с приходом каждого нового года дается клятвенное обещание, что будет больше чтения по предмету и больше объективного интереса к аудионовинкам, а не замшелого копания в том, что когда-то взяло за душу и с тех пор не отпускает. Обещание смотреть на музыку шире, чем это происходит на данный момент, и не ограничивать себя только одним музыкальным направлением. Ан нет. Как и в случае с любым новогодним "resolution", будь то твердое намерение трижды в неделю посещать фитнесс-клуб, выучить наконец польский или покрасить батареи, терпения, энтузиазма и последовательности хватает максимум недели на две.

А, впрочем, и зачем насиловать естество? Ежели вовсе не тянет лицезреть гламурных мальчиков и девочек (16-тилетних ли, 50-тилетних, не принципиально), стройными голосами демонстрирующих собственное, еще не сформировавшееся эго, или нестройными голосами выводящих немудрящие мотивчики ради славы, - почему бы и не сконцентрироваться на том, что достойно большего внимания.

Собственно, о чем идет речь. Делать глобальные выводы по уходящему музыкальному году и предрекать формирование тенденций в году грядущем, по мнению автора - дело гиблое. Ведь никто из нас не может с уверенностью сказать, что, мол, год 2005-й - это год процветания хип-хопа, несмотря на его мегапопулярность. У автора, например, этот год был годом джазового вокала и открытий в сфере world-music, причем далеко не под производственным знаком '05. У иного читателя этот год был полон рок-просветлений. Третьи провозгласят "рэгги форева!" и слушать никого не станут. Короче говоря, музыка - дело очень личное. 2005-й музыкальный год (повторюсь: как и любой другой) представляет собой миллиард различных вариаций, по числу воспринимающих этот вид искусства. И попробуйте меня переубедить.

Тем не менее, в уходящем году все же был ряд событий, о которых имеющий уши не мог не услышать, и на которые, соответственно, имеющий глаза пошел и посмотрел, как бы глубоко он ни был закопан в собственные "вкусовые ощущения". Я говорю о приезде прошлой зимой мощной фьюжн-группы - Vital Information. О выступлении весной японского фри-джазового оркестро-театра Shibusashirazu, поставившего на уши аудиторию доброй половины постсоветского пространства и успевшего проделать это самое с аудиторией престижных мировых фестивалей. Об очередном концерте величайшего вокалиста современности Бобби Макферрина (Bobby McFerrin), на который публика шла сознательно и благоговейно. О появлении в Москве отца минималистического авангарда Терри Райли (Terry Riley). О, наконец, гастролях интереснейшегого бас-гитариста и вокалиста Ришара Бона (Richard Bona), прошедших уж совсем недавно.

Принципиально не хочется говорить "надеюсь, что и впредь", "даешь стране пятилетку новых релизов в три года" "больше музык, хороших и разных". Все будет, вне зависимости от принятия "new year's resolutions". Куда ж мы без нее, родимой. Без музыки.

30.12.2005, Татьяна БАЛАКИРСКАЯ (ЗВУКИ РУ)