ЗЕМФИРА  Хочется - сбудется

Каждый новый этап у Земфиры - это шаг вперед. И сейчас она уже выстроила ту перспективу, в которой это очевидно. Это раньше можно было брюзжать: второй альбом попсовый, третий скучный... Четвертый - это альбом Земфиры, ни больше, ни меньше. Ее шаги осмысленны, этапы отработаны не играючи. И концерт в ДК Горбунова - концерт новой Земфиры.

Земфира подарила журналистам большое количество штампов. И заставляет ими пользоваться. Ну как не причитать "Девочка созрела", когда каждый новый этап у нее - это шаг вперед. И сейчас Земфира уже выстроила ту перспективу, в которой это очевидно. Это раньше можно было брюзжать: второй альбом попсовый, третий скучный... Четвертый - это альбом Земфиры, - ни больше, ни меньше. Ее шаги осмысленны, этапы отработаны не играючи. И концерт в ДК Горбунова - концерт новой Земфиры.

За пять лет, прошедших с последнего столичного сольника, она многому научилась. Свойственная Земфире ранее прохладная, отстраненная манера поведения трансформировалась в четкое, чуть небрежное и полное владение залом. Чему ее нынешняя программа весьма способствует.

Начиная с жесткой альбомной версии "Небомореоблака", Земфира берет зал за яйца. Теперь, повинуясь ей переполненная по самое не могу Горбушка будет прыгать, петь, слаженно махать руками и торжественно вздымать зажигалки. Над танцующим партером будет танцевать vip-балкон, и АК Троицкий будет изгибаться плечом к плечу с Ренатой Литвиновой.

А Земфира будет легко и неумолимо переключать регистры: от опустошенной "Так и оставим" к ушедшему в разнос "Синоптику", на котором певица впервые в жизни попробует радости стедждайвинга (вынырнет наэлектризованная, но не вполне довольная: "Я рассчитывала на экскурсию по залу, а вы вцепились и не отпускаете").

В программу вошли песни со всех альбомов, однако и лирика, и боевики были приведены к некоему общему знаменателю, державшему градус на уровне, не позволявшем расслабиться залу. Даже партии флейты, сыгранные Анатолием Герасимовым в "ПММЛ" и мощном "Синоптике", не подвешивали общего драйва. Причем драйв этот создавался и держался, кажется, исключительно на харизме исполнительницы. Музыканты Земфиры - это именно аккомпанирующий состав, в чьи задачи не входит инструментальная эквилибристика. Хотя рассыпчатые партии Бориса Лившица, с его изобретательными сбивками, держатся на уровне куда выше среднего. Гитарист Андрей Звонков даже мучается с простыми соло. Чем лаконичнее партия, с тем, кажется, большим трудом она ему дается. Зато когда у него есть возможность развернуться во весь гриф в лучших традициях отцов харда (как в отданных на откуп музыкантам "Разных" и финальном "Блюзе"), то он от души выкладывается в мужественных запилах.

Кажется, что на протяжении года, пока шел тур Земфиры, концертные аранжировки менялись, ища свою адекватную форму. Некоторые закрепились - как ставшая меланхоличной балладой "Ариведерчи", некоторые явно будут меняться дальше. Так, "Повесицца" сейчас очень внятно обыгрывает контраст между вкрадчивым, ползучим вступлением и рубленным припевом, но держащаяся на гитарных подтяжках инструментовка, пожалуй, слишком аморфна - и ее перетекание на коде в регги не шокирует.

В том, что делает Земфира на сцене, чувствуется огромная свобода. Она - как невеста Франкенштейна, собравшая себя сама, пропустившая через себя ток такой силы, что его хватает на гальванизацию стадионов. Выходя после полуторачасового концерта на бисы, она, спев "Брызги", начала метаться между музыкантами. Что-то объяснять им и обещать залу "незапланированную песню". Ею стала сыгранная в бешеном темпе "Девочка-скандал", в которой из инструментальной каши вырывались слова: "Если мне хочется - сбудется". Если ей хотелось практически без рекламы собрать полную Горбушку преданных поклонников и почтительных випов и порвать их всех в клочья, раскручивая неумолимый маховик своего таланта - это сбылось. И с поставленной в конце жирной точкой - запредельной кодой "Блюза" спорить уже никто не стал.

26.12.2005, Санитар Леса (ЗВУКИ РУ)