Юрий МУХИН  The First Electroguitar In USSR

В архивах "Мелодии" по-прежнему ждут своего часа записи, способные перевернуть представление нашего поколения о том, что из себя представляла отечественная поп-музыка 50-х - 70-х годов. Следы той...

В архивах "Мелодии" по-прежнему ждут своего часа записи, способные перевернуть представление нашего поколения о том, что из себя представляла отечественная поп-музыка 50-х - 70-х годов. Следы той особой культуры, которую начал разрушать в 80-х триумвират "нового мышления", колбасно-перестроечного якобы рока и и дешевых японских самоиграек, сейчас пытаются окончательно стереть так называемые "реставраторы". Уже переписана с сериальными актерами и сыгранной компьютером музыкой звуковая дорожка мультфильма "Федорино Горе". Уже запорота при "ремастеринге" музыка "Трех Мушкетеров", которую какие-то дилетанты пытались растащить на пять каналов. На наших глазах происходит та самая переделка прошлого, о которой писал Оруэлл в романе "1984". Поэтому любое переиздание музыкального наследия в аутентичном виде ныне заслуживает вдвойне пристального внимания. Настала пора учиться остерегаться подделок и здесь.
Юрий Мухин - один из тех незаметных с первого взгляда подвижников, на которых и держится культура. Неизвестно, когда бы на нашей эстраде утвердилась электрогитара, не собери он в 1946 году ее первый в стране образец своими руками и не выйдя с ним на подмосковную танцплощадку. Как часто про такие поступки говорят: ребячество! А между тем, именно благодаря этому "ребячеству" Мухин вскоре стал одним из самых востребованных сессионных гитаристов в стране. Ему довелось работать и с Капиталиной Лазаренко ("Офанона"), и с Анной Герман ("Солнечный День", "Дай Мне Помечтать"), и с Олегом Анофриевым (песня из кф "Коллеги" "На Меня Надвигается По Реке Битый Лед").
Отдельная история - работа Мухина с многочисленными исполнителями цыганских романсов. Увы, дальше югославского фестиваля цыганской песни в 1988 году, где музыкант произвел фуррор в составе ансамбля Джанг пу Николая Эрденко, это начинание не продвинулось. А будь в нашей стране нормальное устройство шоу-бизнеса - новаторский вклад Мухина в цыганскую музыкальную культуру мог бы прославить его на весь мир наподобие Карлоса Сантаны, взорвавшего некогда электрогитарой замкнутый мирок латина-брасс. Так или иначе, но инструментальная версия знаменитой песни "Кони-Звери" М. Блантера - штучка, интересная почти так же, как и "Samba Pa Ti".
Разумеется, заслуживают особого внимания и сольные работы Мухина. А также тот факт, что основным вдохновителем музыканта был небезызвестный Лес Пол (Les Paul), гитарист и создатель классической уже электрогитары имени себя. Интересно, что Лес Пол - "музыкант для музыкантов". Его произведения мало известны широкой публике, зато артистов, на которых он оказал влияние - очень много. Воздушно-невесомый шаффл Мухина "Первые Шаги", в котором музыкант исполнил четыре гитарные партии (неслыханное дело для отечественной музыки рубежа 50-х и 60-х) был инспирирован блюзовыми композициями Леса Пола конца 40-х, которые изредка можно было поймать по радио. Блюзовые и джазовые записи Мухина - едва ли не самое лучшее из того, что им сделано. Выступающие сейчас по клубам вроде "Толстого Мо" какбы блюзмены должны ознакомиться с ними в обязательном порядке и осознать, насколько деградировала и формализировалась в нашей стране культура исполнения блюза с тех пор.
Теперь кое-какие из произведений Юрия Мухина стали доступны слушателю "в цифре". Не согнанные с запиленных пластинок и не выложенные в виде криво пожатых mp3-файлов на сайтах с варезом. Не опоганеннные реставраторами из числа тех, что ставят на все треки стандартную шумодавку, а потом получают за это деньги. Не раздерганные на ремиксы. А в оригинальном виде.

12.12.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)