Дживан ГАСПАРЯН  Слезы, смех и сон

Чистая армянская музыка, в ее изначальном, рассветном виде - это сейчас именно то, что играет Дживан Гаспарян. И надо признать, что невысокий улыбчивый дедуля с белоснежными волосами и небольшим брюшком свою задачу выполняет со всей душой. Фестиваль "По ковру" вновь предлагает слушателям музыку, которая заставляет слушателя пережить гамму эмоций...

...Открывавший концерт Дживана Гаспаряна и Анны Маилян ведущий Дмитрий Дибров рассказал, как в Ростове-на-Дону нахичеванские друзья говорили ему: "Да Гаспарян давно уже не единственный, у нас сейчас много кто лучше него играет!" Дибров предложил: давайте, я Гаспаряну сам и расскажу об этих талантах, - никто не вызвался. Вряд ли это в самом деле означает, что "дядя Дживан" (обращение фамильярное, но невероятно подходящее музыканту) действительно один такой на белом свете. Но это лишний раз подтверждает: чистая армянская музыка, в ее каком-то изначальном, рассветном виде - это сейчас именно то, что играет Дживан Гаспарян. Как это сложилось - уже неважно. И надо признать, что невысокий улыбчивый дедуля с белоснежными волосами и небольшим брюшком (дай бог всем так выглядеть в 80 лет) свою задачу выполняет со всей душой.
Концерт армянских исполнителей в Московском Международном Доме Музыки (ММДМ) был разбит на два отделения, что, в общем, идеально отображает два типа музыки, которую исполняет музыкант. С одной стороны, дудук можно очень изящно сочетать с любыми другими инструментами - вплоть до электрогитары с дисторшном. Такой вид этно для нынешнего времени более традиционный - т.е. более соответствующий современному восприятию. Однако подобный нью-эйдж - не то, чтобы упрощение, но лишь некая надстройка к тому, что на самом деле играет Гаспарян - традиционной армянской музыке в том виде, в каком ее исполняют последние полтора тысячелетия (а может и больше, просто дальше проверить трудно).

В первом отделении на сцене было только три человека - сам Дживан и двое аккомпаниаторов - Армен Казарян и Вазген Макарян. Они также были вооружены дудуками, однако по большей части играли роль "человека-ноты" - их задачей было тянуть через каждую композицию эти невыразимо долгие звуки, которые не столько даже слышатся, сколько улавливаются, воспроизводя скорее не звуки гор, а горное безмолвие. Время от времени музыканты переходили к более развернутым партиям, показывавшим, что мастерства им не занимать, но это случалось нечасто. Да в общем, и музыка не предполагает насыщенности. Гаспарян играет свои партии весьма активно, фактически не повторяя ни одной фразы и не зависая подолгу на одной ноте, да и темп формально держит вполне динамичный. Тем не менее, дудук не флейта и не скрипка: он помогает творить не песни и мелодии, а настроение в чистом виде - и даже не настроение, а что-то большее, куда более простое, чистое и фундаментальное. Описать это, строго говоря, нельзя, потому что и слушать это нельзя - под это можно размышлять и медитировать. Все впечатления слушателя будут связаны не с мелодией и аранжировками, а исключительно со своим внутренним миром, мыслями и образами, на которые он настроится при помощи "дяди Дживана". Можно сказать, например, о том, что освещение верхней части сцены Большого зала напоминает свет в лесу в летний день, а потолок зала - паруса каравеллы Колумба, и много еще чего можно сказать - что уже не имеет прямого отношения к дудуку.

Настроиться на восприятие подобной музыки не так просто, и кажется, не всем в публике, заполнивший зал на три четверти, это удавалось. Многие, как представители армянской диаспоры, так и россияне, пришли на концерт скорее за культурным впечатлением, чем за музыкальным - т.е. не то, чтобы просто для галочки, но не готовыми воспринять то, что им предложили. Внимание многих зрителей было явно рассеяно, кто-то и кемарил - хотя вряд ли это всерьез смущало Дживана и его музыкантов. В кельтской традиции так вообще прямо проговаривалось, что музыкант должен уметь вызывать своей игрой слезы, смех и сон - и по ходу концерта Гаспаряну сотоварищи удалось выполнить и то, и другое, и третье.
Об Анне Маилян, выступавшей с Гаспаряном, стоит сказать отдельно. Строго говоря, не очень понятно, почему на афишах заявлялось только ее имя: она участвовала не во всем концерте, только в определенных композициях, как и большинство прочих музыкантов. Впрочем, ее исполнение действительно впечатляет: Маилян - выпускница Ереванской консерватории, и голос у нее мощный и звонкий. Вряд ли традиционные армянские песнопения V-XV веков исполнялись с оперным размахом, однако это им отнюдь не повредило. Классический подход не забил их традиционной основы, и Маилян, певшая и а-капелла, и с дудуком, все-таки воспроизводила то же медитативное настроение, что и сам Гаспарян.

Зато второе отделение концерта оказалось настолько же насыщенным и разнообразным, насколько плавным и задумчивым было первое. Перечислить здесь можно многое - и гитариста Погосяна с лицом Будды, исполнившего заодно впечатляющее соло на таре (армянском струнном инструменте). И Гаспаряна, с сильным акцентом (и улыбкой) объявившего: "Я хочу для вас... петь" - и спевшего две песни, от которых дородная армянка в партере действительно расплакалась, тихо, но неудержимо. И улыбчивого барабанщика Роберта Дурунца с его бешеной, электрифицирующей ритмикой. И мелодии из "Последнего искушения Христа" и "Гладиатора", в живом исполнении приобретающие какой-то уж совсем уж невероятный эмоциональный накал. И опять-таки Гаспаряна, взявшегося за какую-то такую хитрую свистульку, что услышь ее в лесу, примешь только за птицу, и никак не за человека (конечно, при отсутствии поддержки из гитары и барабана). При желании Гаспарян и его музыканты способны, как оказалось, сотворить такое восхитительное шоу, что позавидовали бы и многие из тех, кто на такие действа тратит бешеные деньги и годами их разрабатывает. И при этом все - в рамках той же народной музыки (пусть в нью-эйджевых обработках), с дудуком в качестве ведущего инструмента.

...Современные композиторы-экспериментаторы все чаще пишут музыку очень аскетичную, скупую на ноты и аранжировки. Софья Губайдулина, например, любит писать подобные пьесы для фагота, который по звучанию похож на дудук. К такому подходу приходит и не-классическая традиция с ее эмбиентом и пост-роком. Круг замыкается - и оказывается, что в итоге все вновь приходит к тому, на чем вот уже не первый десяток лет стоит Гаспарян. И слава Богу, что стоит, а у нас есть возможность его слушать - ведь кто-то должен говорить со сцены о вечном. А пока с этим мало что справляется лучше, чем звук дудука - особенно в руках мастера.

07.12.2005, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Дживан ГАСПАРЯН - свежие публикации:
  • Евровидение - Мэтр за мэтром , 03.04.2010
    Мировая звезда world music, дудукист Дживан Гаспарян выступит на Евровидении-2010 в поддержку Евы Ривас »»
  • Досье - Путь патриарха , 18.01.2010
    Имя Дживана Гаспаряна известно во всем мире, он - один из самых популярных музыкантов, работающих в жанре world music. И пусть сегодня на мировых сценах выступают и другие известные музыканты, играющие на дудуке, и для них, и для всего остального мира "дядя Дживан" остается живой легендой, патриархом, человеком, навсегда вошедшим в музыкальную историю, более того – сотворившим одну из ее самых нежных глав. Звуки проследили творческий путь музыканта - от выступлений перед Сталиным до концертов с мировыми рок-звездами »»
  • Репортаж - Путешествие в Большой театр через Европу , 30.03.2009
    Когда стало известно, что Дживан Гаспарян будет выступать в Большом, никто не удивился. Тем более, что помимо русских поклонников, своего соотечественника горячо поддерживает и любит могучая армянская диаспора. И нет ничего странного в том, что перед концертом клянчить у Большого лишний билетик было совершенно бессмысленно...
    Читайте наш репортаж с концерта »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

19:00 – Ресторан Shore House –  ШУРА ШУРА »»

20:00 – Клуб Volta – ЛЕСОПОВАЛ ЛЕСОПОВАЛ »»

Хроника18/08

1949 – Ralph Flanagan Orchestra записывают одну из первых пластинок на воске. Это сингл «You’re Breaking My Heart»  »»

1958 – Пластинка "Короля мамбо" Переса Прадо получила одну из первых "золотых" наград ассоциации RIAA - cингл "Patricia" был продан тиражом более миллиона копий  »»

1969 – Мик Джаггер был случайно ранен выстрелом в руку во время съемок фильма «Нед Келли» в Австралии  »»

1971 – Магистр электроники Ричард Дэвид Джеймс aka Aphex Twin родился в Ирландском городе Лимерик. Афекс - известный композитор, dj и продюсер, чей конек - техно, эмбиент, эсид, драм-энд-бэйс, Intelligent Dance Music. Ни одного лимерика он так и не написал  »»

1997 – The Rolling Stones начали мировое турне "Bridges to Babylon" с пресс-конференции под Бруклинским мостом. К месту проведения конференции Мик Джаггер, Чарли Уоттс, Ронни Вуд и Кит Ричардс прибыли из Манхэттена в вишнево-красном кадиллаке 1955 года выпуска с полицейским эскортом  »»

Curtis JONES

Григорий Максимович ПЛОТНИЧЕНКО

Lee JACKSON (1921)

Oscar BRASHEAR (1944)

Sarah DASH (1945)

Владимир МИГУЛЯ (1945)

Наталия ВЕТЛИЦКАЯ (1964)

Johnny OSBORN (1972)

MIKA (1983)

Frances Bean COBAIN (1992)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить