Дживан ГАСПАРЯН  Слезы, смех и сон

Чистая армянская музыка, в ее изначальном, рассветном виде - это сейчас именно то, что играет Дживан Гаспарян. И надо признать, что невысокий улыбчивый дедуля с белоснежными волосами и небольшим брюшком свою задачу выполняет со всей душой. Фестиваль "По ковру" вновь предлагает слушателям музыку, которая заставляет слушателя пережить гамму эмоций...

...Открывавший концерт Дживана Гаспаряна и Анны Маилян ведущий Дмитрий Дибров рассказал, как в Ростове-на-Дону нахичеванские друзья говорили ему: "Да Гаспарян давно уже не единственный, у нас сейчас много кто лучше него играет!" Дибров предложил: давайте, я Гаспаряну сам и расскажу об этих талантах, - никто не вызвался. Вряд ли это в самом деле означает, что "дядя Дживан" (обращение фамильярное, но невероятно подходящее музыканту) действительно один такой на белом свете. Но это лишний раз подтверждает: чистая армянская музыка, в ее каком-то изначальном, рассветном виде - это сейчас именно то, что играет Дживан Гаспарян. Как это сложилось - уже неважно. И надо признать, что невысокий улыбчивый дедуля с белоснежными волосами и небольшим брюшком (дай бог всем так выглядеть в 80 лет) свою задачу выполняет со всей душой.
Концерт армянских исполнителей в Московском Международном Доме Музыки (ММДМ) был разбит на два отделения, что, в общем, идеально отображает два типа музыки, которую исполняет музыкант. С одной стороны, дудук можно очень изящно сочетать с любыми другими инструментами - вплоть до электрогитары с дисторшном. Такой вид этно для нынешнего времени более традиционный - т.е. более соответствующий современному восприятию. Однако подобный нью-эйдж - не то, чтобы упрощение, но лишь некая надстройка к тому, что на самом деле играет Гаспарян - традиционной армянской музыке в том виде, в каком ее исполняют последние полтора тысячелетия (а может и больше, просто дальше проверить трудно).

В первом отделении на сцене было только три человека - сам Дживан и двое аккомпаниаторов - Армен Казарян и Вазген Макарян. Они также были вооружены дудуками, однако по большей части играли роль "человека-ноты" - их задачей было тянуть через каждую композицию эти невыразимо долгие звуки, которые не столько даже слышатся, сколько улавливаются, воспроизводя скорее не звуки гор, а горное безмолвие. Время от времени музыканты переходили к более развернутым партиям, показывавшим, что мастерства им не занимать, но это случалось нечасто. Да в общем, и музыка не предполагает насыщенности. Гаспарян играет свои партии весьма активно, фактически не повторяя ни одной фразы и не зависая подолгу на одной ноте, да и темп формально держит вполне динамичный. Тем не менее, дудук не флейта и не скрипка: он помогает творить не песни и мелодии, а настроение в чистом виде - и даже не настроение, а что-то большее, куда более простое, чистое и фундаментальное. Описать это, строго говоря, нельзя, потому что и слушать это нельзя - под это можно размышлять и медитировать. Все впечатления слушателя будут связаны не с мелодией и аранжировками, а исключительно со своим внутренним миром, мыслями и образами, на которые он настроится при помощи "дяди Дживана". Можно сказать, например, о том, что освещение верхней части сцены Большого зала напоминает свет в лесу в летний день, а потолок зала - паруса каравеллы Колумба, и много еще чего можно сказать - что уже не имеет прямого отношения к дудуку.

Настроиться на восприятие подобной музыки не так просто, и кажется, не всем в публике, заполнивший зал на три четверти, это удавалось. Многие, как представители армянской диаспоры, так и россияне, пришли на концерт скорее за культурным впечатлением, чем за музыкальным - т.е. не то, чтобы просто для галочки, но не готовыми воспринять то, что им предложили. Внимание многих зрителей было явно рассеяно, кто-то и кемарил - хотя вряд ли это всерьез смущало Дживана и его музыкантов. В кельтской традиции так вообще прямо проговаривалось, что музыкант должен уметь вызывать своей игрой слезы, смех и сон - и по ходу концерта Гаспаряну сотоварищи удалось выполнить и то, и другое, и третье.
Об Анне Маилян, выступавшей с Гаспаряном, стоит сказать отдельно. Строго говоря, не очень понятно, почему на афишах заявлялось только ее имя: она участвовала не во всем концерте, только в определенных композициях, как и большинство прочих музыкантов. Впрочем, ее исполнение действительно впечатляет: Маилян - выпускница Ереванской консерватории, и голос у нее мощный и звонкий. Вряд ли традиционные армянские песнопения V-XV веков исполнялись с оперным размахом, однако это им отнюдь не повредило. Классический подход не забил их традиционной основы, и Маилян, певшая и а-капелла, и с дудуком, все-таки воспроизводила то же медитативное настроение, что и сам Гаспарян.

Зато второе отделение концерта оказалось настолько же насыщенным и разнообразным, насколько плавным и задумчивым было первое. Перечислить здесь можно многое - и гитариста Погосяна с лицом Будды, исполнившего заодно впечатляющее соло на таре (армянском струнном инструменте). И Гаспаряна, с сильным акцентом (и улыбкой) объявившего: "Я хочу для вас... петь" - и спевшего две песни, от которых дородная армянка в партере действительно расплакалась, тихо, но неудержимо. И улыбчивого барабанщика Роберта Дурунца с его бешеной, электрифицирующей ритмикой. И мелодии из "Последнего искушения Христа" и "Гладиатора", в живом исполнении приобретающие какой-то уж совсем уж невероятный эмоциональный накал. И опять-таки Гаспаряна, взявшегося за какую-то такую хитрую свистульку, что услышь ее в лесу, примешь только за птицу, и никак не за человека (конечно, при отсутствии поддержки из гитары и барабана). При желании Гаспарян и его музыканты способны, как оказалось, сотворить такое восхитительное шоу, что позавидовали бы и многие из тех, кто на такие действа тратит бешеные деньги и годами их разрабатывает. И при этом все - в рамках той же народной музыки (пусть в нью-эйджевых обработках), с дудуком в качестве ведущего инструмента.

...Современные композиторы-экспериментаторы все чаще пишут музыку очень аскетичную, скупую на ноты и аранжировки. Софья Губайдулина, например, любит писать подобные пьесы для фагота, который по звучанию похож на дудук. К такому подходу приходит и не-классическая традиция с ее эмбиентом и пост-роком. Круг замыкается - и оказывается, что в итоге все вновь приходит к тому, на чем вот уже не первый десяток лет стоит Гаспарян. И слава Богу, что стоит, а у нас есть возможность его слушать - ведь кто-то должен говорить со сцены о вечном. А пока с этим мало что справляется лучше, чем звук дудука - особенно в руках мастера.

07.12.2005, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Дживан ГАСПАРЯН - свежие публикации:
  • Евровидение - Мэтр за мэтром , 03.04.2010
    Мировая звезда world music, дудукист Дживан Гаспарян выступит на Евровидении-2010 в поддержку Евы Ривас »»
  • Досье - Путь патриарха , 18.01.2010
    Имя Дживана Гаспаряна известно во всем мире, он - один из самых популярных музыкантов, работающих в жанре world music. И пусть сегодня на мировых сценах выступают и другие известные музыканты, играющие на дудуке, и для них, и для всего остального мира "дядя Дживан" остается живой легендой, патриархом, человеком, навсегда вошедшим в музыкальную историю, более того – сотворившим одну из ее самых нежных глав. Звуки проследили творческий путь музыканта - от выступлений перед Сталиным до концертов с мировыми рок-звездами »»
  • Репортаж - Путешествие в Большой театр через Европу , 30.03.2009
    Когда стало известно, что Дживан Гаспарян будет выступать в Большом, никто не удивился. Тем более, что помимо русских поклонников, своего соотечественника горячо поддерживает и любит могучая армянская диаспора. И нет ничего странного в том, что перед концертом клянчить у Большого лишний билетик было совершенно бессмысленно...
    Читайте наш репортаж с концерта »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

Хроника19/10

1985 – Впервые вершину американского хит-парада покорили музыканты из Норвегии. Историческую победу одержал коллектив A-HA c композицией "Take on me"  »»

1991 – В маленьком клубе в Манчестере состоялось первое публичное выступление группы Oasis  »»

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить