NITS  Вдогонку за мечтой

Nits - нечастый пример музыкальной эволюции. У большинства классиков рока были периоды звездного часа, а потом медленное угасание с эпизодическими всплесками. Голландцы же с момента выхода самого первого альбома гнут и гнут свою линию, не теряя ни ключевых музыкантов, ни чувства стиля. Корреспондент Звуков посетил концерты группы в Финляндии...

Я начал слушать The Nits, когда мне было 14. Все началось с совершенно случайного переключения каналов на телевизоре у кого-то в гостях. На одной из спутниковых программ вдруг мое внимание зацепил крайне любопытно сделанный клип - человек ритмично греб на лодке по большой реке. Снято было все это через зеленый фильтр, а в сочетании с необычной музыкой создавало комплексное впечатление. Видео оказалось снято на одну из самых удивительных композиций Nits - "In The Dutch Mountains".

Прошло десять лет. И только в 2005 году я смог вырваться на концерт любимой группы. В России (тогда еще в СССР) Nits играли в 1988 году, обрели много поклонников, очень хотят вернуться без каких-либо финансовых притязаний, но российские промоутеры, по словам группы, пока не зовут. Так что я скопил денег, получил финскую визу, и отправился поездом в Тампере и Хельсинки исполнять свою мечту.

Историю группы Nits я подробно описал на "Звуках" относительно недавно. Суммируя сказанное, Nits - вероятно, одна из самых недооцененных групп Европы. Ее стиль можно описать как интеллектуальный, но не чрезмерно сложный рок, такой, "уместный", если можно так сказать. Кроме того, это, наверное, самая "русская" по духу из европейских групп, и во многом поэтому я стараюсь распространять музыку Nits среди друзей. И это оправдывает себя - например, недавно открылся русскоязычный сайт группы.

Nits - нечастый пример музыкальной эволюции. У большинства классиков рока были периоды звездного часа, а потом медленное угасание с эпизодическими всплесками. Голландцы же с момента выхода самого первого альбома гнут и гнут свою линию, не теряя ни ключевых музыкантов, ни чувства стиля. Очень хорошо можно проследить эволюцию каждого члена группы как личности - в общем, вариант для тех, кто, говоря футбольным языком, болеет за людей как команду, а не только за бренд.

Но вернемся собственно к концертам. Nits в этот раз приехали в Финляндию в странном статусе. На 31-й год существования группы песни с нового альбома "Les Nuits" вдруг начали крутить по BBC, и после Финляндии они впервые едут с сольными концертами в Великобританию. Больше половины билетов уже раскуплено. "Забавно все это, - говорит барабанщик Роб Клут (Rob Kloet), - Где они раньше были?"

За час до концерта в Тампере в уютном клубе всего человек 10. "Ничего себе, если так и останется", - полушутя-полусерьезно говорит менеджер группы Том Тельман (Tom Telman). Том, конечно, перестраховывается - к началу в зале не то что аншлаг - полный Sell-out. Финны все приходят и приходят, и сзади уже не протолкнуться. Я, к счастью, сижу в первом ряду.

Nits славятся кроме прочего привычкой отлично работать со светом и видео-фрагментами во время концерта, создавая эффект такого своеобразного модернистского театра. На этот раз, впрочем, явно задуман довольно минималистский сет - все трое участников группы садятся рядом в центре сцены. Хенк (Henk Hofstede) говорит, что последние несколько месяцев они в основном играли квартирники у друзей в Амстердаме, и нашли несколько оригинальных решений. Поэтому решено попробовать такую атмосферу воспроизвести - начало будет тоже полуакустическое: гитара, фортепиано и перкуссии.

Первые три песни, конечно же, меня удивили. Я никогда не отличался особой "везучестью", в том смысле, что музыканты далеко не всегда играют те вещи, к которым я испытываю особое расположение в их творчестве. Но "Sketches of Spain", "Cars&Cars", "A Touch Of Henry Moore" подряд - это все точно из "десятки" любимых.

А Touch of Henry Moore вообще особая песня. Кто-то из моих знакомых метко назвал ее акустической "Einsturzende Neubaten". Более того, я ее слышал как минимум в 10-12 версиях - для группы это дело чести к каждому турне что-то изобрести с аранжировкой. На сей раз решили петь по очереди и вместо Барбары Хептуорт (американский скульптор) вставили Барбару Стрейзанд.

Турне посвящено выходу нового альбома Les Nuits, и доходит очередь до новых песен. Честно говоря, по отрывкам композиций перед отъездом я несколько настороженно отнесся к новому материалу - мне он показался довольно легковесным. Я сильно ошибался. За простыми аккордами и мелодиями скрываются несколько нервных, бескомпромиссных, непростых песен. В двух композициях Хенк Хофстеде вообще прибегает к приему, более свойственному фолк-песням народов севера, когда под развивающуюся тему твердятся с минимальными изменениями вроде простые, но четко рассчитанные слова.

Как ни странно, именно эти две композиции и выбились в фавориты публики - "The Eiffel Tower" вдруг "выстрелила" в Британии, а "The Hole" лидирует в голосовании на официальном сайте группы за лучшую песню альбома. Вот и в Финляндии The Hole поразила благодаря в том числе и видеоряду - ускоренному в несколько тысяч раз ролику про передвижение комет, созвездий и галактик по вселенной.

Но это было уже во второй части концерта - после любимой публикой композиции JOS Days по какой-то невиданной еще с советских времен привычке объявляют перерыв. Оказывается, так и задумано - вторая часть концертов будет более электрической. Я догадываюсь, что финнов будет потом непросто вернуть из бара, но и обслуживающий персонал группы не очень торопится, меняя обстановку и инструменты на сцене.

Перерыв, конечно, удивил, но культуре концертов у Nits можно только поучиться. Так с одной стороны расслабленно, а с другой самозабвенно, в России не играет почти никто. По ходу композиций Nits могли сменить вокалиста, Хенк Хофстеде вставлял цитаты из Дэвида Бирна и из каких-то спагетти-вестернов. Когда во время короткой нежной баллады "Giant Normal Dwarf" на экране возникли "танцы" борцов сумо, Хофстеде начал искренне смеяться и не спел половину куплета, а вот трагическую "Mourir Avant 15" он исполнял со слезами на глазах - возможно, именно поэтому во второй день ее из сет-листа исключили, во избежание.

Кульминация игры друг с другом и со зрителями наступила уже во время выхода на бис - в композиции "Cabins" клавишник Роберт Ян Стипс (Robert Jan Stips) задавал ритм, исполняя очень сложный проигрыш. Остальные смотрели на него, так как Стипс должен был показать, когда он поменяет тему. Однако Стипс вместо этого показал язык и залез под синтезатор, продолжая играть совершенно нечеловеческую партию. Хенку пришлось тоже согнуться в три погибели, и так они и дразнили друг друга, пока Стипс тему-таки не поменял.

Удалась и композиция обоих концертов. Во-первых, были сыграны основные любимые публикой вещи, причем не сколько хиты, сколько, как говорится, concert favorites. Было и большинство новых вещей, но с отличающимися от студийных аранжировками, да и игрались не подряд. А для любителей сюрпризов были две воскрешенные впервые лет за 15 песни, плюс полнейший раритет - ранний b-side "House on House".

На бис что в Тампере, что в Хельсинки группа выходила по три раза - финские зрители все до единого аплодировали стоя. Вызвали и еще бы раз пять, но после шести-семи песен на бис группа уже выглядела слишком усталой, а совесть у зрителей была. Но сил музыкантам хватало и на то, чтобы после концертов без лишнего пафоса выйти в народ пообщаться. Автографы, фотосессии, обсуждение нового материала со зрителями - всему этому тоже стоит поучиться. Тут же подбегают какие-то толстые финские менеджеры звукозаписи и радиомагнаты. "Это потрясающе, - кричат они наперебой, - Мы завтра же запускаем ваш новый сингл". Хенк Хофстеде только вежливо улыбается.

Что в итоге? В итоге, даже если абстрагироваться от моей давней любви к Nits, я стал свидетелем лучших, самых профессиональных и оригинальных концертов за последние года два. Остается все же надеяться, что кто-то догадается оценить концертные записи Nits и понять, какие музыканты никак не могут доехать до России, хоть сами и хотят. Не боясь ошибиться, "Б-2" или "16 тонн", я уж не говорю, скажем, о "Проекте О.Г.И" Nits соберут и без особой рекламы. Оно того стоит.

05.12.2005, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

NITS - свежие публикации:

NITS

В европейской культуре сложно найти музыкальное образование более русское, чем Nits. И более загадочное: непонятно, как относиться к группе, выпустившей одну из своих лучших вещей на тридцатом году и без того эффектного существования...
Мы расскажем вам о команде, которую любят все, но знают немногие.

Подробности из жизни:

В европейской культуре сложно найти
музыкальное образование более русское, чем
Nits. Эта голландская группа приехала в Москву аж в 1987, их продюсер
тогда женился на русской переводчице, а вокалист и гитарист Хенк Хофстеде
(Henk Hofstede) уже чуть позже купил где-то "Ладу", в которой и написал
одну из самых известных своих песен - "J.O.S. Days".

Один из их альбомов назывался "Омск", еще один - "Кило". В песнях
упоминаются Санкт-Петербург и Москва. В России их тоже любят. Те, кто знают. А
знают очень немногие...

За все время моих занятий музыкой феномен Nits так и остался для меня загадкой.
Проект, который по качеству музыки был как минимум на уровне Dire Straits,
Police и прочих гигантов сходного масштаба, а для любителей слегка
меланхоличного рока - и гораздо лучше, оказался на обочине массовой популярности.

И дело даже не в том, что группа - голландская. 95 процентов композиций в ее
репертуаре - англоязычные, а на английском Хенк Хофстеде поет совершенно без…

Далее... →