Наша встреча с Юрием Цалером началась
с очень показательного эпизода. Накануне, договариваясь о субботнем интервью,
мы условились о том, что скорректируем время и место встречи с утра. Кто первый
проснулся - тот и звонит. Встав в свои расслабленные субботние 8, я решила
позвонить ближе к полудню: музыканты - люди богемные, встают поздно... В 10.30
раздался звонок. Юрий Цалер собственной персоной.
Я, страшно удивившись, спросила:
- А, ээээ, для Вас разве не рано?
Музыкант, еще больше удивившись, сказал:
- А для Вас? Я обычно в 8 встаю... не хотел Вас будить...
Цалер - типичная "рабочая лошадка": помимо основной работы в группе Мумий
Тролль он принимает участие в записях и изредка - концертах Земфиры
(на двух альбомах звучат его гитара, бас и клавиши), а также записывается в
массе проектов в качестве сессионного музыканта и продюсирует интересные
работы. Было бы странно не узнать однажды, что все эти годы где-то на дальних
полках Юрий хранит свои собственные композиции, ждущие издания и публичного
исполнения. И вот, спустя 10 лет с момента написания, первая порция этих работ
увидела свет. В ближайшее время готовится издание альбома с таинственным
названием "Птица Зу"...
Звуки.Ru: - Юра, а что это за порода птиц - Птица Зу?
Юрий Цалер: - Это очень древняя порода, редкая. Птица Зу охраняет запретные плоды, к коим спешат все, кто хочет найти что-то для себя и для других, кто хочет возвыситься. Это очень старая арабская притча. Удивительно, что Петр Мамонов выпустил в начале этого года одноименную книжку, приуроченную, видимо, к своим выступлениям. Одна моя знакомая, побывав на его концерте, купила эту маленькую брошюрку прозы. Я был приятно удивлен: видимо, где-то в далеком прошлом было у нас нечто общее.
Звуки.Ru: - Вы с ним не пробовали это обсуждать?
Юрий: - А мы с Мамоновым общались очень давно - лет 10-12 назад, когда я собирался этот материал выпускать. Он тогда в Комсомольской правде объявлял конкурс на прослушивание молодых коллективов, мы с ним это обсуждали и уже собирались что-то сделать. Но потом все заглохло ввиду каких-то непонятных причин.
Звуки.Ru: - Может быть, как раз сейчас - хороший повод объединить эти вещи, близкие по контексту?
Юрий: - Может быть, вполне. Думаю, время что-нибудь покажет.
Звуки.Ru: - Насколько я понимаю, Птица Зу - альбом-долгожитель. Десять-двенадцать лет для того, чтобы альбом "вылежал" - это ситуация для российской сцены, особенно сейчас, очень нетипичная. Сейчас все, наоборот, стремятся выпускать альбомы с перерывом полгода-год максимум. Почему Вы так долго его таили от публики?
Юрий: - Я не могу четко ответить на этот вопрос, потому что не все зависит только от людей, которые занимаются музыкой, а зависит, скорее всего, от движения каких-то неведомых человеку вибраций и всяких прочих "-ций". В принципе, десять лет - это вообще не срок.
Звуки.Ru: - Ну да, с точки зрения Всемирной истории - это, конечно, мелочи.
Юрий: - Я думаю, что мне повезло с друзьями и вообще повезло в жизни. Не будь я с Мумий Троллем, может быть, и этого бы не произошло.
Звуки.Ru: - Я помню, что еще пару лет назад, когда вы играли с МТ на Дне Города в Лужниках, во время пресс-конференции активно муссировался слух, что "Цалер делает сольный проект и чуть ли не уходит из Мумий Тролля". Проект уже действительно тогда назревал, или это были какие-то перегретые ожидания публики?
Юрий: - Это было абсолютно беспочвенно, я даже с трудом могу такое припомнить. Типичная провокация. А сольный альбом - это в первую очередь заслуга друзей, которые меня постоянно доставали: "Юра, ну, сколько можно?! Эти песни нам нравятся! Надо выпускать!". Я достаточно трезво отношусь к этим песням, но друзья меня буквально заставили послушать материал заново, и когда я его услышал, я подумал, что действительно в этом что-то есть. Возможно, даже сыграю его как-нибудь живьем.
Звуки.Ru: - Все композиции записаны заново, или выпущены в том виде, как они были записаны 10 лет назад?
Юрий: - Все выпущено в том виде, как есть, - просто они отреставрированы заслуженными умельцами звукового цеха. Мастерингом занимался всем известный Владимир Овчинников. Я, вообще-то, даже удивился: когда услышал отмастеренную пластинку: складывается такое впечатление, что ее два дня назад записали где-то в современной студии. Я был поражен
Звуки.Ru: - Было такое искушение - переиграть все заново?
Юрий: - Было, конечно. Но я принял решение этого не делать: нет смысла, надо делать что-то новое.
Звуки.Ru: - Тогда логично быстро выпустить следующий альбом.
Юрий: - Конечно, я это собираюсь сделать.
Звуки.Ru: - И это будет альбом современных вещей?
Юрий: - Да, это будут последние наработки.
Звуки.Ru: - Тогда расскажите, с кем был записан и сыгран тот альбом, и с кем будет записываться новый.
Юрий: - Сейчас - я хочу все сделать сам. А десять лет назад мне промогали друзья и мой двоюродный брат Станислав. Он известен в музыкальных кругах: выступал в составе Магнитной Аномалии, того же "Мумий Тролля" - играл на клавишных инструментах, сейчас играет с Чубыкиным. А все остальные участники - кто ушел из жизни, кто - из музыки. Музыка не стала для них ни профессией, ни хобби...
Звуки.Ru: - Юра, а то, что для Вас музыка стала профессией - это стечение обстоятельств, или Вы сознательно работали на эту задачу?
Юрий: - Абсолютно сознательно: когда я "пришел в себя" сразу после школы, классе в восьмом, и мне захотелось нравиться девушкам, я понял, что ничего другого я в жизни не хочу. Это типичная рок-н-ролльная история. Я попробовал работать на хлебокомбинате. Честно отстоял смену, выпекая хлеб, но на следующее утро, когда мама меня разбудила и сказала "сынок, тебе пора на работу", я сказал: "Неееет, мама! На работу я больше никогда не пойду!"
Звуки.Ru: - Да вы лентяй, Цалер!
Юрий: - (с возмущением): Абсолютно не лентяй! Я трудоголик!!!
Звуки.Ru: - Памятуя о том, как мы сегодня оба встали в восемь утра, я легко в это верю. Это Ваше привычное расписание жизни?
Юрий: - Я стараюсь. Я считаю, что это правильно, невзирая на достоточно большое количество обстоятельств: Москва - мегаполис, для жизни довольно тяжелый. Мне нравится, я бы вставал и раньше. Я хочу довести себя до состояния растворения в собственном счастье: вставать в пять. Наверно, это будет уже не в Москве, и не в графике гастролей, а чуть в стороне.
Звуки.Ru: - Кстати, о графике гастролей - у Вас сейчас, фактически, два места работы - МТ и группа Земфиры?
Юрий: - Земфире я помогал, но это было частичной работой. Первый альбом я ей записал полностью, на втором и третьем играл уже чуть меньше, а сейчас у нее есть прекрасные помощники и без меня. Например, Корней, молодой корешок. Можно было, кстати, назвать группу Корни - "Корешки": они же молодые! А еще можно сделать группу "Корни Вырви": есть ведь группа Кедры-Выдры. Неплохая, кстати, группа.
Звуки.Ru: - Из новой формации групп с забавными названиями еще мне очень нравится Тролль Гнет Ель.
Юрий: - Да, много новой молодежи появилось. А Земфира сейчас,
по-моему, со своим составом определилась и в последнее время не звонит. Значит...
(мы произносим это хором)... все хорошо!
Звуки.Ru: - А мне вот интересно: почему все Ваши сольные композиции записывались не в составе Мумий Тролля?
Юрий: - Это было бы слишком просто. Пусть это будет вариант Х, последняя точка.
Звуки.Ru: - Тем не менее, я знаю огромное число слушателей, которые во время каждого концерта Мумий Тролля исправно ждут Ваших соло...
Юрий: - Ну и хорошо. Но мне этого хочется все меньше и меньше. Все-таки музыка меняется, и надо как-то опережать время. Что я всегда и делал: вот с этим альбомом - взял и опередил время на 10 лет.
Звуки.Ru: - А в каком направлении меняется музыка группы - по внутреннему ощущению?
Юрий: - А как это можно назвать? Мы просто исполнители. Мы музыку
делаем и исполняем. А музыка - где-то там, она движется к светлому, к
солнцу.
Последний альбом мне сначала не
понравился, потом - понравился, на концертах у
каждого - свои ощущения, и очень размытые. Мне ингда кажется, что очень хорошо,
иногда - что скучновато. Это зависит от множества факторов: во сколько ты
встал, сколько концертов отыграл... Куда эта музыка движется? Илья всегда был
человеком современным, новатором,- по крайней мере, старался им быть. А другие
участники группы этот порыв балансируют своим "якорем": да вы ничего не
понимаете, это надо делать грамотно! В результате образуется полная гармония.
Звуки.Ru: - А одному Вам в этой связи непросто, наверно? Нет такого дисбаланса, нет внешних противоречий - только внутренние...
Юрий: - А я не один! У меня есть братья, все они - музыканты. Мой мадший брат живет со мной, он всегда рядом. Есть старшие товарищи. Это даже если выйти за рамки Мумий Тролля, где все - друзья.
Звуки.Ru: - В отношении Мумий Тролля меня всегда удивляло, что группа очень последовательно идет от жесткого, "оторванного" звука к такому мягкому, плавному, синтетическому саунду. Ваш альбом - это возврат "к корням"? Ведь 10 лет назад все звучало и игралось по-другому...
Юрий: - Конечно! Тогда хотелось бежать по улице и делать что-то, чтобы напугать кого-то. Чтобы все девочки обращали на тебя внимание. Это нормально: все подростки к этому стремятся. Я старался не потерять этого духа. Ведь, в принципе, ничего не изменилось: хочется своей игрой кого-то возбудить, разбудить, побудить... У меня вообще есть такая мечта - великая звуковая мистерия. Она у меня еще с детства, и, наверное, отчасти движет мною. Хочется найти такое время, когда у всего населения статистически самый крепкий сон, залезть на какой-нибудь дом и найти такое созвучие в двух интервалах двух звуков - или пусть это будет один звук - и включить его с такой громкостью, чтобы ух! Об этом мечтали многие, начиная от великих композиторов или даже Баха. Найти бы еще ключ от крыши и от созвучия...
Звуки.Ru: - Труднее найти ключ от внимания публики. Достучаться до тектонических глубин мозгов народа с замусоренным сознанием. Недавно Алексей Вишня на Звуках написал: журналисты мыслят таблоидами. А публика ведь тоже мыслит штампами.
Юрий: - Да, верно!
Звуки.Ru: - Юра, а что в свое время побудило Вас играть свою музыку, и что было Вашим самым сильным музыкальным впечатлением?
Юрий: - Дайте подумать... даже сразу и не вспомню. Наверно, это было еще в школе. Я был маленький и некоммуникабельный, мне с трудом давались ясли, школы и садики. Я занимался спортом. Ходил в спортивную и музыкальную школы и хотел стать спортсменом. А потом резко поменял курс. Наверно, во мне взыграли отцовские гены: он профессиональный музыкант, играет, как и я, на всем. Мой отец - джазовый музыкант, саксофонист, руководитель оркестра. И именно он меня привлек к занятию музыкой. В то время, когда я ходил в музыкальную шолу, я все это ненавидел, мне было неинтересно все это сольфеджио, упражнения-испражнения... Когда я заканчивал школу, учительница сольфеджио мне сказала: слава Богу, что ты не будешь заниматься музыкой, Юра! А после к ней попал уже мой брат. Вот так получилось. После трудного окончания музыкальной школы я стал интересоваться этим сам. Стали появляться на горизонте новые пластинки: Кинчев, Шевчук... Мне понравилось, когда кто-то притащил гитару и первые пластинки Алисы и ДДТ. Это все - романтика: первый рок, первая сигарета в зубах... Курить я в итоге бросил.
Звуки.Ru: - И последний, "профильный" вопрос: какие у Вас отношения с интернетом?
Юрий: - Почти никаких. Мои друзья и брат целыми днями там торчат. Поэтому я в последнее время стал к нему более лоялен, хотя еще держусь. Но я-то недавно себе и телевизор купил взмен того, что когда-то выбросил -чтобы видеокассеты смотреть. Поэтому компьютера у меня нету, я себя сознательно в этом ограничиваю. Но я ни в коем случае не против музыки в интернете. Это нельзя ограничивать - точно так же, как нельзя ограничивать движение в будущее. Можно даже новый танец придумать: лэп-топ.
Дата рождения:
22 мая 1973
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)