ARSIS  Celebration Of Guilt

Отличить хороший death-metal от плохого сможет даже тот, кто весь death-metal видал в гробу. Достаточно иметь толику вкуса и слуха, чтобы понять, кто музицирует по принципу "хоть бы что, лишь бы за...

Отличить хороший death-metal от плохого сможет даже тот, кто весь death-metal видал в гробу. Достаточно иметь толику вкуса и слуха, чтобы понять, кто музицирует по принципу "хоть бы что, лишь бы за музыканта считали", а где нечто большее. По счастью, музыка группы Arsis - очень редко встречающееся нынче "нечто большее".
Это, безусловно, дэт. Не тот, который вот уже полтора десятка лет вяло переваривает сам себя. Но и не тот, который для большей удобоваримости в изобилии уснащают симфоническими пассажами или электроникой. Здесь все по-честному - барабаны, гитара и бас. Плюс злобный рык вокалиста. И это можно слушать. Потому что музыканты выжимают из взятого направления максимум.
Для дэта характерны гиперскорости и головоломные смены ритмов? ОК, у нас всего этого будет в избытке! Альбом открывает эпический (пять минут для дэта - это уже крупная форма) номер "The Face My Innocence", способный потягаться своей аранжировочной навороченностью даже с "21st Century Schizoid Man" King Crimson. Это не поверхностное сравнение: даже в настроении обоих номеров есть что-то общее. При этом каждый ритмический поворот сопровождают смены на диво внятных мелодий, а две безукоризненно техничные гитары, накладываясь на бласт-бит, ближе к финалу начинают плести два добавочных ритмических узора внутри базового: быстрый и медленный. Вот в такие минуты и понимаешь, для чего, собственно, и придумали дэт-метал с его ритмическим мракобесием. Дальше - скоростная и мелодичная "Maddening Disdain", в одиночку способная отправить курить в уборную все современные проявления speed и power. Гитарное соло в "Return" просто великолепно. Кто сказал, что в дэт-метал нельзя использовать мелирование? Здесь, оказывается, вообще много что можно делать: перетряхивая мешок ритмов, музыканты группы выходят то на фанк ("Elegant And Perverse"), то на блюз ("The Sadistic Motives Behind Bereavement Letters"). Разумеется, то, что парни знают толк в синкопах, не делает их гениальными. Просто они - нормальные музыканты. А те 99 процентов дэт-металлистов (и не только), которые толка в синкопах не знают, по-прежнему неудачники. И сидеть им ниже ватерлинии.
Что особенно интересно, все звучащие на альбоме инструменты и голоса записаны лишь двумя музыкантами. Давно замечено, что нет ничего тоскливее партии баса, прописанной соло-гитаристом. Да и вообще, металл, особенно сверхтяжелый, при таком подходе очень много теряет по части драйва. Но здесь ничего подобного не наблюдается: бас долбит будь здоров, драйва - мегатонна в тротиловом эквиваленте. Впрочем, можно предположить, что на концертах материал Arsis звучит еще забойнее.
Вспоминаются слова харьковского рок-музыканта Александра Букреева: "Дэт-музыка - нового, пятого или шестого измерения, она должна раскалывать сознание и превращать мозг в какую-то иную субстанцию... Так что для ее исполнения необходимы определенные состояния души и особый склад ума".
Отличный манифест. Только вот следующие заложенным в нем принципам группы встречаются нечасто. Но Arsis - определенно одна из них.

22.11.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)