ФЕСТИВАЛЬ  Из литейного цеха с любовью

Если рок-фестиваль проводится регулярно в течение многих лет, он становится неотъемлемой частью города, его породившего; он неизменен, но каждый раз нов, он развивается по тем же законам и полон тех же примет. Вот так и "Беломор-Буги": радует стабильностью и удивляет новыми открытиями, дает возможность повидать и послушать старых знакомцев и огорчает нереализованными надеждами. Наш репортаж из Архангельска...

Если рок-фестиваль проводится регулярно в течение многих лет, он становится неотъемлемой частью города, его породившего; он неизменен, но каждый раз нов, он развивается по тем же законам и полон тех же примет. Проходит очередной год, - и вот здесь на месте пустыря вырос высотный дом, а здесь из руин восстановлена церквушка; где-то сменилась вывеска, где-то перекрашен фасад, а тут, на окраине, так и стоит покосившаяся изгородь и догнивает на берегу старый катер... Вот так и архангельский "Беломор-Буги" радует стабильностью (отличная организация, хороший звук, обязательное время проведения - вторая половина осени, 2 дня и не менее 20 участвующих групп) и удивляет новыми открытиями, дает возможность повидать и послушать старых знакомцев и огорчает нереализованными надеждами. Огорчения, впрочем, крайне редки: на XII "Беломоре" они выразились лишь в отсутствии нежно любимого мною (и большинством посетителей) Трупного Яда, - эта боевитая и яркая трэш-команда не смогла участвовать в фестивальной программе из-за внезапной болезни бас-гитаристки. Все прочее, происходившее в Ломоносовском ДК г. Архангельска 12 и 13 ноября было так или иначе интересно, а кое-что и просто здорово. Как и на всех предыдущих фестивалях, которые мне довелось посетить.

Субботний концерт открыла вычегодская команда Spiritus Brothers, исполнявшая достаточно стандартный рок, оживляемый иногда джазовыми гармониями и постоянно - сильным, хоть и не особенно техничным вокалом Лидии Борцовой. Неплохая любовная лирика, использование трубы и общая бодрость в сумме оставили положительное впечатление. Тот же настрой мог бы сохраниться при прослушивании Старого Джека (Няндома), - благо, группа играла этакий ковбойский буги-вуги с некоторыми аллюзиями на Тома Уэйтса (Tom Waits), - но полагающегося драйва им сгенерировать не удалось. Что, вероятно, объясняется крайней молодостью музыкантов (барабанщику Даниле Меньшикову 15 лет, остальные немногим старше), так что всё еще поправимо.

Поиграем и Уйдем (Северодвинск) сменили барабанщика, а их лидерша Елена Шестоперова - сценический имидж (вместо футболки с портретом Летова на ней было романтичное белое платьице). Вторая из метаморфоз порадовала, первая - не очень: играть стали более сухо, резко и пафосно. Что, однако, никак не отразилось на градусе народной любви, и это тоже не внушает оптимизма, - постоянное обожание притупляет бдительность артистов. Но на подходе новый альбом, так что посмотрим и послушаем, а потом уже будем ставить диагнозы.

Зато далее наступил период настоящего профессионализма. Первыми его продемонстрировали музыканты группы Снег (Киров), которые играли незамысловатую, в общем, музычку с довольно нескладными текстами на "социально-бытовые" темы, - но зато делали это слаженно, весело и мастеровито. Сущий ZZ Top, только без бород. Не разочаровали и Blind Vandal, только что откатавшие успешную гастроль по Голландии: воистину феерическое инструментальное трио, на качество игры коего не повлиял даже внутригрупповой праздник - день рождения барабанщика Александра Харева.

Металлопрокат был продолжен казанским дуэтом Pulse Of Reason: Виктор (гитара) плюс Наташа (бас-гитара, вокал) плюс "минусовая" ритм-секция. Вот она-то (вкупе со статичностью музыкантов, не очень выразительным голосом и англоязычными текстами) и подпортила впечатление, - несмотря на очевидную опытность, звучала группа скучновато. Так следует играть в студии, но никак не на рок-н-ролльном фестивале. Если б они решились на эксперимент и поджемовали с тем же Харевым (были такие планы), могло получиться намного интереснее.

Еще одна впечатлившая своей матеростью группа, - Катран, в составе которой уживаются экс-участники многих питерских супергрупп. Звучали они чуть ли не лучше всех, чрезвычайно грамотно работали с публикой и вообще были крайне энергичны. Вот только не покидало ощущение дежа вю: будто находишься не на архангельском "Беломоре" образца 2005 года, а на фестивале Ленинградского рок-клуба в году этак 1985-м. В этом нет, конечно, ничего дурного, да и местную публику такие ассоциации вряд ли посещали, так что зал стоял на ушах. Уши ведь - орган весьма многофункциональный...

Выступавшая перед Катраном ижевская команда Анри уводила ассоциативный ряд в еще более далекое прошлое, - в эпоху раннего Аквариума, трепетной любви к Доновану (Donovan) и Кэту Стивенсу (Cat Stevens), незамутненной веры во власть цветов, слова и звука. Но при этом - парадокс - ни секунды не казалась старомодной, вторичной или излишне наивной. В нынешние времена обязательной рефлексии, мрачной борьбы со всем сразу и упорно декларируемой безысходности Анри - сущий глоток свежего воздуха и луч света в темном царстве. Где-то в середине их сета из танцующей публики на сцену вывалились два потных, растерянно улыбающихся панка, - до сей поры, наверно, им было невдомек, что рубиться можно не только под тяжмет и рэпкор...

Впрочем, возможность повоевать людям в коже и рогоже предоставили E-Sex-T (самая коммерчески востребованная группа Архангельска) и Комманда Гу (Москва): они сполна продемонстрировали то, что в народе называется попросту "мясо", а в среде клубных администраторов - "актуальная музыка" или же "тяжелая альтернатива". Любителей этого условного жанра предостаточно и в столицах, и на периферии; второй день "Беломора" на треть состоял из местных групп, играющих нечто подобное с разной степенью ожесточения и мастерства: Интоксикация, Нер'ф, Low Life Agony, B-East. Несколько выбивались из общего ряда S'Кайф, исполнявшие обычный хард-рок, приехавший из Шуи матерый аналог Арии под названием Движение, и Kid Logic, звучавшие и воспринимавшиеся как младшие братья Blind Vandal. Вот если бы у братишек барабанщик был получше да своего материала побольше... ну да, авось, подрастут. Тем более что очень стараются.

Экскурсия по планете Шелезяке иногда все-таки прерывалась бросками в другие населенные миры. Один из таковых был совершен при помощи северодвинской группы Сарводайя, исполнявшей некую смесь из латино, фанка и Агаты Кристи. Этот коктейль был бы вкусен, если б оказался чуть менее взболтан: громко поющий вокалист постоянно заглушался столь же громко солирующими музыкантами; сложилось впечатление, что они так и не смогли договориться, кто у них главный, и что, соответственно, должна слышать публика: текст, клавиши или слэпующий бас...

Коллапс из Дубны в начале выступления потешил слух плотным и душевным ритм-энд-блюзом, но не выдержал стиль и к концу съехал в полублатняк и "Новый поворот". Такие же смешанные чувства вызвала Большая Sтарая Подруга (Вологда): заявлен был позитивный вариант реггея, на деле оказавшийся смурным и несколько корявым парафразом все того же Уэйтса. Группа при этом явно недурна, - то ли не выспались музыканты, то ли перенервничали перед концертом...

Однако ж завершить репортаж надо сообщением, что лучше всех в воскресенье выступила группа, которой нервничать просто-таки полагалось, ибо она не показывалась на сцене добрых 8 лет. Но коллектив Ларисы Шуниной под старым названием Ла Шу, состоящий наполовину из новых участников, отыграл свою непростую программу с поразительным спокойствием и даже удовольствием. Арт-фолк - не слишком востребованная музыка, если подходить к этому определению формально; но если сказать, что музыка эта духовна, светла и поразительно красива, то все встает на свои места. Выкованный в грохоте и жаре металл имеет свойство остывать и ржаветь; свет души не теряет со временем ни яркости, ни тепла. И потому хочется пожелать "Беломору" не только дальнейшей стабильности, но и чуть большего жанрового разнообразия. Хуже фестиваль от этого точно не станет.

20.11.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)