Вот и закончился русский тур сербского композитора, саксофониста и шоумена Бориса Ковача с его новым оркестром La Campanella. Начались его гастроли с клуба ОГИ, закончились в ДОМе, а в промежутке были выступления в питерской "Платформе", в Москве в "Апшу" и "Вертинском" и концерт в ЦДХ. Последний начался с разогрева, на котором выступал сербский аккордеонист Боян и молдавская группа Drobinski. Но зал непоколебимо жаждал выступления Бориса и его ансамбля. И Ковач не обманул ожиданий своих поклонников, практически полностью заполнивших немаленький зал Центрального Дома Художников. Борис представлял программу из произведений с последнего альбома La Campanella, который называется "World after History", что в русском варианте превратилось в "Сентиментальное путешествие в постисторический мир". Ковач, видимо измученный плохим звуком в наших клубах, особенно тщательно проверял все микрофоны. Но вот придирчивая проверка техники закончена, и понеслось...
Перед зрителями развернулся концерт-спектакль, в котором отразилась вся жизнь, как она есть - со смехом сквозь слезы и со слезами в разгар веселья, с безумными танцами и театральными жестами, с закатыванием глаз аккордеониста и с гопаком буйного контрабасиста, с кукольными движениями ударника и нежным перебиранием струн гитаристом. Нет, этот концерт нельзя описывать словами, его надо было видеть. Это была настоящая гоголевская мистерия - с жизнью после конца света и с любовью к прекрасной панночке, и в этом мгновенном переходе от фарса к высокому пафосу, от едкой горечи к тончайшей лирике, прочитывался весь Гоголь. Простота народной мелодии обретала симфоническое звучание, превращаясь затем в джазовую импровизацию. А потом музыка смолкала, и вступал Ковач со своим диковатым монологом на английском языке с русским произношением, монологом, который завораживал зрителей. Он вращал глазами, и невозможно было не смотреть на жесты его красивых рук, и трудно было поверить, что этот человек не учился театральному мастерству. Потому что это театр, театр в лучшем смысле, восходящий к итальянскому Пьеро, к блоковскому "Балаганчику". Ковач порой смотрел на всех глазами грустного клоуна, как мудрый старый профессор, готовый выкинуть фортель... и вот он уже пускается в безумный пляс, лишь развевается его фрак с оранжевой подкладкой, он бросается маракасами, хватается за очередной саксофон, которых множество, и опять музыка, опять уносит то в стамбульскую ночь, то в аргентинскую даль.
В квинтете La Campanella каждый инструмент является солирующим, каждая партия слышна ясно и отчетливо: то мягкий тембр гитары, то дробный тамбурин, то аккордеон, выступающий на первый план, то ненавязчиво проявившиеся барабаны - от этого складывается совершенно удивительное ощущение, будто ты находишься в самой сердцевине самой музыки. Она будит что-то ностальгическое и в то же время она удивительно современна.
Пришедшие в ЦДХ приняли выступление душевно и чутко, и если в начале концерта ещё была заметна некоторая напряженность Бориса, как-будто он был в стеснении перед залом, то уже к середине стало очевидно, что удовольствие от концерта получают все, как исполнители, так и зрители, которые долго хлопали, не желая отпускать этот завораживающий оркестр. И квинтет сыграл несколько вещей на бис из предыдущих двух альбомов, которые Борис Ковач записывал еще с LaDaABa Orchest: "Last Balkan Tango" и "Ballads at the End of Time". И было с чего не отпускать ярких музыкантов - красивого гитариста, время от времени высоко подпрыгивавшего на сцене, закатывавшего глаза и широко улыбавшегося аккордеониста, чумового контрабасиста, пускавшегося в медвежий пляс, изысканного ударника и, конечно же, профессора-фрика Ковача. Особо хочется отметить сценические костюмы - они более чем подходили для этой гоголевской мистерии о жизни после конца истории.
Борис Ковач находит в музыке аналогию с зодчеством. "Когда я творю", - поясняет маэстро, - "я будто бы строю дом┘" Сравнение с постройкой дома очень удачное! Но, справедливости...
Подробности из жизни:
Борис Ковач находит в музыке аналогию с зодчеством. "Когда я
творю", - поясняет маэстро, - "я будто бы строю дом┘" Сравнение с
постройкой дома очень удачное! Но, справедливости ради, следует отметить,
что здание у этого "звукового архитектора" обладает весьма причудливой конфигурацией┘
Ковач родом из Воеводины, где в общей сложности проживает 16
народностей. Поэтому в музыке Бориса можно узнать цыганские, румынские,
болгарские и многие другие мотивы. Поражает даже не столько обилие
стилей, сколько их мастерское перевоплощение в нечто новое и целостное.
Западная пресса, сталкиваясь с феноменом Ковача, начинает путаться
в формулировках. Одни журналисты используют термин ⌠New Age■, другие
пишут об эклектике, третьи √ о пост модерне. Но общим лейтмотивом статей
является мысль о парадоксальности этих произведений. Однако, музыка
Ковача не менее парадоксальна, чем вся история…
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)