COOL and JAZZY  Крутые и отвязные парни

В музыку Cool & Jazzy трудно поверить. Когда впервые слышишь запись, не верится, что на пластинке - только человеческие голоса. На концерте самые пытливые зрители вытягивают шеи, пытаясь понять, где же спрятался оркестр и не звучит ли фонограмма. А на сцене - просто четверо веселых людей, поющих а капелла все, что угодно: от песен The Beatles до Эдварда Грига. Чтобы попытаться разгадать секрет Cool & Jazzy, Звуки пригласили на интервью руководителей ансамбля - братьев Смирновых...

В музыку группы Cool & Jazzy трудно поверить. Когда впервые слышишь запись, не верится, что на пластинке - только человеческие голоса. На концерте самые пытливые зрители вытягивают шеи, пытаясь понять, где же спрятался оркестр и не звучит ли фонограмма. А на сцене - просто четверо веселых людей, поющих а капелла все, что угодно: от песен The Beatles до Грига.
В творчестве Cool & Jazzy есть все, что мне нравится в музыке: юмор, изобретательность, легкость. Этот вокальный коллектив существует уже 10 с лишним лет, однако его нельзя назвать всенародно популярным. Его поклонников нельзя назвать "армией" - хотя их очень много. Группу нельзя назвать попсой, хотя то, что она исполняет - это именно популярная музыка.
Чтобы попытаться разгадать секрет Cool & Jazzy, я приглашаю на интервью братьев Смирновых - руководителей и создателей коллектива. Позвольте представить: Юрий Смирнов - поющий руководитель "С&J", аранжировщик, композитор, саундпродюсер и звукорежиссёр. Марк Смирнов - поющий директор группы, исполнитель, композитор и аранжировщик.

Звуки.Ru: - История Cool & Jazzy началась с Гнесинки?

Марк Смирнов: - Это долгая история. Мы начинали очень давно - в 94-м году. За это время состав коллектив получил второе дыхание, преобразился и принял форму квартета. Гнесинскую школу заканчивали я, мой брат и еще один участник коллектива - Наталья Афанасьева. Ее специальность - эстрадный вокал. А Аня Ляпина - музыкальный теоретик, закончила РАМ.

Звуки.Ru: - У вас в группе очень интересный расклад по голосам - я бы сказала, полнофункциональный. Вы можете исполнить в нынешнем составе практически все? Или нет?

Марк: - С технологической точки зрения мы можем спеть все. Но с точки зрения внутреннего содержания, наверно, вряд ли исполним что-либо из heavy metal, hard rock...

Юрий Смирнов: - У меня есть голубая мечта, хотя ее нельзя назвать мечтой. Было бы по приколу спеть что-нибудь из Rammstein. Это единственная группа самого далекого от нас жанра, с материалом которой было бы интересно поработать. Тема "Раммштайна" всегда актуальна.

Звуки.Ru: - Да, особенно если вспомнить Вагнера и традиции тевтонской музыки применительно к вашему новому альбому классики - "Classicapella" .

Марк: - Мы скоро выпустим новый классический альбом - думаю, там будет отражен и Вагнер. Просто нельзя объять необъятное.

Звуки.Ru: - А как вы вообще придумали такую необычную группу?

Марк: - Все это долгое время было на уровне идей. Народная мудрость гласит: чтобы что-то приобрести, надо что-то потерять...

Звуки.Ru: - И что было потеряно на тот момент - аккомпаниатор?

Юрий: - Нет, что ты. Просто группа Singers Unlimited - она мне с середины восьмидесятых буквально не давала спать. У меня был такой огромный тяжелый плейер весом в килограмм - я ночью втыкал его в уши и улетал. Потом в начале 90-х появились Take 6, мы решили, что у нас, у советских - своя собственная гордость, и ждать дольше уже невозможно. Судьба помогла встретить людей - шесть человек собрать не так просто... Но всего этого не было бы, если бы не было первой аранжировки.

Звуки.Ru: - Очень интересно - что же это была за аранжировка?

Марк: - Это следствие стечения обстоятельств. Один продюсер составлял российский диск для Запада, в котором участвовали звезды типа Пугачевой, и предложил нам поставить туда свою композицию. Готовых композиций у нас не было, и мы решили что-то записать. Как ты думаешь, что мы выбрали?

Звуки.Ru: - Что?..

Марк: - "Хава-Нагилу"! Причем, спустя длительный промежуток времени мы удивлялись - как же можно было слить в одной песне все, что мы знали?.. Туда было вложено все, что мы умели на тот период, и с этих пор песня стала нашей "визитной карточкой". Через десяток людей нашли человека, который нам все это записал в студии. Володя Федоров, который это сделал, интересовался, как записывают подобную музыку на Западе, что было для нас немаловажным фактором. Для того времени запись получилась весьма передовой.

Звуки.Ru: - Сколько времени уходит в среднем на работу над одной композицией? Чтобы все это разложить по голосам, аранжировать, записать?

Юрий: -Это зависит от количества голосов. Иногда в записи на одну композицию приходится до тридцати голосов - соответственно, время работы умножается пропорционально. На концертах мы мало исполняем классику - в основном вещи, сочетающие в себе достаточную простоту изложения и какую-то изюминку: "Танец Феи Драже", "Прелюдию" Шопена, "Полет Шмуля", как мы его называем.

Звуки.Ru: - А сколько времени вы делали "Полет Шмеля", и что это была за работа?

Юрий: - "Полет Шмеля" был очень легко записан в силу того, что там звучат всего четыре голоса. Мы сегодня его как раз "подновляли" на репетиции. Честно говоря, мы его только один раз спели на концерте - половину композиции я, помню, просто просмеялся, когда нужно было петь соло.

Звуки.Ru: - По-моему, сам ваш жанр предполагает несколько ироническое отношение к музыке. Все-таки надо обладать некоторым чувством юмора, чтобы исполнять и слушать такую музыку.

Юрий: - Если брать в расчет песни с нашего альбома "Салат-бар", то там весь материал рассчитан на людей с чувством юмора. Даже в анонсе так и написано: "рекомендуется слушать на расслабленный организм".

Марк: - Была однажды акция, на которой присутствовали в числе прочих зрителей представители органов, и в которой мы принимали участие. Мы сделали специальное попурри на "милицейскую" тему и были очень удивлены, не встретив никакой реакции зала. То есть обычно она хоть какая-то, но есть. А тут, кажется, люди просто не поняли, что это шутка и не знали, как на нее реагировать.

Звуки.Ru: - А легко ли ваш слушатель вообще ведется на участие в концерте? Вы когда-нибудь предлагали слушателям вам подпевать? Например, Бобби Макферрин всегда предлагает залу: сейчас одна половина зала поет одну партию, вторая - другую...

Марк: - Понятие интерактива в наших концертах - обязательная составляющая. Я не готов говорить про большие залы, но в рамах небольших концертов это возможно. Более того, для нас интерактивные шоу обязательны.

Юрий: - Мы целенаправленно над этим работаем, и это пусть не сразу, но стало получаться. Кстати, я к стыду своему, не был ни на одном концерте Бобби Макферрина, но у меня есть большие сомнения, что ему удалось раскачать наш зал и заставить его петь разноголосицей.

Звуки.Ru: - Насколько я видела, завести публику достаточно легко, но заставить зал "держать" ритм - очень сложно. Базовая музыкальная культура отсутствует у слушателя начисто.

Марк (мрачно): - Боюсь, что это касается не только музыкальной культуры, но гуманитарной культуры в целом.

Юрий: - На самом деле, то, что мы подразумеваем под интерактивом - это не ликбез, а элементарная часть шоу. Не столь важно, будет ли публика попадать в ноты и в ритм - получится как в анекдоте про негра, которому приснилось, что он белый и пытается хлопать на первую и третью долю. Это вопрос местной музыкальной культуры. Преследовать цель научить сидящих в зале чему-то глупо. А вот сделать из этого некое шоу, заставить зрителей почувствовать себя участниками происходящего - гораздо важнее.

Звуки.Ru: - Репертуар у вас достаточно непростой. Вас никогда не обвиняли в том, что вы посягаете на святое, мучаете классику?

Юрий: - В посягательстве на классику - не обвиняли, а вот в посягательстве на народные песни обвиняли. Но совсем не в агрессивной форме. У нас вообще очень дружелюбная публика. Гнилыми помидорами в нас никогда не кидали - может, потому, что у нашей публики нет денег даже на гнилые помидоры...

Марк: - Еще один случай некоторого непонимания произошел, когда мы сделали попурри на тему "Фабрики". Мы делали это попурри для "Кривого зеркала", все же не ориентируя его на "далёких" людей. Стремились соблюсти две грани: одну - собственного профессионализма, а вторую, абсолютно противоположную, - грань простоты и восприятия зрителем. Соприкасать несоприкасаемое - это самое сложное.

Звуки.Ru: - Традиция пения а капелла, которую развиваете вы, в России особого хождения не имеет. На Западе последователей Singers Unlimited много, у нас - буквально одна известная группа, и это Cool & Jazzy. Традицию почему-то никто не развивает.

Марк: - На самом деле, есть несколько подобных коллективов в нашей стране и в странах бывшего Союза. Но есть свойство, которое нас серьезно разнит - мы никогда не ставим себе никаких рамок. А наши коллеги практически все узко направлены в своей жанровой политике, и настолько широко, как мы, жанровых рамок не раздвигали. на сегодняший день мы позиционируем себя как шоу совершенно неакадемического коллектива. С точки зрения обывателя жанр а капелла принадлежит академической музыке, а мы - совершенно другая история. Это дает возможность взаимодействовать с исполнителями из самых разных кругов.

Звуки.Ru: - Сложно ли вообще работать с вами как с коллективом?

Юрий: - В записи - не очень, живьем - намного сложнее. Мы долгое время не могли достичь желаемого узнаваемого звучания группы. Есть такой предмет - "вокальный ансамбль", который как раз учит, как "помирить" голоса между собой. Но со временем технология была отработана, и сейчас, когда в коллективе появляются новые люди, их удается быстро и безошибочно ввести в уже существующее звучание.

Звуки.Ru: - То есть, допустим, размножить вас до секстета довольно просто...

Юрий: - Да, именно этим мы, кстати, сейчас и занимаемся. Размножаемся до секстета.

Марк: - На самом деле, такой коллектив, как наш, не может существовать в стабильной форме. Для выступления на шоу вполне достаточно четырех человек. Но есть сторона, которая касается творчества и записи - для нее счастливой является цифра 6. Это два разных состояния коллектива.

Звуки.Ru: - Жидкое и газообразное, понятно. Поскольку вы - братья, вы много времени проводите вместе и, наверно, четко делите полномочия. Кто из вас чем рулит в группе?

Марк: - Ну, это очевидно: Юра представляет творческую часть, он поющий руководитель, а я - за коммерческую, я - поющий директор. Просто я чаще пытаюсь мыслить категориями не то чтобы нетворческими, но обывательскими.

Юрий: - Не секрет, что всегда существовало противостояние: зритель и артист. Зритель после тяжёлого рабочего дня пришёл на концерт - ему б отдохнуть, расслабиться. А творец не может идти на поводу у зрителя, жертвуя своей жизнью, чем-то дорогим для себя, и пичкает своими творениями иногда даже насильно. В данном случае Марк, принимая сторону публики, выполняет роль некоего внутреннего буфера. Он спасает слушателей от моих творческих экспериментов над ними.

Марк: - Но иногда одна и та же композиция вызывает разную реакцию. Например, песня "Yerushalaim Shel Kahav"...

Юрий: - у нас публика ее всегда принимала прохладно, а на джазовом фестивале в Монтре она сорвала больше всех апплодисментов. Еще несколько забытых вещей с альбома "Старая пластинка" - например, Песня старого извозчика", - сейчас возвращаются в наш репертуар.

Звуки.Ru: - У Cool & Jazzy есть любимые "инструменты"?

Юрий: - Конечно, духовые. Их сложно идентифицировать как нечто конкретное, мы привыкли называть это "дудками". В зависимости от высотности они трансформируются в тромбон, валторну... В некоторых произведениях это звучит настолько похоже, что создается впечатление, что играет брасс-группа. Девушки, разумеется, предпочитают струнные - альт. Когда я постфактум прослушивал альбом, у меня самого создавалось впечатление, что это альт. Конечно, без компьютера не обошлось: человеческий голос не обладает таким диапазоном, как музыкальный инструмент, и если поднять человеческий голос буквально на октаву - он начинает звучать как скрипка.

Звуки.Ru: - В вашей музыке можно найти все, что угодно, кроме тупого чеса, который выдает большинство мэйнстримовых групп. Тем не менее, популярны на нашей сцене именно они. Вас это не обламывает?

Юрий: - Честно говоря, мне самому иногда бывает приятно послушать хороший мэйнстрим. Может быть, если бы он не раздавался из каждого радиоприемника, он был бы более приятен. К тому же, со временем я стал более лояльным и демократичным: уже нет этого максимализма и шапкозакидательства.

Звуки.Ru: - Честно говоря, если бы я была музыкантом "Фабрики', я бы после после вашего кавера пошла и утопилась в пруду.

Юрий: - Да, если бы мы сами попытались влезть в шкуру одного из этих музыкантов, это, наверно, было бы очень обидно. Хотя цели поиздеваться или высмеять что-либо или кого-либо никогда не стояло. Ведь сатира и юмор это не одно и то же.

Звуки.Ru: - Интересно, а как бы отнеслись к вашим кавер-версиям музыканты групп Boney M или ABBA?

Юрий: - Ну, в случае с западными группами - это каверы исключительно музыкальные и творческие: мы пытались сохранить в своих попурри дух и характер этих записей.

Звуки.Ru: - Расскажи о ваших записях. Насколько я понимаю, у вас уже есть около десятка невыпущенных албомов, совершенно разных по жанру.

Юрий: - Когда мы отмечали 10 лет с момента создания группы, я вдруг понял, что мы поем десять лет, а диск у нас выпущен - один.
Еще один - "Black" - мы записывали всем на кассеты и называли его альбомом. Причем из записанного материала множество композиций можно запросто объединить в тематические альбомы. Когда мы начинали, у нас было много песен, которые можно было условно объединить по направлениям в "еврейский" альбом, позже появились "русский" альбом, работы в русле классических джазовых аранжировок... Но и сейчас нас упорно не могут отнести к какому-то одному стилю. Жанр - понятный, а вот стили - самые разнообразные. Ведь нам всегда было интересно сделать не просто аранжировку, а аранжировку в стиле "Cool & Jazzy". К чему отнести наши версии битловских песен "Michelle" и "Killing Me Softly", которые некогда аранжировали и Singers Unlimited? Они их, правда, никогда "живьем" не пели, а мы - поем... Часть вещей из самого первого альбома была даже записана с использованием инстументов, и я до сих пор не уверен, не являлось ли это размыванием традиции "Cool & Jazzy".

Звуки.Ru: - Не думаю, что являлось. А где вас можно услышать? Я, кажется, никогда не видела афиш группы в городе.

Юрий: - Мы действительно выступаем с сольными концертами редко. В этом есть и наша вина, но, безусловно, если бы наша аудитория как-то более активно себя проявляла, мы концертировали бы больше и чаще... хотя работа с фан-клубом - это тоже проблема музыкантов. Обычно нас можно услышать в клубе JVL, иногда мы принимаем участие в закрытых концертах, иногда - поём по просьбе публики. В конце ноября или в начале декабря нас можно будет увидеть в шоу Диброва.

Звуки.Ru: - То есть если к вам обращаются люди и говорят "мы хотим вас услышать" - вы идете навстречу?

Юрий: - На нашем официальном сайте выложен мой и Марка адрес, и не было случая, чтобы я не ответил на такое письмо. Но нам важно, чтобы аудитория постоянно обновлялась, поскольку менять программу достаточно часто мы не можем, и стараемся составить программу из "ударных" хитов с добавлением новых вещей.

Звуки.Ru: - Отлично! Надо как-нибудь объединиться с друзьями и пригласить вас устроить небольшой концерт для восхищенной публики. Спасибо за интервью!

Прослушать музыку группы и познакомиться с музыкантами можно на сайте www.Cooljazzy.com

09.11.2005, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.cooljazzy.com

Группа COOL and JAZZY

Дата образования:

1 января 1994