SLADE  Потрясите костями!

Приятно, что на старости лет Slade взялись-таки за ум и начали потихоньку возвращать в песни кое-какие фишки, некогда выкинутые из них "для упрощения дизайна". Когда тебе уже за полтинник, а твой рок-н-ролл как-то незаметно стал совсем уж простым и незатейливым - стоит поднатужиться и собраться с мыслями, а то старым маразматиком называть будут.

Ветераны британского хард-рока Slade вслед за Nazareth зачастили в Россию. Это уже их пятый визит. Они давно уже не записывали оригинального материала: последний альбом "Cum On Lets Party" вышел в 2001 году после многолетнего перерыва, и ничего существенного к биографии команды не прибавил. И, как и у Nazareth, от оригинального состава Slade осталось всего двое: но не вокалист и басист, а наоборот - соло-гитарист и барабанщик.

Новобранцы продолжают приходить и уходить. Между первым (1999) и третьим (2002) приездом к нам группа сменила басиста - место Тревора Холидея занял Дейв Гловер, ранее работавший с Брайаном Конолли, бывшим вокалистом дружественного коллектива Sweet. Теперь вот кудрявый ритм-гитарист Стив Уэлли, так удачно заменивший в середине 90-х Нодди Холдера, решил заняться сольной карьерой. Правильное, в общем-то, решение: зачем при наличии собственных идей тратить время и силы на обеспечение достойной старости отбегавшим свое монстрам? В Slade его заменил более близкий основателям команды по возрасту и духу Ник Мак-Налти - герой британского рок-полусвета 70-х и 80-х. Вы будете смеяться, но некоторое время назад он работал вместе с еще одним выходцем из Sweet - "великим жирным" гитаристом Энди Скоттом. Причем в начале 90-х Мак-Налти уже выступал в России - в составе Sweet на фестивале "Белые Ночи" в Петрограде. Именно его вокал можно услышать в последнем ярком хитовом номере этой группы - "Stand Up" с альбома "А" (1992). В общем-то, только его вокал на том концерте и звучал вживую - остальное шло под минусовку.

Нынешний концерт, разумеется, игрался вживую. Звук, правда, традиционно не радовал. Правда, сейчас по счастью не 1999 год, когда газеты вроде "Комсомолки" имели наглость утверждать, что кроме как в России Slade уже никому не нужны, а хорошего звука на их выступлениях не бывает в принципе. Сейчас наши рок-фаны стал чаще ездить за границу, и даже посещать во время этих поездок рок-концерты. Для них уже не секрет, что в континентальной Европе Slade по-прежнему востребованы публикой, а звучание команды на европейских концертах - гораздо чище и легче, нежели на московских площадках. Видимо, здесь работает старое армейское правило: если замполит не может предотвратить пьянку - он должен ее возглавить. Когда Slade не могут добиться хорошего звука - они вспоминают свою гаражно-кабацкую юность и врубают на том, что есть так, что небу жарко становится.

У нас группу открыло для себя уже черт знает какое по счету поколение слушателей. На концерты таких стариков, как Slade, у нас вообще принято ходить целыми семьями. Правда, стоя в очереди, некоторые молоденькие девочки переживали: уж больно стремно, когда часть публики - потертые мужики бандитского вида лет за сорок. А что вы хотите - у себя на родине группа всегда собирала аудиторию по преимуществу из спортивных болельщиков, портовых грузчиков и буйных скинхэдов.

Концерт открыла "We'll Bring The House Down". Этот ломовой рок-н-ролл с рефреном, напоминающим скандирование футбольных хулиганов на трибунах, просто идеален для начала любого хэдбенгерского сборища. Мак-Налти, грозный, бандитского вида мужичок с луженой глоткой и багровой гитарой, хорошо вписался в коллективный образ группы. Попадание в образ, созданный еще Нодди Ходером в панковском конце 70-х во время измывательств над хитами Элвиса - более чем удачное. Жаль только, гитарист он посредственный. Там, где и Нодди, и Стив могли поддержать соло Дейва Хилла интервалом, он лишь бренчит дворовые аккорды. Что, понятное дело, не украшает такие номера, как "Run Run Away" с ее псевдо-шотландской мелодией в середине. Впрочем, большей части публики вполне достаточно и его незатейливой игры в балладах вроде "Everyday". А вот что действительно хорошо - так это возвращение партии скрипки в "Coz I Luv U". Между прочим, давно было пора Гловеру освоить этот инструмент. Тем более, что строй у баса и у струнных смычковых практически один и тот же. Разумеется, такого пронзительного соло, как у Джимми Ли, не получилось, но сам по себе факт, что у Slade опять звучит скрипка, явно согрел многим души.

Остальное было вполне традиционно. И канкан в начале "Gudbuy T' Jane", и превращенная в стадионный гимн "спрямлением" ритма "Look Wot You Dun", и ком бабл-гама во рту у барабанщика Дона Пауэлла, и имитация им хлопающих восьмидесятнических ударных в "My On My"... И полное отсутствие в программе таких хитов 80-х, как "Seven Year Bitch", "Won't You Rock With Me" или "Oh La La In L.A.". Вслед за Холдером и Уэлли Мак-Налти выдал все старые шутки команды вроде "Are you crazy? I'm crazy! Mama!!! Weee're Aaall Craaazeee Nooow!!!". Пока в "Get Down And Get With It" шло достойное детского утреника дирижирование публикой: "Похлопали в ладоши! Ok, теперь потопаем ногами!", Гловер переоделся в рубаху, сшитую из британского флага, а Хилл вооружился знаменитой гитарой типа "летучая мышь" с синими светодиодами на ладах.

На бис группа исполнила тщательно приберегаемую "Cum On Feel The Noise", а также несколько преждевременную "Merry X-Mas Everybody". Последний номер прозвучал даже лучше того безобразия на "On Stage" 1982 года, когда какие-либо сбивки ударных отсутствовали, а строй уполз ровно на тон вниз. На этом концерт и закончился.

Приятно, что на старости лет Slade взялись-таки за ум, и начали потихоньку возвращать в песни кое-какие фишки, некогда выкинутые из них "для упрощения дизайна". Глядишь, к следующим гастролям Мак-Налти и по классу гитары подтянется... Это в молодости хорошо было называть King Crimson "запаренной ботвой" и видеть свою миссию в исполнении простого и незатейливого рок-н-ролла. А когда тебе уже за полтинник, а твой рок-н-ролл как-то незаметно стал совсем уж простым и незатейливым - стоит поднатужиться и собраться с мыслями, а то старым маразматиком называть будут.

01.11.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

SLADE - свежие публикации:

SLADE

В июне 1964 года некая группа Vendors из Волверхэмптона записала свою первую демо-запись. Ну и что? - скажете вы. А то, что несколько позже, изменив название на Slade согласно тогдашней моде на стиль "bubble gum", группа взорвала этот стиль изнутри своим бескомпромиссным рок-н-роллом.

Подробности из жизни:

В июне 1964 года некая группа Vendors из Волверхэмптона, в состав которой входили гитарист Дейв Хилл и ударник Дон Пауэлл, записала свою первую демонстрационку. Ну и что? - скажете вы. А то, что несколько позже, с приходом новых музыкантов - поющего гитариста Невилла "Нодди" Холдера (род. 15 июня 1950 года) и периодически юзающего скрипку басиста Джимми Ли (род. 14 июня 1952 года) - группа, изменив название на Slade согласно тогдашней моде на стиль "bubble gum", взорвала этот стиль изнутри своим бескомпромиссным рок-н-роллом.
С приходом Холдера и Ли группа обрела мощный авторский тандем, выдающий на гора один боевик за другим. Первый успех, правда, группе принесла "черезтридцатьтризабораногузадерищенская" кавер-версия старого хита Литл Ричарда "Get Down & Get With It", выпущенная на сингле в июне 1971 года.
Чуть позже группа уверенно войдёт в высшие эшелоны британского глэм-рока.
В отличии от американского глэма с его культом противостоящих разным ужасам мачо (вспомните Kiss и…

Далее... →