Тони Левин (Tony Levin) живо
опровергает заезженные анекдоты про "тупых
басистов". Это уникальный бас-гитарист. Виртуоз. Музыкант, перед чъим талантом
склоняют головы многие профессионалы. Потрясающе
техничный инструменталист,
открывший многим своим коллегам новые горизонты игры на Chapman Stick и
виолончели. Одновременно и классик, и новатор, полный
мягкого теплого юмора и профессиональной суровости человек.
Будучи
известным широкой публике преимущественно по работе в группе Питера
Гэбриела и в King Crimson, он
создал собственную супергруппу Tony Levin Band (попробуйте найти на
современной сцене состав, в который одновременно входят барабанщик Гэбриела
Джерри Маротта (Jerry Marotta), электронная легенда Ларри Фаст
(Larry Fast), супергитарист и экс-музыкальный редактор журнала "Guitar
player" Джесси Грасс (Jessy Grass) и брат Тони, мультиинструменталист
Пит Левин!). Этому коллективу Тони отдает все свободное время и свои лучшие
композиции. Как звучит результат его усилий, мы сможем уже совсем скоро
услышать на
концерте, который Тони и его группа устраивают в Москве 20 октября. В
преддверии визита в
Белокаменную легендарный гитарист согласился дать Звукам интервью, во время
которого выяснилось, что самое частое слово, которое употребляет сей серьезный
музыкант, - "fun", а мы с вами можем считать Тони соотечественником...
Тони Левин: - Для меня и моей группы это путешествие - особого рода. Я всегда хотел посетить Россию (родину моей мамы и бабушки с дедушкой). Я и раньше пытался приехать в Россию - сначала с Питером Гэбриелом, потом - King Crimson... но в конце концов Crimson приехали в Россию, а меня с ними не было!
Звуки.Ru: - Тони, Ваша группа значится в числе номинантов Грэмми. Что Вы испытываете по этому поводу? Стремились ли Вы когда-нибудь получить эту (либо какую-нибудь еще) награду?
Тони: - Награда "Грэмми" вряд ли много для меня значит. Разумеется, очень почетно быть номинированным, но, честно говоря, я даже не понимаю, как все это произошло! Я считаю свою музыку честной и наполненной смыслом, но я отдаю себе отчет в том, что она все-таки не принадлежит к американскому мэйнстриму,- особенно тому, что звучит в Америке по радио - так что откуда бы ее могло услышать большинство народа? Тем не менее, быть номинированным довольно забавно (у меня даже есть вариант экстра-паблисити: сообщить американской прессе, что да, я вполне могу считаться студийным артистом). Я действительно полагаю, что там масса хорошей музыки, и не может быть абсолютного лидера в любой категории - на саомм деле, у всех у нас свои фавориты, и здорово, что нас всех вдохновляет музыка. Что она глубоко трогает нас...
Звуки.Ru: - Мы на прошлой неделе брали интервью у Джо Андерсона (Jon Anderson) из Yes. Он утверждает, что хочет записать с Вашим участием пластинку. Похоже, Zvuki.Ru будут первыми, кто сообщит Вам об этом. Что Вы думаете по поводу возможности такого тандема?
Тони: - Это - забавный способ получить такое известие! Но я, конечно, польщен, - Джон великий артист. Нам довелось несколько раз работать вместе, - в основном когда я присоединился к ABWH, одной из инкарнаций "Yes". Это была большая честь - не только играть великолепные басовые партии Криса Сквайра (Chris Squire) на старых композициях, но и участвовать в создании нового материала для альбома, а позже - и для половины следующего альбома (он был назван "Union" после того, как основной состав группы произвел ре-юнион.) В последние годы мне тоже несколько раз случалось играть с Джоном - когда он входил в состав тех или иных групп, с которыми я выступал. Например, с California Guitar Trio мы вместе записали классическую песню "Yes" - "Heart of the Sunrise". Это напомнило нам обоим, как весело нам обычно бывает вместе - в музыкальном плане.
Звуки.Ru: - Почему вообще участники прог-роковых групп стремятся держаться вместе? Это какая-то цеховая особенность?
Тони: - Ну, все дело в том, что на самом деле они вообще-то не
держатся вместе. Некоторые группы - да, это такая тонкая химия: мы дорожим
группами, музыканты которых держатся вместе, поскольку они звучат узнаваемо, но
при этом вместе растут как группа в музыкальном плане.
Но зачастую кто-нибудь (чаще всего это - вокалист) испытывает желание создать
какой-то отдельный проект, чтобы выйти за довлеющие рамки группы. Это решение
не всегда спокойно принимается на уровне всей команды, вызывая у остальных
участников множество возражений!
Например, в "King Crimson" мы всегда испытывали какое-то давление, постоянный
стресс, пытаясь одновременно быть в хорошей творческой форме и как группа, и
индивидуально; и одновременно - сохранять какое-то общее направление развития своей музыки.
Звуки.Ru: - Очень давно один мой приятель удостоился чести посещать занятия Роберта Фриппа. Он до сих пор рассказывает об этом как об одном из сильнейших впечатлений своей жизни и обожествляет учителя. Но Вы, наверно, знаете Фриппа совсем другим: другом, соратником по группе. Расскажите, каков он в жизни и насколько Вам интересно с ним работать?
Тони: - Действительно, я знаю Фриппа и работаю с ним на протяжении
некоторого времени. Мы впервые встретились во врем работы над дебютным сольным альбомом
Питера Гэбриела - кажется, это было в 1976 году. После этого Роберт попросил
меня сыграть уже на его сольном альбоме, а после - присоединиться к его группе.
Прежде всего, в том, что касается Роберта,- я уважаю его видение музыки. Он
также великий исполнитель, но для группы чрезвычайно важно иметь какое-то свое
видение, и я полагаю, что главная составляющая того, что есть "King
Crimson", находится где-то в недрах души Роберта. Поэтому когда у него появляется
какая-либо идея, кажущаяся мне трудной для реализации или некомфортной (типа
два барабанщика, два игрока на stick...) - я стремлюсь проглотить свою первую
реакцию и дать справедливую оценку его идее, зная, что его видение развития
"Crimson" - ценная вещь, достойная осмысления.
Разумеется, помогает и то, что мы остаемся друзьями, и что Роберт всегда
воспринимал мою игру с большой долей уважения. Когда ты знаешь, что человек, с
которым ты играешь, тебе доверяет в музыкальном плане, тебе проще следовать за
ним вплоть до тех уровней осмысления материала, которые иначе остались бы для
тебя недосягаемы.
Звуки.Ru: - Почему вообще Вы задумались о создании собственной постоянной группы при такой высокой востребованности во всех проектах коллег?
Тони: - А, это хороший вопрос. В моей голове всегда звучала музыка, которую я хотел исполнить с собственной группой, но у меня никогда не было для этого времени и возможности. В конце концов такая возможность забрезжила передо мной где-то в начале девяностых. Движение было поступательным: сначала я организовал собственный небольшой рекорд-лейбл ("Papabear records", он, кстати, до сих пор в сети!) исключительно для того, чтобы аккумулировать на нем музыку, которую хотел записать. Постепенно подбирались и исполнители. Первый альбом представлял собой серию дуэтов, записанных мной с разными музыкантами по всему миру. Потом - трио (записанное в пещере!). Потом - квартет, с Биллом Брафордом (Bill Bruford) на барабанах. Начиная с этого момента, я продолжил писать комозиции, следуя своей интуиции и не особо заботясь о продажах своих дисков, поскольку основу моих доходов составляли гонорары от работы с другими музыкантами. Я пребываю в удачном положении человека, который имеет возможность делать ту музыку, которую ему хочется, и выносить ее на публику - пусть и небольшими порциями.
Звуки.Ru: - Тони, все члены Вашей группы, включая Вас самого, в свое время играли с Питером Гэбриелом. Не хотите ли Вы позвать его в свою группу, чтобы он исполнил что-нибудь на одной из записей?
Тони: - Вы забавная! Если Питеру будет предложено присоединиться к нашей группе - он обнаружит, что ее состав в точности совпадает с составом его собственной группы образца 80х- годов! Но нам и самим пока довольно весело вместе. У нас есть, что исполнить: мой материал, плюс несколько старых песен Питера (Джерри Маротта, наш барабанщик,- довольно неплохой вокалист. Еще мы иногда исполььзуем на концертах материал "King Crimson", устаиваем джемы, исполняем рок-классику (иногда это - что-нибудь из Хендрикса (Hendrix), иногда - из Led Zeppelin), а также несколько "тихих" дуэтов, демонстрирующих великолепную исполнительскую технику всех участников бэнда. Нам это доставляет массу удовольствия, да и слушатели воспринимают такую программу с удовольствием.
Звуки.Ru: - Нас всегда удивляло, что при таком разнообразии форм Ваша музыка настолько традиционна с точки зрения "контента". Большая часть Вашего репертуара может быть легче всего охарактеризована словом "классика". Не хотите ли Вы когда-нибудь поработать с академической музыкой, присоединиться к авангардистам, написать музыку к фильму, может быть?
Тони: - Пожалуй, я хотел бы написать
что-нибудь для фильма, но,
получив такую возможность, вы должны полностью сосредоточиться на этом и
усердно соблюдать заданную тему. Для меня гораздо веселее
сойти с проторенной дороги и играть для "живых" слушателей. Это - основной
кайф, это - то, ради чего я вообще пришел в музыку и то, что я больше всего
люблю.
С композиционной точки зрения, я иногда экспериментирую с формами; и, в
принципе, альбом, который мы скоро планируем выпустить, содержит несколько
интресных вещей - но он не закончен, так что нет особого смысла это обсуждать.
Звуки.Ru: - Кстати, об экспериментах. Вы известны не только в качестве музыканта, но и изобретателя музыкальных инструментов и новых приемов игры. Вы постоянно занимаетесь новаторскими разработками, или от случая к случаю? Верно ли, что иногда изобретателю инструмента просто нужен новый необычный звук?
Тони: - Называть меня изобретателем, пожалуй, неверно. Я первым взял на вооружение несколько необычных новых инструментов (the Chapman Stick, the Steinberger Bass, the NS Electric Upright и электро-виолончель), и, наверно, естественно предположить, что я их сам и сделал. Я действительно изобрел Funk Fingers - деревянные палки, которые я ношу на своих пальцах, чтобы играть на басу. Но Вы правы в основе, то есть определении реальной причины нововведений: иногда я хочу получить новый звук на бас-гитаре, чтобы разнообразить музыку, которую играю. Сама музыка - это то, что стимулирует мой творческий потенциал - и если она требует нового звука, то я буду искать его. Если же она призывает меня к классическому басовому звуку, то она его также получит.
Звуки.Ru: - У Вас есть "персональный исполнительский кошмар" или личные суеверия?
Тони: - Да, возможно, что есть. Я, к примеру, вспоминаю, как Пол
Саймон (Paul Simon) говорил мне, когда мы с ним вместе гастролировали, о
своих личных задвигах по поводу "задранных вверх" микрофонов - при том, что он
никак не мог воздействовать на звукорежиссера. Что касается меня, то
большинство моих кошмаров осуществилось - и это прекрасно, поскольку стало
понятно, что мир на этом не закончится, и шоу всегда может быть продолжено.
Вот, к примеру: в средней школе, выступая в качестве солиста в местном
Бостонском оркестре (играл я тогда, кажется, Концерт Кусевицкого для баса), я
отказывался выходить на сцену в запонках (Вы помните их? - такие
жуткие металлические устройства на манжете вашей рубашки.) Они начинали
колотиться о деку гитары всякий раз, когда я играл "фа", и чем быстрее было
вибрато, тем быстрее стук..., а чем более я нервничал, тем быстрее вибрато ...
это было ужасно!
А еще во время моего первого концерта в Карнеги-холле я
играл джаз с Гэри Бертоном (Gary Burton), и как раз во время одного из
редких для этой программы басовых соло мой ремень сломался. Пытаясь
продолжить сольную партию, я должен был согнуться как крендель, удерживая бас
на своем колене. Конечно, чем дальше я играл, тем труднее мне становилось его
держать, и в конце концов я играл практически на полу. Кошмар... интересно,
кто-нибудь из зрителей обратил на это внимание? Кто знает.
Во время гастролей с Питером Габриэлом, в самом начале тура, мы носили
крутые темные зеркальные очки-"хамелеоны". Я не репетировал с ними, и как
только мое лицо осветил первый же прожектор, я полностью ослеп: очки стали
слишком темными. Я потерял равновесие, наступил на одну из своих педалей (в те
годы не было никаких современных подсветок педалей, и вы могли догадываться о
том, какую из них вы нажимаете, только усиленно глядя под ноги), - и бас начал
выть... Я вынужден был опуститься на колени и начать выключать все педали по очереди.
Слишком дорогая цена за клевый прикид, правда?
Звуки.Ru: - Действительно. И последний вопрос: Вы играете столько лет и столь разнообразные вещи - какую композицию Вы играли чаще всего в жизни?
Тони: - Еще один хороший вопрос... заставляет задуматься. Наверно, "Solisbury Hill" авторства Питера Гэбриела - мы сыграли ее порядочное число раз с момента ее премьеры в 1977 году! Хорошие вещи приятно исполнять!
Звуки.Ru: - Спасибо, Тони, и удачи в Москве!
Тони: - Спасибо ВАМ за вопросы, заставляющие думать!
Tony Levin Band
20 октября
клуб Б2
Услышать музыку группы можно на сайтах www.tonylevin.com и www.tonylevinband.com.
Дата рождения:
6 июня 1946
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)