СБОРНИК  Нашествие. Шаг восемнадцатый

Ситуация, когда лица, обеспечивающие деятельность музыкантов, становятся вдруг важнее, нежели сам музыкант, уродлива сама по себе. Сборник песен, которые крутит строго определенная радиостанция, не...

Ситуация, когда лица, обеспечивающие деятельность музыкантов, становятся вдруг важнее, нежели сам музыкант, уродлива сама по себе. Сборник песен, которые крутит строго определенная радиостанция, не был бы уродлив, если бы помимо заявленной темы у него был бы еще какой-то определяющий стиль. Проблема в том, что репертуар "Нашего Радио" делится на две неравные части. Большая - нечто усредненное, стилистически неопределимое приемлемыми в обществе словами. Меньшая - действительно стоящие вещи, которым в рамках любого стиля тесно. Последние хороши и безо всяких сборников; первые, объединенные в сборники, способны лишь набить оскомину. В итоге кучка последних тянет за собой ворох первых, словно бурлаки баржу. Такой вот сборник. Общность фанатов собственно "Нашего Радио", хорошо это или плохо, сформирована. Иначе некому было бы ездить на фестивали и покупать 18-й диск подряд. Однако для гарантии не помешает и капелька эксклюзивного материала.
Мумий Тролль ("Здравствуйдосвидания") и Земфира ("Итоги") звучат в контексте диска как-то крайне жалко и неухоженно. Обе песни до странности одинаково несведенные, в них доминирует колкое царапанье акустической гитары и прямолинейное постукивание ударных, записанных, как дешевый ритм-компьютер. Драйв на нуле - у Лагутенко это подано в стиле "а ну и фиг с ним", у леди Рамазановой - в режиме "елки-палки, как все надоело..."
Ночные Снайперы ("Сенбернары") и Сурганова И Оркестр ("Весна") по-прежнему звучат как две половинки одного целого. И в рамках сборника это особенно остро ощущается. Лишенная вектора эмоциональность Дианы Арбениной превращает ее номер в маньяка с ножом посреди людной площади, техническая же изощренность группы Светланы Сургановой оказывается не к месту, лишь стоит начальнице группы безнадежно вяло произнести: "Весне - дорогу..." Они такие разные, да. Как колеса и мотор.
Относительно нераскрученные имена заставляют слушателя лишний раз взглянуть на обложку: дескать, кто это еще? Радости "о, наконец-то что-то новое!" они не вызывают. "Холодная Весна" Джанго - это просто попса, аккуратно сыгранная и бесхребетная. После легкой обработки вокала из этого номера получится уверенный закос под Валерия Меладзе. "Кайф" Кукрыниксов - очередная "песня в нагрузку". Вот уже несколько лет FM-востребованная команда топчется где-то за чертой середнячков. Ну хватит уже, не выйдет из них ничего. ТТ-34 ("Бум") действуют в духе общемировой практики рваного металлорэпперства. Увы, без некоторого китча и гопнического шика не обошлось. Это разборка между плохими парнями, держитесь подальше. Песня "Родная" Контреволюции звучит как отбраковка проходного номера из репертуара ЛЮБЭ. А кто знает, может быть, это она и есть?.. Только "Не Спеши" Lumen способна вызвать какие-то человеческие чувства. Ко всему прочему, это одна из немногих песен нынче на "немодную" и "негламурную" социальную тематику, правильным образом лишенная плакатности. Вот только бы драйва ей побольше...
Во втором эшелоне - без особых перемен. Ундервуд ("Бабло Победит Зло") прикалываются, как прикалывались всегда, а потому остаются милы и самодостаточны. Найк Борзов ("Сновидения") по-прежнему аккуратен, но скучноват. В песнях Океана Ельзи ("Без Бою"), как обычно, лучше всего звучат и запоминаются для последующего насвистывания припевы. Мара ("Angel Schlesser")... да, этот случай будет посложнее. Красивая девица, на которую перед выходом на сцену зачем-то напяливают нелепые костюмы. Мара словно бы унаследовала у Земфиры не только утраченную ныне энергию ее дебютов, но и лирическое косноязычие вкупе с некоторой ненатуральностью музыки. В общем, могло бы получиться классно, а вышло как всегда.
Теперь о проверенных временем столпах рок-культуры. Ногу Свело ("Мясо В Зубах") и Агата Кристи ("В Интересах Революции") отметились крепкими, но без ососбых сюрпризов боевиками. Один - упреждающий стебовый удар по грядущей вскоре второй серии "Ночного Дозора", в другом из ханжеских соображений изуродован третий куплет. Немного непоследовательно, с учетом неподвергнутой цензуре забористой ругани от Lumen - чуть выше. "Трамонтана" Аквариума - настоящий сюрприз для тех, кто поставил для себя на этой группе крест лет десять назад. Номер в лучших традициях "Дня Серебра". Хотя возможно, это всего лишь эффект контрастного душа мощных духовых а ля "Глаз" после невнятного бреда от Земфиры. Ва-Банк с "Доверяя" больше подошли бы для завершения сборника, но тогда многие слушатели бы реально задумались над тем, кому они доверяют свой вкус в погоне за модой. Ну, и "Изгой" Алисы - лакомый кусочек для составителей подобных программ. Как, собственно, и сама группа для устроителей рок-фестивалей. Ибо у команды есть толпа поклонников, готовая ехать за кумирами на край света ради пары-тройки песен. Сама же песня символизирует разворот и группы, и ситуации в отечественной рок-музыке в сторону тяжелого рока. Видимо, с учетом скорости восприятия нашим шоу-бизнесом новых тенденций снизу, на следующем "Нашествии" мы услышим пару-тройку доморощеных металлистов. Не факт, что они будут хороши,- факт, что они будут представлять последнее поколение. Должно же появляться что-то новое. Иначе публика захиреет.
Теперь об эксклюзивном материале. Новая версия по сей день актуального (увы) гимна прогрессивной молодежи "Воля И Разум" появилась на свет совместными усилиями Арии и Агаты Кристи (хм...), а также сувенирно-подарочного набора из В. Бутусова, К. Кинчева и Ю. Шевчука. Для романтиков это - продолжение традиций "Всё Это Рок-Н-Ролл!", и прогулок по парку под "Что Такое Осень". Для циников - типичный случай так называемого "camp": пения хором жизнеутверждающих гимнов на шибко социальные темы. В общем, совместными усилиями армий Алисы и Арии этот релиз окупится.
Ситуация, однако, меняется к лучшему - когда-то на подобных компиляциях вообще было нечего слушать.

03.10.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)