ДОМ  Музыкальный садомазохизм

1 октября начался 2-й международный музыкальный фестиваль памяти Николая Дмитриева "Длинные руки". Бескомпромиссно некоммерческая музыка, казалось бы, просто не может привлекать такое количество слушателей; однако культурный центр ДОМ к началу концерта был даже не заполнен, а забит

1 октября начался 2-й международный музыкальный фестиваль памяти Николая Дмитриева "Длинные руки".

За сорок девять лет жизни Николай Александрович Дмитриев сделал для современной импровизационной музыки столько, что описывать даже самые большие его достижения бессмысленно: слишком много времени займет. В 2004 году, после его потрясшей всех кончины, зародился уникальный фестиваль, на который съехалось, часто по собственной инициативе, множество музыкантов, считавших себя не только соратниками, но и настоящими друзьями этого человека и его основного детища - культурного движения по имени ДОМ. А в 2005 году таких фестивалей стало уже три: один в Москве, один в Питере, один... в Токио. На японском постере написано: "Спасибо, Nick"; на московском - не написано. Незачем. И так все понятно.

Бескомпромиссно некоммерческая музыка, казалось бы, просто не может привлекать такое количество слушателей; однако культурный центр ДОМ к началу концерта был даже не заполнен, а забит, а кворум на пресс-конференции сделал бы честь государственной думе. Правда, и на сцену должны были выйти гранды, имена которых для специалистов звучат не хуже самой музыки. Гости из Нидерландов Хан Беннинк (Han Bennink) (ударные) и Миша Менгельберг (Misha Mengelberg) (фортепиано) - что называется, авангардисты в законе; они определяют развитие своей музыкальной ниши даже не годами, а десятилетиями, и они уже, пожалуй, прошли тот возраст, в котором еще можно ожидать атаки молодых конкурентов, желающих стать королями жанра. Как библейские седые (Беннинк) и лысые (Менгельберг) патриархи, они просто формулируют законы, не особенно интересуясь мнением масс. Когда у Беннинка спросили, как следует слушать его музыку, он перестал заигрывать с девушкой-переводчицей и ответил, в вольном переводе с голландского английского, примерно следующее: "да мне наплевать на то, где я ее играю и кто ее слушает - мне главное, с кем я ее играю; вот с Мишей я ее играю хорошо, нам нравится, а остальное все - не пошло бы к черту?". Под стать товарищу был и Менгельберг, который уже на пресс-конференции, заскучав от отсутствия вопросов, принялся лаять и лакать кофе; а дождавшись вопросов - заблистал, полностью оправдывая стереотипы относительно того, как положено разговаривать людям его национальности. Беседа развивалась примерно так: "скажите, а что вы думаете о музыке Джона Кейджа?" - "ну, Кейдж - это нормально, но с некоторого времени это уже не то, потому что все эти хипповские дела, вся эта другая культура, и вообще я больше люблю Прокофьева, и в Ленинграде у вас есть хороший композитор, а название Санкт-Петербург мне не нравится, потому что все эти святые - это ерунда, я вообще-то атеист, вот другое дело Москва, сколько тут жителей? Пять миллионов? Семь? Не знаете? Ну, Мехико все равно больше, зато в Москве много Миш - вот вы Миша? А, нет, вы Саша..." и так далее, и так далее, и так далее. Один из наиболее оригинальных барабанщиков мира в это время пускал в публику самолетики.

Само выступление началось неожиданно: повязав голову красным платком, Беннинк буднично вышел на сцену и вдруг, еще не усевшись, влепил куда-то в середину установки такой удар, что аудитория вздрогнула. Так и пошло: Беннинк лупил, аудитория вздрагивала, в короткие промежутки тишины было слышно, что и пианист тоже что-то играет. В течение только первой композиции Хан по-настоящему изнасиловал барабаны, причем изнасиловал в извращенной форме. Сделайте самое смелое предположение о том, как можно извлечь звук из ударных: если он и не делал именно этого, то делал что-то более безумное, такое, что не взбрело бы вам в голову никогда. Ногами? Пожалуйста: голландские ботинки отпечатались и на барабанах, и на тарелках (иными словами, из положения сидя шестидесятитрехлетний музыкант закидывал ноги выше головы). Локтями? Сделайте одолжение. Кулаками? Святое дело. Головой? Нет, пожалуй, головой об барабаны он не бился, но зато вряд ли вам пришла бы в голову вот такая идея: засунуть одну барабанную палку в рот, оттопырить ею щеку и, делая безумные глаза, пилить второй палкой по первой, достигая совершенно не поддающегося описанию звука. Не совсем традиционна и идея закрыть себе лицо носовым платком и некоторое время просто посидеть, отдохнуть. В первой композиции Беннинк сломал две палки (у одной отломил рабочий конец и кинул огрызок в публику, вторую глубокомысленно расщепил и потом еще поиграл расщепленной) и особенно удачным махом ноги опрокинул на пол стойку с тарелкой; и надо быть все-таки глубоко уверенным в своих действиях, чтобы так обращаться с фирменным железом Zildjian, которое стоит недешево и по европейским меркам.

Что самое удивительное, в этом была музыка. И музыка по-хорошему доступная, пусть и с изрядной долей стеба. Неприметный в первой композиции Менгельберг, "кладущий" сравнительно редкие диссонирующие аккорды и не обрушивающий на зал такого же шквала звуков, как его партнер, тем не менее создавал определенный музыкальный фон, на котором мечущийся и гримасничающий барабанщик казался актером, попавшим к режиссеру-новатору, но никак не клоуном и не пожилым дураком, оригинальничающим ради заливистого смеха декольтированных девочек. Хороша была реакция публики: сдержанное веселье, не переходящее в "развлекалово", уместные аплодисменты - и очевидное ожидание большей глубины.

Выговорившись, Беннинк вернулся за ударные, Менгельберг лукаво поинтересовался, хочет ли публика продолжения, и нидерландцы нырнули в эту самую глубину: препарировали со своим веселым садизмом пару композиций великого джазового новатора Телониуса Монка - материал, который требует отточенного пианизма; Менгельберг по-прежнему крайне редко обращался к технике, оставаясь вдумчивым, ироничным, красочным, заковыристым. Беннинк, изредка вновь взрываясь, показал и умение работать в общепринятой манере - был не только джазовый свинг сравнительно традиционного толка, но и чуть ли не грандж (правда, за это он извинился). Баллады сменялись размашистой импровизацией, явно оговоренные ранее взаимные фокусы чередовались с явно сиюминутными находками (стоит отметить Беннинка, прислонившегося в позе Христа к задней стене и начавшего, стоя спиной к залу, елозить барабанными палочками вверх-вниз). Сорок минут пролетели совершенно незаметно. В качестве прощания вместо инструментальной композиции старики-разбойники засунули головы под открытую крышку рояля (именно там им почему-то понравился конкретный микрофон) и невообразимо гнусавыми голосами спели дуэт, в котором Менгельберг вел мелодию и временами отчаянно фальшивил, а Беннинк изображал басовые линии и периодически начинал рычать.

Этот "авангард", этот серьезнейший и глубочайший в представлении широких масс "оригинальный европейский жанр" на деле оказался доступной и искренне-смешной музыкой. Услышать таких мастеров вживую - незабываемый, говоря официальными терминами, experience. Не потому, что никто не умеет так громить ударную установку, все-таки оставляя ее целой, как Беннинк. Не потому, что отчетливо самобытен Менгельберг. В первую очередь потому, что за сорок минут эти люди смогут затянуть в свою музыку любого слушателя, даже предубежденного. Они умудряются исполнить первую композицию так, что специалист уже слушает, а недовольно хмурящийся новичок смотрит на барабанные трюки - и начинает улыбаться. Они играют середину программы так, что специалист окунается в фортепианные построения и бродит там, блаженно жмурясь, а новичок напряженно слушает новую для него музыку - авангард, который неожиданно стал ему интересен и понятен. Они заканчивают программу, откровенно дурачась, и с ними смеются и специалист, и новичок, нашедшие общий язык. А потом им аплодируют - все вместе.

Во втором отделении играли басист Марино Плиакас (Marino Pliakas), барабанщик Михаэль Вертмюллер (Michael Wertmueller) и японский мастер музыкальной электроники Кей Кей Нулл (KK Null), и при всем уважении к их творческому подходу - до старших коллег им было как до небес. Они вышли на сцену, кивнули друг другу и обрушили на аудиторию шум такой плотности и громкости, что зал через минуту покинула примерно пятая часть зрителей. Может, Вертмюллер и правда один из самых громогласных барабанщиков мира, как анонсировали его устроители фестиваля - слышно этого не было. Швейцарско-японская электроника честно шумела во всех слышимых человеческим ухом частотах, периодически взвизгивала далеко за болевым порогом какая-то конкретная частота, и очень быстро стало ясно, что шумовая музыка - это однозначно не то, что нужно простому человеку. А когда клапаны нагрудных карманов рубашки попали с этой музыкой в резонанс и начали бурно трепетать и стучаться простому человеку в грудь - простой человек не выдержал испытания высоким искусством и позорно сбежал.

Впрочем, уже рядом с метро "Новокузнецкая", до которой от ДОМа метров триста, уши перестали болеть и в голове почему-то звучал не потрясенный мат, а фортепиано Менгельберга.

03.10.2005, Юрий ЛЬНОГРАДСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ДОМ - свежие публикации:
  • Анонс - Спустя рукава , 30.03.2009
    На открытии сезона ДОМ устраивает дизайн-балаган. Художники будут устраивать дискотеки, смешивать коктейли и петь в сопровождении ансамбля Алексея Айги 4.33 »»
  • Репортаж - "Длинные руки". День второй. Те же и Сингапур , 03.10.2005
    Второй день фестиваля "Длинные руки" ознаменовался неожиданным выходом на сцену дюжины оркестрантов, которых в программе не было. Сборная Москвы и Сингапура: ради неожиданного союза Singapore Indian Orchestra & Choir и ансамбля Opus Posth со сцены ДОМа пришлось убрать рояль. В этот вечер играли настоящие мастера и музыка достигала души слушателей, минуя рассудочные фильтры и оценки »»
  • Анонс - Память рук , 22.09.2005
    2-й международный фестиваль Длинные Руки: от этники до авангардного джаза, из Японии в США через Россию »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

19:00 – Клуб A2 Green Concert – МАРСЕЛЬ МАРСЕЛЬ »»

20:00 – Lюstra Bar – НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ »»

20:00 – Московский международный Дом музыки – Katherine JENKINS Katherine JENKINS »»

Хроника22/10

1976 – В 1976 году группа The Damned выпустила свой дебютный сингл "New Rose", который официально стал первым панк-рок релизом в истории Великобритании, на месяц опередив Sex Pistols и их классический "Anarchy in the U.K." На второй стороне пластинки был записан кавер на битловский хит "Help!"  »»

1996 – Компания Apple объявила о том, что общее количество пластинок "Beatles", проданных за 1996 год, достигло 19 миллионов экземпляров. Интересно, что 41% из них купили фанаты, которые родились уже после того, как группа распалась  »»

2005 – Путем голосования, приуроченного к 50й годовщине Евровидения, была выбрана лучшая песня в истории конкурса. Ей стала композиция "Waterloo", исполненная группой ABBA в 1974 году  »»

Clare FISCHER (1928)

Greg HAWKES (1952)

Stiv BATORS (1956)

John Wesley HARDING (1965)

SOKO (1985)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить