DIO  Стабильность - признак мастерства

Отгремевший в пятницу концерт вечно молодого Ронни Дио неизбежно будут сравнивать с прошлогодним. Хотя различия не то, чтобы уж очень велики. Стабильность, пускай и отдающая некоторой местечковостью - тоже признак мастерства.

Отгремевший в пятницу концерт вечно молодого Ронни Дио (Ronnie Dio) неизбежно будут сравнивать с прошлогодним. Хотя различия не то, чтобы уж очень велики.

Из "Лужников" действие переместилось под своды ДК им. Горбунова. На бас-гитаре играл Руди Сарзо (Rudy Sarzo), известный своим вечным маниакальным стремлением закинуть инструмент на плечо или за спину. Репертуар претерпел некоторые изменения по принципу "минус А, плюс Б". Выступление открывалось великолепной "Tarot Woman" с альбома Rainbow "Rising", а вот порадовавшая меломанов год назад "Stargaser" с того же диска из программы вылетела. Как, впрочем, и "Neon Knight" Black Sabbath. На своем законном месте осталась тяжеловесная "Sign Of The Southern Cross". Вспомнил "металлический эльф" и про "Gates Of Babylon". А вот "Run To The Wolf" или "Children Of The Sea" мы в очередной раз не дождались.

Темой вечеринки стал красующийся на заднике "Holy Diver". Эту картинку мы наблюдали над сценой и год назад, но на сей раз ее решили ненадолго анимировать. Публике был продемонстрирован компьютерный мультик с оживающим монстром с обложки, огнедышащими драконами и самим Дио, сверкающим кошачьми глазами и пускающим синие молнии из пальцев (это сейчас модно). Публика была в восторге, несмотря на анимацию качества 1998 года: крылья пресмыкающихся явно не имели толщины, а такие молнии можно наложить на любительскую съемку на домашнем компьютере. Кроме того, заглавный номер этой программы образца 1983 года звучал в этот раз как-то излишне тяжеловесно и не слишком убедительно. Чувствовалась усталость музыкантов, накопившаяся в ходе турне по гостеприимным, но не слишком обустроенным просторам нашей необъятной. Тем не менее на "Don't Talk To Stranger" народ в партере и на балконах слаженно подпевал мэтру и дисциплинированно размахивал зажигалками.

Говорят, когда-то концерты Дио украшались декорациями в виде средневековых замков и вполне себе материальными, плюющимися настоящим огнем, змеями-горынычами. Но в какой-то момент музыкант решил: а зачем, собственно, с этой бутафорией возиться? Мы и так хорошо играем... Как хорошо, что Kiss или Iron Maiden не погрязли в уютной простоте этой заманчивой идеи.

Далее - везде. Порубился сольно на барабанах под запись симфонического оркестра Саймон Райт (Simon Wright), покрасовались с небольшими инструменталами гитарист Крейг Голди (Craig Goldy) и клавишник Скотт Уоррен (Scott Warren). Из партера начальнику группы, как и год назад, перебросили самодельный транспарант с логотипом. Некоторое время Ронни радостно тряс им над толпой, пока не сообразил, что держит тряпицу вверх ногами. Без традиционных "Heaven And Hell", "Man Of The Silver Mountain" и "Long Live Rock'N'Roll", укороченной на куплет в пользу продолжительного скандирования рефрена, тоже не обошлось. Здесь оставалось запоздало пожалеть о том, что красивых вокальных интервалов в припеве вышеупоминавшейся "Tarot Woman" так и не прозвучало, и вообще - производя смены игроков в своей команде, "Голос Металла" никогда не был особо озабочен тем фактом, умеет ли кто-нибудь из них петь бэк-вокал. Ибо слушать два часа концерта один голос, пускай он очень хорош и почти не потерял со временем своей убойной силы, к сожалению, рано или поздно становится утомительно. Да и гармонии всех этих песен не слишком балуют слушателя разнообразием. Это Rolling Stones могут на старости лет вдруг записать что-нибудь индустриальное или же удариться в классический блюз. Изобразительные средства Дио традиционно ограничены рамками "классического хард-н-хэви". Так было и так будет. Аминь. И если в составе его группы вдруг появляется новый басист, то это будет отнюдь не какой-нибудь интригующий растаман, прошедший огонь Майлса Дэвиса и воду Мадонны, а добротный и предсказуемый хард-рокер с хорошей родословной, голивудской улыбкой и свежевышедшей книжкой "Моя жизнь в стране Ozzy". (Руди Сарзо действительно написал такую книгу. После окончания суда над Майклом Джексоном в Штатах стало модно делать деньги на личности Оззи Осборна).

Но народу нравится. Группу пару раз вытаскивали на бис, одна девушка подарила Ронни букет цветов, а чуть позже из партера передали и какую-то плюшевую игрушку. Трогательно. Какое-то количество преданных поклонников у Дио будет всегда. Стабильность, пускай и отдающая некоторой местечковостью - тоже признак мастерства.

26.09.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)