FLANGER  Джазз? - Щазз!

Двухдневное турне в "16 тоннах" немецкого проекта Flanger ожидалось многими с нетерпением. Но мало кто ожидал, что вместо двух основателей-электронщиков приедет небольшой околоджазовый оркестрик.

Похоже, что двухдневное турне в "16 тоннах" немецкого проекта Flanger ожидалось многими с нетерпением, потому что когда музыканты, изрядно потомив собравшуюся публику, вышли на сцену, пространство перед сценой уже было битком забито. Хотя анонсы в различных изданиях обещали дуэт, на сцену вышла небольшая толпа музыкантов: - ярко-рыжий духовик в столь же ярко-рыжей жилетке, гитарист и по совместительству вокалист, который вел концерт и представлял музыкантов, барабанщик и двое неприметных людей на заднем плане, на которых не падал свет софитов - поэтому неискушенный зритель ни за что бы не признал в них "отцов" Flanger - Уве Шмидта (Uwe Schmidt, он же Atom Heart, он же основатель проекта Senor Coconut) и Бернда Фридмана (Burnt Friedmann, он же Nonplace UrbanField и Drome).
Проект Flanger был основан в 1998 году, хотя оба его главы были известны в музыкальном бизнесе еще с начала 1990-х годов. Два музыканта встретились, чтобы запрограммировать свой первый альбом "Templates" в Сантьяго (Чили). Цель? - очень проста: создание собственной, неповторимой, органичной и исключительно сложной музыки, которая сильно отклонялась от протоптанных троп техно и других устоявшихся стилей. Коммерческий успех дебютной пластинки подвигнул музыкантов на создание следующего альбома, который был записан там же в Сантьяго в марте 1999. Названный"Midnight Sound", он был выпущен Ntone/Ninja Tune в ноябре 2000 г.

Пришедшие на концерт зрители, скорее всего, были знакомы с проектом Flanger именно по этим альбомам: "Midnight Sound" (Ninja Tune, 1999) и "OuterSpace/Inner Space" (Ninja Tune, 2001), а потому ожидали подобной музыки и на концерте в "16 тоннах". Но Flanger привезли в Россию программу с нового диска - "Spirituals", который намечен к выходу в конце этого года, и в котором авторы обратились к музыке двадцатых годов минувшегго века: диксиленду и свингу. Пожалуй, этим шагом они слегка разочаровали своих горячих поклонников, не приобретя их в среде поклонников классического джаза. Блюзовые баллады в начале концерта были милы, голос вокалиста ненавязчиво дополнял электронные сэмплы, и ощущение, что это не настоящий блюз, а лишь "игра в блюз", то есть некий заведомо несерьезный эксперимент, создавало определенное очарование.

Трубач и вокалист чем-то неуловимо напоминали братьев Гримм из недавно вышедшего фильма Терри Гиллиама. Они сплетали свою узорную паутину, которая накладывалась на замысловатые электронные сэмплы. Исполнитель на духовых менял инструмент за инструментом, и в зависимости от того, была ли это духовая губная гармоника, кларнет или саксофон, менялось и настроение музыки от кантри или диксиленда к изысканному трансу.

Где-то в середине концерта, когда оркестранты отошли от джазовых рамок и электроника вступила во всю свою мощь, сложность и богатство звуков, издаваемых небольшим ансамблем, была сопоставима с симфоническим оркестром. Получился совершенно своеобразный стиль, для которого, кажется, еще не придумано адекватного названия. Композиция, словно пэтчворк, собиралась из лоскутков, казалось бы, не совместимых друг с другом. Но в результате получалась объемное музыкальное пространство, в котором хотелось существовать бесконечно. Жаль только, что таких композиций было немного, и цельной картины от концерта не складывалось.

Flanger в концертном варианте оказался фрагментарно интересным, но весьма утомительным по причине некоторой однообразности и надуманной эклектичности джазовых интонаций и электронных сэмплов. Невзира я на то, что ощущался мощный потенциал совершенно неординарной группы, целостного впечатления от ее выступления не осталось.

21.09.2005, ГЮЛЬЧАТАЙ (ЗВУКИ РУ)

FLANGER - свежие публикации:

FLANGER

Дата образования:

1 января 1998