ASIAN DUB FOUNDATION  "Наша музыка - это модель восточных кварталов в Лондоне"

16 сентября на сцене Б2 был живьем презентован свежий альбом Asian Dub Foundation "Tank". Звукам удалось взять развернутое интервью у четырех еще не уставших членов команды...

Asian Dub Foundation - новые миссионеры, проповедующие разумную агрессию в отношениях с несправедливостью. Агитбригада, заставившая мир танцевать и отрываться под политические агитки. Банда социопатов, к мнению которой прислушиваются политики. Интересно вспомнить, что в 1993 году команда, которую основали Аннируда Дас (Anniruda Das), Дидер Заман (Deeder Zaman) и dj Пандит (DJ Pandit G), сама по себе стала результатом общественно-полезной деятельности творческого объединения под названием Community Music. Обединение ставило своей целью преподавание музыки детям азиатского происхождения, проживавшим в Ист-Энде (восточная часть Лондона), а Доктор Дас был там преподавателем. Далее команда, смешавшая взрывоопасный коктейль на основе индийской бхангры и ямайского даба, усилила свое влияние в Европе и постепенно поднялась на первые строчки независимых хит-парадов. Мейджоры подписали с разросшейся командой контракты, ее хиты начали взрывать танцполы. Сейчас тексты песен ADF стали гимнами оппозиции всего мира, в поддержку героев их рэпов организуются фонды и общественные организации, именитые музыканты класса Шинейд О'Коннор (Shinead O'Connor), Джонни Гринвуд (Jonnie Greenwood) и Эд О'Брайан (Ed O'Brien) прнимают участие в записях их агитационных песен, а BBC вручает участникам команды награду "BBC Asian Award for Music". И вот они в Москве - сидят перед нами на задворках сцены клуба Б2, где состоялся их первый полноценный концерт (если не принимать в расчет прошлогодний dj-сет, который московские промоутеры неизящно выдавали за концерт группы).

16 сентября на сцене Б2 была презентована последняя студийная работа работа Asian Dub Foundation - свежеизданный альбом "Tank", программа с которого была представлена "живьем". Звукам повезло: отчасти благодаря редчайшей неразберихе, царившей в этот день в клубе, нам удалось взять вполне развернутое интервью у четырех еще не уставших членов команды, когда Стив Чандра Саваль (Steve Chandra Savale aka Chandrasonic), Доктор Дас, Гетто Прист (Ghetto Priest) и Пандит Джи (Pandit G) еще не были подвержены предконцертной лихорадке и отдыхали в чилл-ауте на задворках сцены.

Звуки.Ru: - Привет, ребята. Позвольте представиться: меня зовут Соня Соколвоа, я - главный редактор музыкального портала Звуки.Ru - одного из крупнейших интернет-изданий, представляющих музыкальные новости и собственно музыку в России. Поэтому первое, что меня интересует, - что вы думаете о музыке в интернете?

Доктор Дас: - А мы о ней особо не думаем: просто скачиваем, и все.

Звуки.Ru: - Вы пользуетесь ли вы p2p-системами, или легальными сайтами?

Пандит Джи: - Да, конечно, мы пользуемся сетями обмена файлами,- сейчас это наиболее быстрый способ получить все, что тебе нужно, и при этом в нормальном качестве.

Стив Чандра Саваль: - Обычно всю новую музыку мы получаем из интернета. Это делают все: если ты живешь в какой-нибудь стране, где нет нормальной системы распространения музыки и нет серьезного инди-движения, то музыкой ты можешь только обмениваться: иным способом ты ее просто не получишь. Да и в любой стране, наверное.

Звуки.Ru: - А что вы думаете о великой битве лейблов и пользователей?

Стив: - О, это вообще триллер. Есть две или три вещи, которые надо сказать о распространении музыки через интернет, и которые никогда не учитываются. Первая - распространение цифровой музыки невозможно остановить: если кто-то пытается ограничить его, это будут просто глупо потраченные деньги. Второе - нет никаких точных, подтвержденных исследованиями сведений о том, что скачивание действительно мешает продаже CD. Наоборот, мы по себе видим, что оно поднимает продажи. Это относится к разным артистам: у молодых - это способ раскрутиться, у знаменитых - это промоушен, помогающей дистрибьюции их дисков. Если ты любишь артиста - ты всегда купишь его пластинку. Третье - к интернету стоит относиться как к новому пути дистрибьюции музыки: просто брать небольшие деньги за скачивание. К примеру, 50 центов за диск будет вполне достаточно, чтобы все артисты и те, кто отвечает за запись пластинки, получили свои отчисления. Эти доходы, конечно, обойдут лейблы, которые получают сверхприбыли, и уберут различные отчисления типа налогов за жесткие носители. Но каждому участнику своя денежка достанется. Большинство музыкантов - за ASP, и при этом скачивают музыку из интернета. Никто не скажет: "да вы что, какие налоги?" Но откуда-то берутся эти 50 миллионов долларов в налоговой казне от цифровой индустрии? А если это будет нормальное качество скачивания и цены будут разумные - поступления будут вообще колоссальные! Даже если мы будем получать по 1 проценту за каждую транзакцию... да мы, блин, озолотимся!

Звуки.Ru: - Парни, мне кажется, вам стоит написать об этом песню!

Гетто Прист: - (под всеобщий хохот): а что, будет отличный рэпак: "Платите нам за ASP! Да! Скажите да!"

Звуки.Ru: - Ваша группа начиналась как образовательный проект, о вашей истории был даже снят фильм. Вы знаете, что стало сейчас с остальными участниками проекта?

Стив: - Когда все это начиналось, был 1993 год, так что времени прошло уже достаточно. Это были семинары для детей азиатского происхождения, которые изучали музыку, искусство и литературу. Многие из них сейчас стали художниками и писателями. Кто-то отошел от этого, но, так или иначе, некоторый след эта музыка в нас всех оставила. Это не было школой в полном смысле этого слова, это было довольно неформальное нечто.

Звуки.Ru: - Вы из ист-Энда, не так ли?

Стив: - Да нет, из Ист-Энда - только Мастер Ди (Deedar Zaman). Он у нас дитя улиц.

Доктор Дас: - А с чем связан твой интерес? - наверно, ишещь, где там можно достать травку подешевле?

Звуки.Ru: - Да нет, мне просто интересно, где ADF ощущают себя дома как команда.

Все, хором: - В Москве!

Звуки.Ru: - Ну-ну. Знаете, ребята, когда я вас впервые увидела на сцене, вы выступали на Гластонбери, и у вас у всех лица были закрыты палестинскими платками... мы их зовем "арафатками". Так вот, вы в курсе, что если вы попробуете пройти в таком виде по Москве, вас просто где-нибудь побьют?

Стив: - Что, серьезно? Кем?

Звуки.Ru: - Ну, всякими подонками, которые выступают за "Россию для русских" - их сейчас особенно много расплодилось под прикрытием анти-террористических объединений и народных партий...

Стив: - Это просто попытка оправдать все это дерьмо.

Пандит Джи: - Да, ты знаешь, мы в свое время и надевали-то эти платки, исполняя песни о том, что нельзя людей преследовать и убивать только из-за их убеждений и их национальных особенностей. Везде та же фигня - в Европе то же самое.

Стив: - Я, кстати, много лет назад был в Москве - и мне кажется, она все-таки была более открытой, не было такой явной агрессии. Хотя уже тогда мои приятели жаловались на недружелюбие и конфликты. Но это не носило массовый характер.

Пандит Джи: - Собственно, в Британии уже давно имеется та же проблема, и мы этой проблеме посвятили целый альбом - "Enemy of the Enemy", ты его знаешь?

Звуки.Ru: - Да, конечно.

Пандит Джи: - В Англии с этим тоже приходится бороться, и мы пытаемся объяснять, что самое последнее дело - смешивать меры против терроризма с мерами против обычных людей, которые пытаются сохранить элементы своей культуры. В нашей группе музыка Саудовской Аравии и Юго-восточной Азии совершенно спокойно сосуществуют с европейской - это такая, если хочешь, модель восточных кварталов. Но как с этим бороться - это уже риторический вопрос. - Если ты надел палестинский платок - ты враг и поддерживаешь врага, первое решение всегда - взять и перестрелять...

Пандит Джи: - И то, что эта тенденция усиливается в России, закономерно: это реакция запуганого общества.

Звуки.Ru: - По поводу традиционной арабской музыки: вы используете в своих песнях лирику легендарного Нусрат Фаттех Али Хана - как его творчество повлияло на историю вашей группы?

Пандит Джи: - Мы сегодня будем исполнять одну из песен на текст Али Хана в виде ремикса. Мы поем его песни с 1997 года. Среди восточного коммьюнити его песни очень популярны, у него действительно очень сильные, вдохновляющие тексты. Али Хан не только известный автор - он еще и очень сильная личность, лидер. Пока мы исполняем его песни - он с нами.

Звуки.Ru: - Ваша музыка не только базируется на национальных мотивах - в ней используются народные инструменты. Как вы пришли к этому стилю, и как он изменился со временем?

Пандит Джи: - Это просто способ изъсняться. Мы ничего специально не выдумываем, у нас нет никакого особого плана, по которому пишется песня. Наверно, то ощущение, которое мы изначально хотели уловить, - это небольшой восточный базар на улочках Лондона, где слышится такая мешанина звуков с разных лотков и магазинчиков. Можно просто стоять и слушать, как переплетаются разные мотивы, и набираться впечатлений. А потом группа стала изменяться уже под влиянием другого рынка - музыкального...

Звуки.Ru: - Но свою-то музыку вы как решили писать?

Стив: - Да никак мы не решали, она как-то сама начала писаться.

Звуки.Ru: - Что, вот так прямо проснулись однажды и решили "а напишем-ка мы что-то свое"?

Пандит Джи: - Не забывай, что наша группа - это продукт образовательного проекта. То есть мы учились играть и одновременно пробовали себя как авторы чего-то оригинального. Для нас, 13-15-летних, это было способом провести время и одновременно - новым видом общения и какой-то самоидентификации. Потом, постепенно, чем больше мы узнавали, слушали и писали сами, тем больше мы понимали, что мы тоже можем сказать что-то свое. По-разному звучит, например, музыка восточных коммьюнити во Франции и Англии. По-разному воспринимали и наши концерты, когда мы начали выступать. Со своей музыкой ты можешь посетить массу мест и услышать огромное количество новой музыки, все это - такой интересный кроговорот.

Звуки.Ru: - Что вы в этом году слышали интересного?

Стив: - ну, например, вашу группу Ят-Ха, они совершенно потрясающие люди.

Звуки.Ru: - да, у нас они тоже любимы, но, к сожалению, очень редко выступают. И напоследок о вашем последнем альбоме: к стыд своему, я его пока не слышала - скачала только несколько сэмплов с вашего сайта. Но вы будете сегодня играть вещи с него?

Стив (шутит): - Ну, если ты еще его не слышала - тебя ожидает сильное впечатление: на нашем последнем альбоме все композиции находятся под влиянием Ольгера (Algar) и Стравинского!

Звуки.Ru: - Ого, это сильно. надеюсь, сегодня альбом будет продаваться в клубе - обязательно пополню свою коллекцию! Спасибо за интервью и удачного выступления!

Свое обещание я выполнила, купив тем же вечером лимитированное издание "Tank". Музыканты с удовольствием расписались на обложке диска, а чуть позже состоялся совершенно великолепный концерт, в программе которого с новой силой звучали старые хиты и потрясающе сильным впечатлением стали новые: "Tank", "Flyover", "take Back The Pover", а также "Hope", которую дикий шаман Гетто Прист предварил романтичным вступлением:
- У матери по имени терпение было две дочери. Одну из них звали Боль, а вторую - надежда...
Философская притча звучала из уст матерого пропагандиста несколько необычно: ведь в большинстве своем в этот день звучали острые, агрессивные призывы и резкие песни. Гремучая смесь рэпа, панка и рагга буквально смела толпу на танцполе. Народ постоянно пребывал в состоянии сумасшедшего броуновского движения, переходящего в слэм. Местами композиции значительно утяжелялись за счет использования электроники, и тогда со сцены звучали вариации в стиле джангл, брейк-бит, драм'н'бейс и даже индастриал. Но в основе своей музыка ADF была все же безупречно танцевальной.
Я не берусь судить, насколько увлекли публику лозунги, звучавшие со сцены. Но, так или иначе, танцевавшая в этот вечер в клубе публика составляет огромную армию - армию Asian Dub Foundation. Вместе они - сила.

Автор благодарит компанию Caviar Lounge и лично Нину Ливанову за помощь в организации интервью.

21.09.2005, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.asiandubfoundation.com

Группа ASIAN DUB FOUNDATION

Дата образования:

1 января 1993