ФЕСТИВАЛЬ  Музыка памяти

Еще недавно словосочетание "украинский рок" у российских слушателей ассоциировалось лишь с парой-тройкой коллективов. Но палитра украинского рок-н-ролла гораздо разнообразнее - что и подтвердил фестиваль в Одессе.

Еще недавно словосочетание "украинский рок" у многих российских слушателей ассоциировалось лишь с парой-тройкой коллективов. Естественно, всем хорошо известны Воплi Вiдоплясова и Океан Ельзi. Кто-то вспомнит еще и группу Грин Грей, всплывшую неожиданно в новостных программах в связи с митингами с защиту русского языка на Украине. А кто-то - Братьев Карамазовых из Киева, отмечающих в этом году свое 15-летие и буквально в ближайшие дни выпускающих на CD-Land свой новый диск "В мире животных. Часть I. Бельмондо". Но музыкальная палитра украинского рок-н-ролла гораздо более разнообразна - что и подтвердил прошедший 3-го сентября в Одессе 15-й рок-фестиваль имени Игоря Ганькевича под названием "Пикейные жилеты".

Человек, чьим именем назван фестиваль, стал уже легендой: одесский музыкант, композитор, поэт, в начале 80-х годов организовавший группу Иллюзион, которая с 1984 г. сменила название на Бастион и под этим именем вошла в историю советской рок-музыки с характеристикой "жесткий глэм-рок с ярким одесским колоритом". Игорь был одним из создателей Одесского рок-клуба, а его песня "Старый рокер" стала гимном ОРК. Другая его песня, "Прогулка по Одессе", стала известна всей стране, благодаря исполнению Чижа. Игорь Ганькевич ушел от нас, оставив о себе добрую память и свои замечательные песни, 27 июня 1990 года, в возрасте 28 лет. На 40-й день после смерти его друзья решили сделать небольшой концерт - так и началась история фестиваля, который с 1994 г. получил название "Пикейные Жилеты", позаимствованное из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова.

Открылся фестиваль цоевской песней "Алюминиевые огурцы", прозвучавшей в исполнении Д. Чижевского и М. Нового, известного мне по работе в питерской группе С.О.К., а ранее выступавшего в одесских Баках. Солистка же другой одесской группы Taurus, вышедшей на сцену вслед за дуэтом, тут же для меня стала "одесской сестрой Дианы Арбениной" - уж очень она была похожа на "ночную снайпершу" тех времен, когда очки еще не были заменены на линзы. А вот херсонских музыкантов из веселенькой группы Флинт я приметила еще во время саундчека - они дружно фотографировались на фоне Дюка Ришелье и Константина Кинчева - так сказать, "на фоне двух памятников". Сам концерт проходил на Приморском бульваре, в буквальном смысле за спиной у Дюка, ибо сцена была построена в паре метров от известного монумента, который, тем не менее, воссоздали на заднике сцены в полный рост и "обратили" лицом к зрителям.

Следующие участники фестиваля - одесситы Режим - как оказалось, имеют довольно обширный круг поклонников, хотя, я думаю, что подобную музыку - нечто среднее между Гражданской обороной и Алисой - лучше все-таки слушать в исполнении родоначальников стиля. Забавно, что изначально людей в майках "Режим" я воспринимала как работников оргкомитета, поскольку именно они сопровождали часть питерских гостей в передвижениях из гостиницы на обеды-ужины, - на деле же оказалось, что это музыканты и их "боевые подруги". Куча фанатов обнаружилась и у другой одесской группы, Фауст, но и тут мне остается сказать лишь то, что и "Арию", и "Кипелова" победить им вряд ли удастся.

Вообще, по словам одного из продюсеров нынешнего мероприятия, Ирины Вербицкой, в оргкомитет поступило более 90 заявок от групп, желавших принять участие в фестивале. Из них они постарались выбрать лучших, причем так, чтобы как можно более полноценно и многообразно представить современную украинскую рок-музыку. Не могу сказать, что меня очень тронуло выступление луганского коллектива с весьма странным названием Бэ-Бэ - может, виной тому их несколько "антиженская" песенка "Я девчонок не люблю" (с подробным разъяснением причин этой нелюбви).

А вот настоящим открытием для меня стали днепропетровцы из группы Тайн:ши - могу отметить и высокий профессионализм музыкантов, и их колоритный внешний вид, и отличный артистизм солиста, да и с чувством юмора у ребят, похоже, все хорошо, если судить по песне "Я - сыр пармезан', исполняемой фактически как "Give It Away Now" R.H.C.P.. Не знаю, возродится ли когда-нибудь фестиваль "Учитесь плавать", но думаю, что эти ребята были бы там вполне уместны.

Выступление еще одной одесской группы - Свами,- предварило одно из основных событий фестиваля: на сцену были приглашен сын Игоря Ганькевича Алексей, которому торжественно было вручен сертификат об открытии банковского счета на его имя, куда редакция газеты "Наш Город" будет ежемесячно перечислять часть средств, полученных от реализации их издания. Что ж, достойный подарок и показательный пример заботы о своих гражданах! И справедливо, что растроганный Алексей в ответ произнес слова из песни своего отца: "Я горжусь, что здесь родился, здесь и живу!"

Ну, а после на сцену стали подниматься и гости фестиваля. В свете произошедших на Украине событий мне уже теперь сложно говорить, насколько актуально было выступление украинско-британского коллектива D.V.S. во главе с Шоном Карром, "гарным английским хлопцем", в недалеком будущем собирающимся связать свою жизнь с Евгенией Тимошенко, дочерью теперь уже отставленного премьера (кстати, замеченной рядом с женихом после выступления). В принципе, ничего плохого сказать об их сете не могу - играли слаженно и задорно, но очень хотелось уже чего-то своего, знакомого...

Hа сцену вышел Саша Чернецкий, зазвучали "Cупербизоны" и повеяло чем-то родным. Кстати, название группы Разные люди на этот раз в полной мере отражало действительность: из оригинального состава присутствовали только сам Чернецкий, Наиль Кадыров и Борис Шавейников, в роли гитариста, вместо Васильева-"Худого", погруженного в работу с Ляпиным, на сей раз выступал web-мастер группы Максим Зорин, а на клавишах (к сожалению, почти не слышимых) сыграл известный питерский музыкант Владимир Савенок. Впрочем, ни измененный состав, ни отсутствие саундчека не сказались на качестве выступления. Публика, все больше состоящая из готически раскрашенных девушек и ребят в майках с портретами Кинчева, хором подпевала Александру, у которого уже и струны на гитаре не выдержали напряжения. Даже гитарист из D.V.S., забыв об английской чопорности, вышел перед сценой и пританцовывал в такт энергичной музыке Чернецкого.

Очень жаль, что выступление "Разных людей", ввиду того, что начало фестиваля по техническим причинам изначально было смещено аж на два часа, пришлось сократить. Честно говоря, я бы лучше сократила выступления следующих музыкантов - не в обиду, конечно, поклонникам "тяжелого" направления в роке - но уж очень загрузили всех под конец дня Awoken из Ильичевска и одесские Spiritual Void, - причем первых от вторых можно было отличить лишь по килту, надетому на солиста.
Еще две группы, завершившие "украинскую" часть фестиваля, легкостью музыки тоже не выделялись, зато обе они пели и общались исключительно на родном языке - и если в случае с львовской Ниагарой это вполне объяснимо, то киевляне из группы ТОЛ, видимо, решили поддержать коллег с запада страны. Кстати, как работает на сцене солистка группы "Ниагара", представленной ведущими как "украинская "Guano Apes", мне очень понравилось. Не припомню ни одной девушки на русской сцене, которая работала бы в этом стиле с таким же качеством и самоотдачей.

Пожалуй, впервые я видела такую реакцию, вернее, практически полное ее отсутствие, на выступление одного из лучших питерских коллективов. То ли зрители утомились, слушая "тяжеляк", то ли слишком далеки их интересы от музыкальных пристрастий Федорова сотоварищи, но даже попытки Ай-Ай-яя как-то расшевелить публику своими репликами остались практически без ответа. Правда, не среагировать на последнюю песню, исполненную слегка расстроенными "текиловцами", уже не получилось, и под "Зимнее солнце" народ все-таки стал выплясывать.

Ну, а сомневаться в том, что пляски продолжатся во время исполнения зажигательных хитов группы Zdob Si Zdub, даже не приходилось: ребята отработали, как всегда, на высоком профессиональном уровне. Правда, пообщавшись с солистом "Здобов" Ромой Ягуповым, мне показалось, что все они уже несколько устали от непрерывных концертов и гастролей, поскольку уже три года работают в таком режиме. В ответ на мой вопрос об участии в "Евровидении" Рома с улыбкой сказал: "Мы решили Молдову представить так, с юмором, на этом поп-фестивале... Но больше мы в таких конкурсах участвовать не будем!" Все мои дальнейшие попытки вытащить из него более-менее пространный рассказ о делах коллектива были безуспешны, ибо, по его мнению, "ничего интересного" в их жизни не происходит, а времени на запись новой пластинки из-за напряженного гастрольного графика нет. "Кому интересно слушать старую музыку? Я вообще считаю, что мы свою первую взрослую пластинку даже и не записали", - огорошил меня Роман.

Зато группа, чей выход, завершавший программу фестиваля, ждала большая часть собравшихся зрителей, успела в этом году и концерты поиграть, и пластинку записать. Именно песнями с нового диска "Изгой" Константин Кинчев и начал свое выступление - удивительно, что народ уже знал их все наизусть! Впрочем, учитывая, что большинство публики составляли представители "Армии Алисы" из разных городов - от Севастополя до Санкт-Петербурга, если судить по флагам - то это вполне объяснимо. Кстати, вполне мирно рядом стояли "москали" и одесситы и дружно хлопали и скандировали слова "Моя светлая Русь!", являя собою пример лояльности и мирного добрососедства. Возможно, что зрителям просто передалось душевное состояние лидера "Алисы", поразившего меня в это раз каким-то особым спокойствием и доброжелательностью - от него прямо веяло чем-то очень светлым и чистым. Я это почувствовала еще днем, когда саундчек, на который Алису привезли аж часов в 11 утра, начался только около двух - и все это время Костя терпеливо ждал, спокойно сидя на сцене, пока наладят аппарат. Потом так же спокойно разрешил себя фотографировать, без всяких ограничений (тут меня поймут те фотографы, кто пытался снимать на концертах Алисы в Москве). Ну, а сказанные им в заключение слова, думаю, порадовали всех собравшихся зрителей, особенно, местное население. Кинчев, извинившись за столь непродолжительное время выступления, сердечно поблагодарил доброжелательную одесскую публику и пообещал обязательно приехать в их город с большими концертами, чем несказанно всех обрадовал.

Напоследок "Алиса" сыграла "Тем, кто ложится спать, спокойного сна... Спокойная ночь!" Виктора Цоя - так, неожиданно, окончательно связав для меня фестиваль памяти одного музыканта с именем другого, также ушедшего от нас 15 лет назад. И, честно говоря, заставив задуматься: а почему у нас нет ни одного достойного фестиваля имени Цоя, Науменко или Башлачева, наконец? Не "обязательных" концертов в честь какого-нибудь "-летия" со дня рождения или смерти музыканта, не шоу с перепевками любимых хитов, не пивных open-air'ов, куда берут тех, кто "в формате", а именно рок-фестиваля, куда могли бы приезжать молодые команды и петь свои песни, отдавая дань памяти своего кумира? Ведь существует и успешно развивается в течение последних лет фестиваль Сергея Курехина! Неужели важнее поставить бронзовую копию артиста (к тому же, спорную) и сделать ее местом очередных пьяных посиделок фанатов, чем дать возможность этим же фанатам проявить себя по-настоящему - не с разбитой гитарой, сидя на асфальте, а на реальной сцене, на глазах у сотен или даже тысяч зрителей? И пусть пока молодежь проигрывает по уровню "рок-динозаврам", собирающим нужную "для положительного баланса" аудиторию, но ведь мастерства без опыта не бывает, и чем больше таких фестивалей, тем легче будет "молодой шпане" теснить "ветеранов". Спасибо Одессе, ее музыкантам и тем людям, кто сохраняет замечательные традиции, проводя подобный фестиваль уже полтора десятка лет!

14.09.2005, А-лена (ЗВУКИ РУ)