LAIBACH  Любимые Диски Пулеметчика Ганса

Kогда ожидается выступление такой неистовой агитбригады, как Laibach, все кажется в порядке вещей. И даже шмон зрителей, по своей придирчивости превосходящий таможенный досмотр в международном аэропорте, лишь укрепляет концепцию "театра, начинающегося с вешалки". Концептуализм в деятельности Laibach порой преобладает над музыкальной составляющей, но она сама по себе внушительна. У членов коллектива лишь два требования к звуку - мощь и убедительность...

В одних афишах было написано, что начало концерта - в 18-00. В других - что в 19-00. Сам же концерт начался в 20-30. Впрочем, когда ожидается выступление такой неистовой агитбригады, как Laibach, все это почему-то кажется в порядке вещей. И даже шмон входящих в клуб зрителей, по своей придирчивости превосходящий таможенный досмотр в международном аэропорту, лишь укрепляет концепцию "театра, начинающегося с вешалки".

Под запись военных маршей пространство перед сценой заполнялось народом. Присутствие огромного количества готов внятному объяснению не поддавалось. Возможно, эти печальные личности решили для полноты ощущений строем походить - авось поможет... Девушки в стильных ретрофутуристических мундирах и пилотках а ля Анжелина Джоли в "Небесном Капитане" в концепцию неумолимо надвигающегося представления вписывались куда лучше. К сожалению, их было немного. О приближающемся же начале мероприятия возвестила перемена звукового оформления: аналоговые записи маршей сменились цифровым барабанным боем.

Выступление Laibach началось с качественного надругательства над одним-единственным риффом, вырванным из самого сердца "Jesus Christ Superstar". После чего на переднем крае сцены возник главный оратор в своем неизменном гибриде монашеской шапки с буденовкой, и пропогандистская машина команды заработала на полную мощность. Примечательно, что выступая у нас, коллектив делает акцент на материал суперпопулярной десять лет назад, хотя и неизбежно адаптированной для массовой аудитории программы "NATO". Впрочем, новая версия "Alle Gegen Alle", уже известная многим по сборнику "Anthems", звучит гораздо мощнее, чем в прошлом десятилетии. Ритмический рисунок в "Dogs Of War" тоже стал более насыщенным, и эта не слишком удачная в первоначальной адаптации вещица теперь действует на аудиторию чуть ли не сильнее оригинала Pink Floyd, тем более, что гитарист старался вовсю. А вот "In The Army Now" никаких особых изменений не претерпела, но они и не нужны. Вот уже десять с лишним лет, исполняя эту вещь, команда делает основной акцент на строку "illusion or reality", и хорошо, если это хоть кто-то за эти годы заметил.

Понятное дело, что концептуализм в деятельности Laibach порой преобладает над музыкальной составляющей. Но сама по себе эта музыкальная составляющая достаточно внушительна. У членов коллектива лишь два требования к звуку - мощь и убедительность. Песенные номера перемежались инструментальными интродукциями самого разного свойства - от нойзовой мешанины до "Smoke On The Water" на пять четвертей. Концептуализм же был доведен до совершенства. Некоторые элементы, возможно, остались вовсе незамеченными публикой, но при этом имели большое значение для общей атмосферы представления. Уже тот факт, что проецирование на группу разнообразных имиджей осуществлялось посредством дряхлого и кондового 16-милиметрового пленочного проектора, говорит о многом. Мало кто его заметил - зато не было нужды в имитации "эффекта старой кинопленки" с помощью проекции компьютерной.

Чеканные, до нестерпимого блеска отшлифованные ритмы композиций вроде "God Is God" и "Das Spiel Is Aus" между тем продолжали наполнять публику той редкой разновидностью драйва, которая не изливается бесконтрольно "fur sich", но угрожающе копится "an sich", неумолимо превращая слушателей и зрителей в опасно взведенные пружины. С какого-то момента к музыкантам присоединились две хищные белокурые красотки с дополнительными барабанами и радиомикрофонами. Девицы были похожи, как две капли воды, однако при этом у одной из них косы лежали на груди, у другой - были закинуты за спину. Очевидно, в этом тоже был какой-то дополнительный смысл. Отдельные личности, не выдержав ритмического напора агитбригады, стали способны на мелкие чудеса. На правом фланге над публикой взвилось знамя с известной символикой. Интересно, что сами Laibach эту символику не использовали никогда, предпочитая при таких вот обстоятельствах вытрясать ее из публики методом агрессивной провокации.

Где-то после "WAT" в проекторе закончилась пленка, и команда покинула сцену. Чтобы, разумеется, вернуться для исполнения таких нетленных шедевров мирового рока, превращенных идеологами NSK в главные массовые песни всех времен и народов, как "Sympathy For The Devil", "One Vision" (на немецком), и, разумеется, "Life Is Life". Без "Final Contdown" на сей раз обошлось - время не то. В 1999 году еще можно было предварять этот опус на дискотеках объявлениями вроде: "Решающий матч между Югославией и США - пошел финальный отсчет!". А сейчас, шесть лет спустя, мир как был запущен, так и летает. Где-то там - за гранью.

По окончании концерта из динамиков вновь полились довоенные немецкие песни, вскоре сменившиеся монотонным барабанным боем. Переваривая услышанное и увиденное, публика потянулась на выход. Перед выходом, следует заметить, тоже обыскивали - не менее придирчиво, чем на входе. Впрочем, после выступления Laibach эта акция воспринималась с изрядной долей юмора. А что - это всего лишь таможенный досмотр для покидающих территорию государства NSK. Если сами артисты и не прикладывали рук к этой акции, в общую концепцию она вписалась неплохо.

На улице гремело железо - поднимающиеся к Ленинскому проспекту люди превратили лестницу в огромный музыкальный инструмент индустриального стиля. "Да что Гитлер! - экспрессивно отвечал на какой-то вопрос спутницы парень с помойкой на голове, - Гитлер помер, и привет. А нам жить...". Было ясно, что запущенный Laibach процесс в головах посетителей концерта развивается на всех фронтах - и музыкальном, и идеологическом. Миссию словенцев можно в очередной раз посчитать выполненной успешно.

12.09.2005, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)