KISS  Сентябрь. Деконструкции и реконструкции.

Хорошая новость: по слухам, Kiss собираются добраться до Москвы. Плохая: состав группы опять изменился. Некоторое утешение: генеральная линия группы не изменилась. Кроме того, подмены публика почти не заметит. Почему? - тут самое время вспомнить, как у Kiss по осени обстояли дела с концертами и личным составом...


Хорошая новость: по слухам, Kiss собираются-таки добраться до Москвы. Ушат холодной воды: состав группы опять изменился, причем при довольно-таки странных обстоятельствах. За ударные после долгого провисания в Alice Cooper и команде Брайана Мэя вернулся Эрик Зингер (Eric Singer), уже записывавшийся с группой на "Revenge" и "Carnival Of Souls", а также на концертниках "Alive 3" и "Alive MTV Unplugged"). Место соло-гитариста занял Томми Тайер (Tommy Tayer), фигурировавший во время "Farewell"-тура среди техперсонала группы. По настоящему убедительных причин очередного исчезновения из команды Эйса Фрили (Ace Frehley) и Питера Крисса (Peter Criss,), по-видимому, уже не дождаться.
Некоторое утешение: генеральную линию группы по-прежнему определяют гитарист Пол Стенли (Paul Stanley) и басист Джин Симмонс (Gene Simmons) - с этими двумя по-прежнему все в порядке. Кроме того, подмены публика почти не заметит. Почему? - тут самое время вспомнить, как у Kiss по осени обстояли дела с концертами и личным составом...

10 сентября 1975 года молодая, но уже имевшая в активе три ломовых альбома, команда выпустила свой первый концертный диск, без особых затей названный "Alive". Интересна история появления его на свет. Летом 1975 года администратор студии "Casablanca" Нил Богарт, расставшись с дистрибьюторами из "Warner Brothers", прогорел на попытке самостоятельно распространить какой-то поп-альбом, и был не в состоянии выплатить Kiss причитающийся им гонорар. Концертный менеджер группы Билл Экойн за свой счет организовал серию дополнительних выступлений. Расходы были покрыты, гонорары выплачены, однако время, отпущенное на запись очередного диска, ушло. Поэтому фирме пришлось довольствоваться записями с этих самых концертов. Не секрет, что до "Destroyer" Kiss не слишком заботились о студийной шлифовке своих произведений, предпочитая полностью выкладываться во время концертов. Поэтому диск, запечатлевший беспредельный живой драйв команды, был как нельзя кстати. К тому же с позиций дня нынешнего этот альбом как бы подводит итоги первого этапа активной деятельности группы.

Год спустя, 11 сентября 1976 года, Kiss были признаны лучшей группой по опросу Гэллапа. К этому моменту в активе команды уже имелся великолепный альбом "Destroyer", полный звуковых эффектов и неожиданных оркестровок. Если три первых студийных альбома группы представляли собой эдакую грубоватую глэм-клоунаду в духе Slade, то новую работу, спродюсированную Бобом Эзриным, атмосферную, чуть нервную и самую капельку недосказанную, можно было сравнить с самыми дерзкими глэм-экспериментами T.Rex или Дэвида Боуи. Не стоит забывать, что в первые годы своего существования Kiss были несколько пробритански ориентированным коллективом.
Альбом содержал такие хиты, как "King Of The Night Time World", "Great Expectations", "Sweet Pain" и "Do You Love Me". Взрывной номер "Detroit Rock City" вскоре стал визитной карточкой группы на концертах, а в конце 90-х подарил название молодежной рок-кинокомедии. Мрачноватая "God Of Thunder" побила все рекорды по числу внеконтекстного цитирования текста проповедниками, ищущими в рок-культуре проявления Сотонизьма, а баллада "Beth" заняла в мифологии группы такое же место, как "Yesterday" в мифологии Beatles.
Примечательно, что в этот момент Kiss готовили к выпуску новую программу "Rock-N-Rollover" - жесткую, орнаментальную и прямолинейную, по звуку не имеющую с "Destroyer" ничего общего. Но это уже другая история.

18 сентября 1978 года произошло нечто необычайное. В один день музыканты Kiss выпустили четыре сольных альбома. При этом диски были оформлены в едином стиле, и будучи сложенными квадратиком, образовывали единый групповой портрет, аналогичный тому, который чуть позже украсил обложку "Dynasty". Группа оставалась единой в четырех лицах. Интересно, что песни Эйса Фрили "NY Grooves" и "Rip It Up" вышли в хиты. Однако первым о сольной карьере задумался не он.

Вопреки распространенному мнению, первое появление Kiss перед публикой без масок состоялось отнюдь не с выходом в свет альбома "Unmasked" (1980), последнего до конца 90-х с участием Питера Крисса, а гораздо позже, 18 сентября 1983 года в одном из эфиров MTV. К этому моменту состав группы обновился наполовину - за ударными уже сидел Эрик Карр (Eric "The Fox" Carr, полная фамилия Carovella), место второго гитариста занимал Винни Винсент (Vinnie "Wizard" Vincent, настоящее имя Vincent Cusano). До этого знаменательного события двое новобранцев тоже выступали в масках и домино, причем не копировавших облачения предшественников, а разработанных заново. Факт немаловажный, а почему - будет сказано чуть ниже. К истории "саморазоблачения" Kiss следует добавить то, что некоторое время маски продолжали сопровождать музыкантов на концертах, будучи перенесенными на гитарные деки и басовый барабан соответственно.

Тем не менее чехарда с гитаристами продолжалась до 27 сентября 1984 года. Именно тогда состоялся первый концерт Kiss с Брюсом Куликом (Bruce Kulick) - между прочим, одним из немногих прошедших через группу музыкантов, обходившихся без придумывания себе какого-нибудь эффектного псевдонима. В составе Kiss Брюс проработал до 1997 года, и последним альбомом, записанным с его участием, стал "Carnival Of Souls". В настоящий момент Кулик вместе с Джоном Кораби, бывшим вокалистом и гитаристом Scream и Motley Crue, собрал небезынтересную группу Union. Самое забавное, что и брат Брюса, Боб Кулик (тоже гитарист), имел некоторое отношение к Kiss на ранних стадиях деятельности группы.

4 сентября 1988 года на фестивале в Тилбурне (Германия) Kiss выступали вместе с Iron Maiden и Anthrax. Впрочем, к этому моменту мелодичный радио-рок, представленный командой на альбоме "Crazy Nights", уже успел приесться публике - тем более, что в конце 80-х на этом поприще у Kiss появилось множество молодых конкурентов. Еще ничто не предвещало появление мощного "Hot In Shade"...

Наконец, осенью 2003 года вышел в свет последний на сегодняшний день альбом из серии "Alive" - имеющий подзаголовок "Symphony" и записанный при участиии Мельбурнского Симфонического Оркестра. Тот факт, что все оркестранты выступали в масках, как бы отвлекал от того факта, что тихо и незаметно пришедший на место гитариста Томми Тайер использовал разработанный еще для Эйса Фрили имидж Космического Аса. Когда же в следующем году в группу вернулся и Эрик Зингер, да еще и в облике Кота - Царя Зверей, ранее связываемого только с личностью Питера Крисса, недоумению публики не было предела. Особенно, если учесть, что реформация команды в 1997 году задумывалась отнюдь не как одноразовая акция, а всерьез и надолго. К тому же никаких внятных объяснений новому уходу музыкантов классического состава из группы не смогли дать ни группа, ни сами музыканты. Единственный вменяемый комментарий по поводу ухода Питера Крисса дал Джин Симмонс: "Во время наших шестидесяти концертов в паре с Aerosmith он выступал довольно-таки неплохо, но все же несколько вяло. Его запас жизненных сил иссяк. Мы долгое время ждали, что он встряхнется, но так и не дождались".

В любом случае, если слухи не врут, на исходе осени мы сами сможем убедиться, насколько оправдана была в очередной раз произведенная Полом и Джином реформация группы.

01.09.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)