Гитарный усилитель  Умная голова Brunetti

Продолжаем публикацию обзоров технических новинок от Ивана Казакова. Приличную одежду итальянцы делать умеют, технические ателье по деревообрабатывающим станциям у них на высочайшем уровне, машины прекрасны... а вот с электроникой как-то исторически не сложилось.


Италия... Великие теноры, Рим, Pinin Farrina, Ferrari - этот ряд промелькнул у меня при известии о предстоящем тесте гитарного усилителя. Приличную одежду итальянцы делать умеют, по крайней мере меня устраивают Baldinini и Brioni, технические ателье по деревообрабатывающим станциям (Pade, Ballestrini, Bacci) у них на высочайшем уровне, а вот с электроникой как-то исторически не сложилось.

Какие ассоциации возникают у вас при упоминании об итальянской современной музыке? Лично у меня не самые лучшие, Рамацотти (Ramazzotti) не в счет. Тем не менее, в этой стране существует множество команд, играющих power metal, а также небольших фирм, поддерживающих музыкантов. А теперь представьте, что есть там и группа людей, которые любят рок-музыку и желают собирать гитарные усилители. Такие энтузиасты оказываются в очень нелегком положении, ибо выражение "гитарный усилитель, сделанный в Италии" звучит для знающих людей как приговор. Point-to-point из Италии - гарантированный финансовый провал по той простой причине, что дешево изготовить в Европе невозможно, а покупателей итоговая цена частенько не устраивает. Следовательно, остается экономически оправданное максимальное качество на PCB.


Предметом рассмотрения на этот раз является шестидесятиваттная трехканальная голова фирмы Brunetti, продукцию которой самоотверженно решилась завозить в нашу страну компания Slami.

Тактико-технические характеристики:

  • Brunetti XL R-evo
  • Полностью ламповый усилитель
  • Три независимых канала (clean, boost, lead)
  • Выходная мощность 60 Вт на 4,8 или 16 Ом
  • Последовательный или параллельный посыл на эффекты
  • Send/Pre Out: 2Vrms/10K
  • Return: max чувствительность 0.3Vrms
  • Переключение: ручное, миди и с footswitch
  • Питание: 117-230 Вольт
  • Лампы: 5х12АХ7А и 2хEL34
  • Вес: 17кг.
  • Как человек безусловно вредный, я первым делом решил изучить предмет изнутри. Очень забавно порой видеть на задней стенке надписи "Сделано в США" или "Сделано в Англии", а в корпусе обнаруживать стопроцентную Азию. Монтаж на печатной плате усилителя Brunetti, с моей точки зрения, выполнен всё же в Европе. Качественные скелетные спайки деталей порадовали глаз, провода к выносным деталям, хоть и не Могами, но достаточно толстые и разведены исключительно аккуратно. Емкости произведены на настоящих заводах Ничикон или Мацушита. Специально обратил на это внимание, так как даже солидные фирмы иногда ставят подделки. Потенциометры изготовлены тайваньской фирмой Альфа - одним из крупнейших производителей радиодеталей в мире, отличающихся хорошим качеством. Сердце гитарного усилителя - трансформатор - безусловно европейского производства с хорошим железом и честно рассчитанной мощностью. Усилитель удобен в разборке и хорошо вентиллируется. Разъемы у ламп хоть и смонтированы на плате, но зато керамические.

    Таким образом, о конструкции можно сказать следующее: на важнейших узлах используются дорогие компоненты, и качество сборки не должно принести неприятностей в дальнейшем. К тому же, мне лично понравилось отсутствие пружинного ревербератора и связанных с ним резонансных безобразий. Общая комплектация усилителя для данного сегмента рынка полностью оправдана, и, чтобы не возвращаться к денежному вопросу, замечу: в Европе этот усилитель стоит 2400 евро (могу предоставить адрес магазина), а у нас 2000 долларов, что, согласитесь, не одно и тоже. Такие вещи по определению дешевыми не бывают.

    Перейдем к описанию звуковой составляющей предмета. В оценках мне совершенно бескорыстно помогали следующие маргинальные личности: Александр Немков (Зольдат, Robert Fripp Guitar Craft Service), Сергей Бокарев (Легион), Дмитрий Фокин (Нефелим).

    Канал Clean: собственно говоря, требовать суперчистого звука от усилителя заточенного под хай-гейн было неразумно. Регулировка тембров построена по классическому принципу, но с сильным перекрытием диапазонов друг друга. На небольшой и средней мощности ощущается недостаток середины и верха. Открытие средних частот на небольших громкостях замыливает звук. Регулировка bright конструктивно стоит после регулировок низких и средних частот и фильтрует только то, что пропустили через себя ручки bass и middle. На большой мощности усилитель перестает гудеть по низкой частоте, появляется высокая середина и ноты становятся читаемыми. Во всех случаях присутствует компрессия, подравнивающая динамику. Это обстоятельство несколько озадачило, но мы быстро нашли ему объяснение. Вы много видели гитаристов, постоянно играющих на перегрузе и при этом грамотно контролирующих атаку на чистом звуке? Мгновенная реакция усилителя на малейшую динамическую ошибку ставит их в безвыходное положение и пагубно сказывается на самочувстсвии или на отношении к усилителю. Мне почему-то кажется, что инженеры из Брунетти просчитали эту ситуацию и сознательно причесали чистый звук. Во всяком случае, хорошенько разогнав голову, можно самозабвенно наигрывать прилично звучащие аккорды под какую-нибудь металлическую балладу.

    Канал Boost. Как и в предыдущем случае , регулировки перекрывают друг друга. Поднимаешь середину и появляется что-то еще, открываешь низ, и вдруг иначе начинают звучать средние частоты. Тем не менее, к такому положению вещей можно привыкнуть, и через некоторое время начать осмысленно крутить ручки. Наилучшее, на наш взгляд, звучание получается, если все ручки находятся в положении, близком к максимальному. Правда в этом случае песок искажений слегка превалирует над тоном и субъективно кажется, что он существует отдельно. Регулировкой edge его можно прибрать и при желании резко выделить середину. На этом канале также можно получить достаточно сильные искажения, но полного насыщения сигнала не будет. Сустейн, как и подобает кранчевому каналу, будет не слишком большим. Звук своими искажениями заполняет пространство и оставляет немного места для второй гитары. При всей специфичности саунда, с помощью регулировок существенно меняютя его характеристики от очень глухого до резко звонкого. Страдает, как всегда, середина, ибо нотный диапазон лучше всего звучит на большой громкости.

    Канал XLead. С точки зрения любителя хард-н-хэви и арт-рока звук грязноват. Одиночные ноты при включенном датчике у грифа недостаточно жирные, но, тем не менее, неплохо вписываются в грохот power metal. Жаловаться на недостаток сустейна уже не приходится. Ударил по струне, и можно смело уходить на обед - на момент вашего возвращения все будет звучать как и прежде. Заполняемость на риффах абсолютная и при лихой игре вполне можно ликвидировать в группе должность второго гитариста. Нам показалось, что весь усилитель отталкивался от этого канала. Если разогнать его на 40-50 ватт, то звук становится плотным и менее размазанным. Начинают проходить высокие гармоники объективно добавляя дыхания. Регулировкой Edge можно убавить неприятный высокий призвук от перемещения пальцев по струнам и неплохо выставить количество песка. В противоположность стерильным стандартам звучания на стадии атаки всегда присутствует хруст. Не слишком сильный, но заметный для того, чтобы не нравится одним, и абсолютно не мешать другим. С открытым верхом флажолеты устойчиво пели на все голоса, даже после издевательств с ручкой тремоло. При безумном шредерстве (ну очень быстрой и бестолковой игре) ошибки звукоизвлечения все-таки прорывались в эфир, и это, безусловно, положительный момент.

    Резюме. Брунетти бесспорно имеет собственный голос и создан, на наш взгляд, для тяжелых стилей с немного грязноватым звучанием. Усилитель достаточно гибок в настройках, что помогает ему бороться с разной акустикой в помещениях. К сожалению, инженеры с Брунетти не учли того факта, что в России, по мнению подавляющего числа гитаристов, диапазон гитары ограничивается 4000 Гц, и поместили ручку регулировок высоких частот (Edge) на 10000 Гц да еще на всех каналах. Будем надеяться, что они исправятся в дальнейшем (наверное).

    На профессионально большой громкости возможности усилителя резко расширяются и он становится более универсальным, если таковое вообще возможно. Крепкий аппарат, на равных разговаривающий с другими лидерами класса PCB. Наверное, пора обращаться к психиатру: Брунетти значительно лучше, чем, например, какой-нибудь современный Маршалл. У него на порядок меньше интермодуляции, хотя она бесспорно присуствует, более богатый звук и много возможностей коррекции этого звука. Если использовать голову ватт на 40, то можно играть и на семиструнном инструменте, не опасаясь падения уровня на Power-chords.

    Если вы ищете серьезный усилитель для тяжелых стилей, не поленитесь и съездите в магазин. Возьмите свой инструмент и послушайте Брунетти на нормальной громкости, несмотря на возможные возражения продавцов.

    30.08.2005, Иван КАЗАКОВ (ЗВУКИ РУ)