DIO  Дио, мой Дио

DIO - признанный голос тяжелого рока. На протяжении своей карьеры он принял участие во множестве легендарных проектов, выступал и записывался со многими музыкантами. Мы собрали мнения тех, кому доводилось работать с Дио, чтобы помочь вам составить впечатление об этом незаурядном музыканте...

DIO - признанный голос тяжелого рока. На протяжении своей карьеры он принял участие во множестве легендарных проектов, выступал и записывался со монгими музыкантами. Мы собрали мнения многих из тех, кому доводилось работать с Дио, чтобы помочь вам составить впечатление об этом незаурядном музыканте...

"Мое участие в записи первого альбома Elf было результатом прослушивания, на которое мы вместе с Яном Пейсом (Jan Paice) пришли вместе с людьми из CBS, - вспоминает Роджер Гловер (Roger Glover), - Первое, что мне бросилось в глаза, когда мы переступили порог студии, было то, что все музыканты этой группы были очень маленького роста и у каждого из них был очень длинный хайр. Мы с Пейсом переглянулись: "Черт возьми, это еще кто такие?" Но когда ребята начали играть, из колонок полился потрясающий рок-н-ролл. А их певец был просто великолепен - это был Ронни Дио (Ronnie James Dio). Я сразу же захотел продюсировать их альбом!"

Однако Elf не суждено было стать суперзвездами рока. А Роджер Гловер в очередной раз остался без точки приложения сил по вине друга-соперника Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). Уйдя вслед за Роджером из Deep Purple, хитрец Ричи взял "эльфов" под крылышко, войдя в состав группы на правах соло-гитариста. Впоследствии группа была переименована в Rainbow, а ко второму альбому из состава повылетали все, кроме самого Дио. Альбом "Rising" (1976) оказался шедевром, и такие номера, как "Tarot Woman", "Run To The Wolf" и "Stargaser" ныне признаны бесспорной классикой рока. Однако уволенным накануне мирового успеха музыкантам такое попустительство былого коллеги, понятное дело, по душе не пришлось. Ударник Гэри Дрисколл (Gary Driscoll) говорил: "Он нас просто кинул. Ронни из тех людей, что взбираются наверх по головам ближних..."
Разумеется, и сам Ронни вскоре понял, как с ниим обошлись, и решил, что в эту игру можно играть и вдвоем. Реакция закаленного в спорах Блэкмора не заставила себя долго ждать: "Сначала он был тише воды и ниже травы. Но потом, освоившись, начал показывать коготки. К счастью, я вовремя пресек все это..." Альбом "Long Live Rock'N'Roll" (1978) стал последней записью Дио с Rainbow.

Надолго без работы Ронни не остался. Тем более, что официальная версия его ухода из группы состояла отнюдь не в ссоре "двух капитанов", а в стремлении группы завоевать американский рынок, для которого полные мистицизма песни вокалиста вряд ли подходили.
Дело же происходило в 1979 году, в том самом, когда из состава Black Sabbath вышел Оззи Осборн (John "Ozzy" Osbourne), то ли недовольный усложнявшейся с каждым альбомом музыкой группы, то ли банально не успевавший за развитием музыкальной мысли лидер-гитариста Тони Айоми (Tony Iommi). Интересно, что в этот момент Тони тоже подумывал о том, чтобы начать сольную карьеру. Он предложил Дио участвовать в этом проекте, но потом внезапно передумал и повторил предложение уже от имени Black Sabbath. "Мы попробовали поиграть вместе, звучало неплохо, так все и началось", - резюмирует Дио. Надо сказать, что за десять лет музицирования технический уровень Black Sabbath ощутимо вырос, но скромные, что уж греха таить, вокальные способности Оззи не давали музыкантам развернуться в полную силу.

Неудивительно, что первый же альбом, записанный группой с Ронни в качестве вокалиста, "Heaven & Hell" (1980), произвел эффект разорвавшейся бомбы. Можно сказать, что именно этот, вышедший на рубеже десятилетий, альбом в истории современной музыки является пограничным столбом между хард-роком и хэви-метал. В частности, совершенно очевидно влияние заглавного номера альбома на ранние номера нашей Арии вроде "Волонтера". Влияние этого эпического номера на хэви-метал ощущается до сих пор. "В припеве моей песни "From The Cradle Yo He Grave" есть фраза "that blind my eyes and steal my dreams", - рассказывает Питер Вагнер (Peter Wagner), басист Rage, - Только потом мне пришло в голову, что нечто подобное было у Black Sabbath в "Heaven & Hell"...". Песни "Neon Knights", "Children Of The Sea" и "Lady Evil" ничуть не уступали хитам Ронни периода Rainbow, а по мнению многих, даже превосходили их. Продюсера этой записи Мартина Берча (Martin Birch) в грядущем десятилетии ждала долгая и плодотворная работа с Iron Maiden, а сам Дио на долгие годы стал ролевой моделью для начинающих хэви-вокалистов.
"У Оззи была словно какая-то граница, за которую он не мог переступить, - рассказывает Тони Айоми, - Мы предлагали ему идею за идеей, но он часто терялся, потому что у него была устоявшаяся манера пения, а нам приходилось подбирать к ней соответсвующее звучание своих инструментов. Когда же пришел Ронни, появилась возможность сыграть партию на гитаре и посмотреть, как он сможет подобрать к ней вокал".

Увы, уже к следующему альбому "Mob Rules" выяснилось, что основатели команды и вытащивший ее на принципиально новый уровень новобранец постепенно переходят в состояние взаимного непонимания, и их работа становится суммой векторов совместного приложения сил лебедя, рака и щуки. Терри "Гизер" Батлер (Terry "GZR" Butler) вспоминает: "Этот маленький Гитлер все время пытался учить нас, как и что нам надо играть - это было невыносимо!" Следует, правда, заметить, что некоторые басовые партии на "Mob Rules" Гизеру давались тяжело, и кое-где за него на записи играл Крейг Грубер (Craig Gruber) - коллега Ронни еще из эпохи Elf. "Их стало беспокоить то, что я стал более яркой личностью, чем они", - без ложной скромности считает Дио.
Окончательно работа застопорилась на стадии сведения альбома. Тони сделал свой вариант микширования, Ронни - свой. Совместить не получалось, сойтись на каком-то одном - тоже. Дио махнул рукой и сошел на берег, прихватив с собой нового ударника группы Винни Эппайса (Vinnie Appice), с которым и начал собирать новую группу. Визитной карточкой этого состава стала песня "Holy Diver", в середине 90-х получившая новое рождение в репертуаре норвежской прогрессив-фолковой группы Otug.

Очень скоро оказалось, что будучи у руля, Дио, как и Его Непредсказуемость Ричи Блэкмор, мягко говоря, тоже не подарок, а грубо выражаясь, ровно настолько же невыносим. Выдержавший с ним три года в одной упряжке гитарист Вивиан Кэмпбелл (Vivian Butler) вскоре предпочел спокойную размеренную работу в составе Def Leppard: "Я считаю себя закаленным во всех отношениях бойцом - ведь я прошел школу Ронни Дио. Он буквально всюду совал свой нос и не оставлял без комментариев малейшие детали. Подобный контроль-опека раздражал и нервировал меня..." Что поделать - у неистового Эльфа всегда был свой, твердый, как сталь, взгляд на то, что и как надо делать. Крейга Голди (Craig Goldy) не хватило и на такой срок. Лишь третий по счету гитарист группы, Роуэн Робертсон (Rowan Robertson) пришелся ему по душе. Державшимся в группе с момента основания Эппайсу и басисту Джимми Бэйну (Jimmy Bain) тут же стало ясно, что сразу два упертых маньяка в одной команде - это череcчур. "Когда вслед за Ронни нас начал доставать этот сопляк (Робертсон), а Дио не одернул его ни разу, мы взорвались и ушли", - рассказывал Бэйн. "Ронни научил меня очень многому, - признает Робертсон, - Или я сам научился этому у него. Среди прочего, это умение добиваться своего любым путем, даже переступая через близких людей..."

Однако как бы ни относились коллеги-музыканты к Дио как к человеку, Дио-музыкант в их устах ничего, кроме безграничного уважения, не заслуживает.
"Ронни, как никто другой, владеет правильной техникой дыхания. Во время совместного турне с Дио показал мне несколько дыхательных упражнений, и теперь я могу справиться с простудой, не отменяя концерта, - рассказывает Дон Доккен (Don Dokken), - Благодаря работе с Дио я также понял, как тесно связаны между собой вокал и психологическое состояние музыканта. Раньше, если я начинал петь, не сконцентрировавшись, легко могли появиться хрипы, голос начинал дрожать. Дио научил меня правильному психологическому настрою перед концертом..."

В 90-х, после краткого возвращения в Black Sabbath, Ронни на некоторое время пропал из виду. Со времени записаного с "шабашниками" альбома "Dehumanizer" прошли долгие годы. Очередной сольник "Angry Machines", равно как и последовавший за ним концертник "Inferno" не произвели особого впечатления ни на кого, кроме посетителей "Олимпийского" в 1999 году. Поклонников можно понять: они ждали долго. В том же 1999 году силами групп Primal Fear, Gamma Ray, Stratovarius, Blind Guardian и Grave Digger был выпущен "tribute to the voice of metal", и казалось, что история легендарного Эльфа подошла к концу, коли под ней ваяется столь внушительное послесловие.
Однако в 2002 году группа Ронни, в составе которой вновь очутились Джимми Бэйн и Крейг Голди, раскачалась на новый диск, названный "Killing The Dragon". Альбом получился тяжеловатый и громоздкий, а вот последовавшее по его следам турне было выше всяких похвал. 10 июля 2004 года Эльфа и его команду можно было вновь лицезреть на концерте в Москве. Правда, на смену преследовавшим группу проблемам с гитаристами началась чехарда с басистами.
Бэйна вскоре сменил Джефф Пилсон (Jeff Pillson), убежавший из Dokken. С ним был записан новый альбом "Master Of Moon" (2004). Сейчас место бас-гитариста в группе занимает небезызвестный Руди Сарзо (Rudy Sarzo).
А сам Дио и по сей день в отличной форме: размах его нынешнего гастрольного тура весьма и весьма впечатляет. Один лишь российский отрезок турне способен вызвать восторг отечественных меломанов. В течении сентября группа Ронни намерена проехаться по стране от Хабаровска до Петрограда, после чего удалится в Европу через Украину и Беларусь. В Москве музыканты появятся 23 сентября. Не исключено, что через сутки после шоу в стенах ДК им. Горбунова группа отыграет и более камерный по характеру концерт в стенах "Б2".

Ронни Джеймс Дио (хороший, плохой, злой - не важно) - это, бесспорно, наше все. Влияние его на мировую школу рок-вокала трудно преоценить.

29.08.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)