TOOb  TOOb or not TOOb?

Обещайте себе перед каждым концертом: никогда ничего не ожидать, как бы ни убеждали вас в этом статьи и рецензии, отзывы друзей и вы сами. Если вы этого не сделаете, сеты групп типа TOOb, - проекта основателей Red Snapper - не принесут вам радости.

Обещайте себе перед каждым концертом: никогда ничего не ожидать. Не ожидать определенного жанра, состава инструментов и эмоционального настроя, как бы ни убеждали вас в этом критические статьи и рецензии, отзывы друзей и собственные фобии. Если вы этого не сделаете, концерты групп типа TOOb не принесут вам радости.

Развал олной из интереснейших инди-групп Red Snapper оплакивали все ценители качественной неформатной музыки. В этой группе было все и для всех: моджная музыка, создаваемая при помощи живых инструментов, отличный вокал, иногда - рэп (остроумный и легкий), а для эстетов - живая виолончель. И вот группа кончилась, и спустя некоторое время ее участники появляются то тут, то там на нашем музыкальном горизонте: бас-гитарист Али Френд (Ali Friend) создал электронную фолк-группу Clayhill, Дэвид Айерс (David Ayers) пишет музыку для BBC и театральных постановок...
Пришло время создать новый проект и Ричарду Тэйру (Richard Thair), основателю и вдохновителю Red Snapper. Помимо многочисленных совместных проектов и сессионных работ с различными музыкантами, сейчас он - известный в Бристоле, Интернете и окрестностях dj и радиоведущий. TOOb - это его дуэт со вторым экс-участником Red Snaper, известным электронщиком ДжейкУаном (Jakeone), по совместительству директором лейбла Flameboy Records, чьи пластинки есть у каждого уважающего себя DJ.
Вместе они - и не Red Snapper, и не dj-проект. Хотя, безусловно, свою аудиторию этот тандем найдет с легкостью. Ведь TOOb взял от двух отцов-основателей лучшее: склонность к синтезу живых инструментов и вертушек, стройных мелодий и четких ритмов, танцпола и академической импровизации. ДжейкУан - не просто "еще один модный юноша с "Макинтошем" и микрофоном", а Рич Тэйр - действительно хороший барабанщик.

В Москве парочка появилась на презентации своего дебютного альбома "How to Spell TOOb", изданного компанией FeeLee. Этот альбом мы обязательно выложим в скором времени на Звуки, а пока вам следует понять следующее: концерт не имел ничего общего ни с трек-листом этого альбома, ни с недавним выступлением дуэта на NokiaLab в Питере. Тем не менее, удовольствие, которое вас ожидает от прослушивания диска, предугадать нетрудно.

Прежде всего стоит объяснить, чем отличается концертная программа TOOb от CD: просто всем. Альбом предлагает даб, хаус электро и брейкбит с женским вокалом, бэк-сэмплами и элементами эйсид. Больше всего этот альбом похож на свалку полезных и бесполезных предметов, роясь в которой, можно откопать то красивую басовую партию, то интересные фанковые зарисовки. А на концерте в "Тоннах" мы получили классическое "прямое" танцевальное техно с живыми ударными, обилием сэмплов и импровизированными бэк-сэмплами. Чувствуете разницу? Если нет - прекратите читать этот отчет.

ДжейкУан приковывал к себе внимание всю первую половину вечера: многие слушатели стояли, вытянув от напряжения шеи, и пытались понять, что происходит на экране его "Мака". В пеструю канитель смешивались мелодии, брейки и голоса, сплетались и расплетались сюжетные линии, а понизу шел ровной разделительной полосой уверенный тэйровский ритм. Но чем дальше, тем становилось очевиднее, что мелодика композиций довольно однообразна, эксперименты рутинны, а все новые (действительно интересные) саунд-находки встречались с неуклонно гаснущим энтузиазмом. В большинстве своем публика вошла в ритм и сосредоточенно двигалась, не забывая иногда ищущим взором окинуть музыкантов.

Казалось бы, что удивительного? Ночь, душный клуб, толпа, желающая потанцевать. Но многие слушатели нервно переговаривались, и из разговоров становилось понятно, что они подспудно ожидали услышать на концерте какие-то давние, еле различимые отголоски Red Snapper. Может быть, надеялись, что сейчас Тэйр, как фокусник из шляпы, достанет из бочки вокалистку или виолончелиста?..

Надо сказать, при общем благосклонном восприятии публикой музыки TOOb общая нервозность и состояние напряженного ожидания витали в воздухе. Музыканты, видимо, почувствовали, что прыгает и танцует только та часть зала, которая стоит поближе к сцене, поэтому обрубили сет через час после начала выступления и на бис ничего играть не стали: сослались на усталость и ушли, вежливо попрощавшись.

28.08.2005, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)