SZIGET  Письма с острова Сигет. 2005, день 7, последний.

Последний день Сигета неминуемо ставит нас перед необходимостью ускорить темп в перемещении по острову: столько всего осталось неосмотренным, неуслышанным, неопробованным! В заключительной части нашего репортажа - The Hives, Good Charlotte, Dreadzone, Buena Vista Social Club, Khaled, талантлиыве незнакомцы, звуки оргазма и немного фактов...

16 августа: а мы все в белом, звуки оргазма, алжирский поп, дреды и цифры.

Последний день Сигета неминуемо ставит нас перед необходимостью ускорить темп в перемещении по острову: столько всего осталось неосмотренным, неуслышанным, неопробованным!
С грустью признав, что из 58 объектов, расположенных на территории фестиваля, освоена едва половина, мы по традиции отправляемся в Luminarium - огромное резиновое изделие, внутри которого можно перемещаться под тихий эмбиент. Там, устроившись поудобнее, мы разрабатываем план действий: надо не забыть пробежаться по крайним сценам, обязательно успеть рассмотреть все увеселения... и, конечно, не забыть про шоппинг! На Сигете рябит глаза от палаток, магазинчиков и даже супермаркетов. А у меня имеется и личная программа: предыдущей ночью я потеряла свой мобильный телефон, и добрый незакомец по имени Льюис обещал принести его в пресс-зону. Нервничаю и жду назначенной встречи.

Выполняя задуманное, мы краем глаза зацепили выступление датчан Beatsteaks - облегченный гитарный рок с небольшими вставками на губной гармошке и мелодике. Задержались в Roma Tent на Tescol Banda - очень интересном оркестрике, соединяющем в своем творчестве "корневую" цыганскую и модернизированную славянскую традицию. На венгерских металлистах Morpheus даже задерживаться не стали: слишком агрессивно и неразборчиво для начала хорошего вечера.

На главной сцене в этот день невозможно пропустить шведских красавчиков The Hives - банду в белых костюмах, выглядящую комично, но звучащую очень здорово: достаточно услышать их последний альбом "Tyrannosaurus Hives", чтобы в этом убедиться.
Солист группы, похожий на Илью Лагутенко, хаотично носится по сцене, чуть не выпадая в толпу и откалывая уморительные номера, сопровождая все это забавными рожицами. Ему аккомпанирует состав, словно вылезший со страниц комиксов: два лощеных невозмутимых гитариста и комичный толстый басист держатся поближе к рампе, ловкий барабанщик жонглирует палочками и выдает смешные сольные партии. А звучат со сцены перелицованный в мажор гранж и слегка утяжеленный рок-н-ролл. Даже когда шведам становится жарко. и они избавляются от своих роскошных белых пиджаков, выглядят они весьма достойно... ну, а песни становятся все резче, агрессивнее и похоже на пост-панк от номера к номеру.

По окончании выступления Hives на вахту заступают местные рок-затейники Sex Action, а мы планируем перебраться на world stage, где Buena Vista Social Club презентует интересный кубинский проект. Но тут происходит непредвиденное. Уже дойдя до края поля, мы слышим, как со сцены раздаются звуки оргазма: сотни засемплированных женских стонов. И тут мужская половина нашей компании, как по команде, автоматически разворачивается и направляется обратно, к сцене! Пожалуй, на этом примере можно писать научную монографию "биология и ее роль в современном шоу-бизнесе", однако этим я займусь, пожалуй,в следующий раз. А сейчас нас ждет world-сцена, по дороге к которой, затрудняя движение, марширует огромный веселый отряд барабанщиков. Часть компании отправляется на wan2 слушать отряд японских гангста-стэпперов Hida Jimbo, руководимый прыгучим и вертким Shiuchi Hidano.

Кубинский состав под управлением 72-летнего трубача Manuel Guajiro Mirabal оказывается поистине великолепен. Удивительной красоты гитарные соло в исполнении пожилого негра, трогательные и щемящие партии на саксе и трубе, горячий латиноамериканский солист - перед нами разворачивается богатейшая палитра кубинской народной музыки в красивых джазовых обработках. Все это великолепие звучит весьма современно, и танцевать под такую музыку - сплошное удовольствие.

Из рыбацкой деревни - в рабочий район: американские пролетарии из Good Charlotte собрали перед главной сценой толпу перемазанных тушью девиц и разукрашенных лозунгами парней. Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем! - у солиста, который почему-то постоянно держится за промежность, вид поистине революционный, завладеть вниманием аудитории ему удается с первых мгновений. Перед сценой тут же образуется невероятный слэм. Музыка команды представляет собой агрессивный поп-панк, объясняемый вовсе не неумением играть, а просто отсутствием воспитания.

Наше внимание задерживается на алжирской попсе: Khaled, любимое детище BMG/Sony, "король раи", приехал закрывать одну из фестивальных сцен. Если вы не знаете, кто такой Халед, включите радио - и через некоторое время услышите там его любовный клич "Aisha, Aisha!", хит-сингл с последнего альбома "Ya-Rayi". Вспомнили?
Нет ничего удивительного в том, что сегодня все присутствующие ждут от Халеда исполнения именно "Аиши", а хитрый алжирец приберег ее на бис. Правду сказать, ему есть, что продемонстрировать публике: как-никак, он играет уже больше 30 лет, а "королем раи" его провозгласили все 20 лет назад. Томная, похожая сразу на всю арабскую попсу, музыка Халеда дополняется его колоритным образом: высокий сильный голос, быстрые масляные глазки, буйная шевелюра, вкрадчивые манеры... Заходи, красавица, посмотри на мой магазин! Но вот звучит долгожданный хит - пора двигаться дальше.

На сцене Wan2 выступают мои любимцы Dreadzone - британские экспериментаторы, авторы уникальных коктейлей из даба, техно, транса и брейкбита. Безукоризненный вкус, свойственным английским командам,- отличительная черта этой танцевальной музыки.
В зале яблоку негде упасть, все качаются в ритме даба и выкрикивают раста-лозунги. Достаточно скупая инструментальная секция с блеском дополняется разнообразным вокалом и ненавязчивой электроникой. Жаль только, что звук в этот раз выстроен отвратительно: травматические сабвуферы буквально выключают уши нашего фотографа.

Последняя ночь на острове: море огней, танцевальный сет Пола Ван Дайка (Paul Van Dyk), вино, дождь. Мы бредем в отель, переполненные спиртным впечатлениями. Наши спутники, которых год от года становится все больше, активно обсуждают события прошедшей недели.

Немного цифр и фактов:
По данным организаторов, этом году Сигет побил сразу несколько рекордов. Рекорд посещаемости: более 400 000 проданных билетов. В одну только субботу на территорию фестиваля прошло 45 тысяч человек - невзирая на непогоду. Это если учесть, что некоторые посетители просто живут на острове всю неделю. Таким образом, фестиваль смело можно называть самым популярным в Центральной Европе.
Бюджет фестиваля составил 8 миллионов евро.
Рекордное число музыкантов: Более 170 выступающих групп из 50 стран представили народу всю палитру современной музыки.
На больших европейских фестивалях никогда не обходится и без социальных акций: в этот раз Сигет поставил мировой рекорд и рекорд Гиннесса, собрав на поле толпу в 3000 человек, надевших красные футболки в поддержку Национального Центра сбора крови.
Рекордным было и количество посетителей из России: по нашим данным, около 100 наших соотечественников прибыли в этом году на остров и разделили с нами радость пребывания на фестивале.

Давайте ставить рекорды вместе! До новых встреч на Сигете!

22.08.2005, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)