ФЕСТИВАЛЬ  Мы любим танцы-танцы-танцы...

Пока одна прогрессивная часть человечества отрывается на заграничном Зигете, другая, не менее прогрессивная, оставшись в Москве, пляшет на Каретном. В минувшую субботу в запылившемся и разморенном духотой городском парке всем было хорошо. Потому что ничего веселее танцев под живую музыку попросту нет.

Пока одна прогрессивная часть человечества отрывается на заграничном Зигете, другая, не менее прогрессивная, оставшись в Москве, пляшет на Каретном. В минувшую субботу в запылившемся и разморенном духотой городском парке, посреди клумб, газонов, ресторанных веранд и театральных зданий состоялся фестиваль "Танцы" в саду Эрмитаж, который обещал стать самым зажигательным мероприятием сезона. Во-первых, потому что в списке приглашенных значились команды из самых танцевальных стран на свете от Ирландии до Сенегала, во-вторых, потому, что его устраивал Алексей Паперный, вездесущий хозяин "Китайского Летчика", и, по совместительству, музыкант, а в-третьих, потому что ничего веселее танцев под живую музыку попросту нет.

Поскольку танцы - это наиболее цивилизованный вид буйства, все происходило на редкость для московских open-air'ов прилично: охрана вежливая, никакого ОМОНа, пиво продается хорошее и почти нет русских групп. Да и сам "Эрмитаж" - одно из самых приятных в столице мест для прогулок и посиделок.

На входе в парк все вроде бы как надо - красивые люди отдыхают, попивают пивко, расположившись на газоне. Великолепный красный "Бьюик" встречает гостей... На сцене - Corey Ledet & His Zydeco Band. Эти ребята из Луизианы знают свое дело, стоять спокойно под музыку может только глухой - и толпа вокруг танцует, как может. К счастью, и место есть - к сцене можно подойти сравнительно беспрепятственно. Можно наблюдать приплясывающего неподалеку Паперного. Первые американцы зажгли, но, увы, на этом выступлении танцы и закончились. Когда объявили следующий сет - англо-индийской формации Strings - люди хлынули к сцене и уже практически не отходили от нее. Вдруг стало ясно, что народу пришло гораздо больше, чем можно было предположить. И для танцев тут слишком тесно. Только на задних рядах кто-то в прострации умудрялся двигать телом в такт восточной музыке.

Strings - группа занимательная во всех отношениях. Понять, сколько там человек не представляется возможным - участники сменяют друг друга как в калейдоскопе. Сначала появляются три девушки и исполняют истинно индийский танец в лучших традициях индийского кино - живьем это смотрится даже приятно. Затем появляются сами музыканты и выдают настоящий "Болливуд" - развеселое этно-диско, адаптированное для европейского уха.

К пяти часам масса людей разделилась на две части - тех, что пьют пиво лежа, и тех, которые пьют его стоя и слушая Маркшейдер Кунст. Без русских групп все-таки никак нельзя было обойтись. Наше счастье, что организаторы выбрали этих кинематографичных ска-кубано-серферов, все могло быть хуже. Маркшейдеры спели свой "Best of...", чем привели публику в восторг. Среди зрителей были замечены и уже выступившие музыканты. Все было очень похоже на своеобразный "слет по обмену премудростями".

Далее на большую сцену поднялись пионеры нео-свинга Royal Crown Revue - невероятно харизматичные парни в шикарных гангстерских костюмах. Их музыка, наверное, больше всего располагала к настоящим танцам, но никто, кроме специально обученных танцоров, уже не мог изобразить ничего вменяемого - действо стало очень похоже на самый обычный, стандартный концерт. Но и это неплохо, если хорошая музыка исполняется на качественном звуке. А звук, надо сказать, в этот вечер был отменный. Royal Crown Revue потчевали москвичей блестящим, как их медные дудки, чикаго-джазом с рокабилльными соло на гитаре и комичным вокалом - сочетание, надо сказать, не совсем обычное. В целом, Revue производили впечатление некоего клона с Brian Setzer Band. Жаль, они не учли, что гения Сетцера ни скопировать, ни повторить невозможно.

Часовой перерыв оказался очень кстати - такой энергетический поток очень сложно перенести, ни разу не присев. Вокруг открылась масса маленьких сцен, на каждой показывали свою удаль местные банды, на самые разные вкусы - от брейк-дансеров до стройных выносливых балерин, танцевавших дольше всех, от наряженной в школьную форму группы Корабль, впервые прозвучавшей адекватно своему уровню школьной самодеятельности, до Центрального Военного Оркестра Министерства Обороны РФ. Измочаленные, но еще живые зрители стали подтягиваться к главной сцене. Там ждали одну из самых интересных команд вечера - ирландских этно-панков Neck.Они частые гости легендарного Гластонбери, а сейчас обкатывают новый альбом "Sod 'em & Begorrah". После свинга и Болливуда они выглядели совсем уж странно, но таков был замысел - объединить несочетаемое. Нельзя было не улыбнуться, глядя на миниатюрную скрипачку рядом с огромным гитаристом. Их зажигательный панк с волынкой, скрипкой и банджо прозвучал как выстрел - очень неожиданно и громко.

Все было бы отлично, но как раз в этот момент разверзлись хляби небесные. К выступлению Паперного редкие капли превратились в ливень, так что хозяина фестиваля пришлось слушать сидя под сценой. Поэтому честно и откровенно могу заявить, что сам Паперный танцевал у меня на голове. Промокшие, но довольные зрители потянулись обратно к главной площадке послушать хедлайнеров вечера Orchestra Baobab - одну из самых известных сенегальских групп. Для Сенегальской музыки - они, по выражению представлявшего группу Боли, их земляка и вездесущего московского тусовщика - как Пушкин для русской поэзии. Выходит, что если бы Пушкин жил в Сенегале, то играл бы он и африканскую сальсу. После угара Neck - отличный чиллаут.

Вымокшие, но довольные, все разбрелись по домам. Все равно за тучами не видно неба. А было бы видно, то сидели бы и смотрели, как танцуют звезды - ведь именно в августе - самый большой в году звездопад...

16.08.2005, Григорий ВЕНГЕРОВ (ЗВУКИ РУ)