SZIGET  Письма с острова Сигет. 2005, дни 1 и 2.

Первый репортаж с фестиваля Sziget: остров встречает новых гостей, а мы - старых друзей. В первые два дня уместились впечатления от концертов Ska-P, Morcheeba, Accept, Underworld, Натали Имбрулья... и многих, многих других.

10 августа: антиглобалисты, рокировки и афрокаверы.

Здравствуй, Sziget, я снова дома. За годы радости, проведенные на Дунае, я расплачиваюсь зависимостью, которая сродни наркотической: привычка к хорошему звуку, доброжелательной публике и крепкому составу выступающих команд сделала меня безнадежным снобом. Мои рассказы об этом фестивале совершенно точно не могут передать всей полноты ощущений, однако их задача - не в этом. Я просто хочу, чтобы в следующем году ты, мой дорогой читатель, оторвал задницу от стула, а глаза - от монитора, отложил на поезку деньги, заначенные на покупку очередного пылесоса или мр3-плеера, и рванул с нами на этот благословеный остров. В этом году так сделали многие читатели Звуков, с которыми мы шатаемся от сцены к сцене и весело обсуждаем события прошедших дней, радуемся новым впечатлениям, исследуем остров, каждый раз открывая для себя все новые и новые чудеса. Я надеюсь, что в следующем году ты тоже переживешь Главное Приключение Лета, и оно не будет иметь ничего общего с грязью и жестокостью русских open-air'ов...
Ширится и укрепляется состав "Sziget team" - журналистского корпуса, пишущего и снимающего на Сигете. Алан, фотограф из Парижа, привозит всем подарки. Алессандра, кореспондент из Италии, хвастается новым бойфрендом и своей фотографией Папы Римского на обложке "Time". Седрик, Роксана, французская команда, делающя фильм о фестивале... Все они тоже стали за эти годы близки нам, и мы встречаемся в пресс-зоне как потерявшиеся бизнецы из мыльных опер. Это - тоже важная для меня примета Сигета.
Приятно и устраивать мини-экскурсию по острову для новых членов тусовки: всегда обнаружишь для себя нечто новое, либо только что появившееся, либо ранее неразведенное.

Но мы здесь, собственно, за музыкой, и она не заставляет себя ждать. На главной сцене фестиваль открывают наши старые знакомые - испанские панки-антиглобалисты Ska-p. Бодрое веселое вступление - те, кто развалился на травке перед сценой, спешно поднимаются на ноги и принимаются плясать.
Ska-P - панки, которые действительно живут в образе: в этот раз их фургон с оборудованием задержался в будапештской пробке, а для части техники просто не нашлось специальной машины, поэтому их мониторы и примочки доставил на остров... перевозчик туалетных кабинок Toi Toi! Вдоволь нашутившись на тему "дерьмовой группе - дерьмовоз", Ska-P, как обычно, откатывают программу с полной самоотдачей: луженые глотки, переодевания, хождение на ходулях в маскировочной сетке и костюмах Смерти и Дяди Сэма, а также обязательное для всякого уважающего себя панка заголение филейной части сопровождаются звуками волынки, американского гимна и шума воды в унитазе. При полной поддержке публики!

Morcheeba, только что огорошившие нас известием о том, что недавно появившаяся в составе группы Дейзи Марти (Daisy Martey) будет вскоре заменена на новую вокалистку, исполняет исключительно программу с альбома "Antidote", который был записан при участии свежего голоса. Пол и Росс Годфри (Paul Godfrey & Ross Godfrey) галантно представляют Дейзи - и она выпархивает на сцену в наряде с этническим рисунком, словно эльф с большими острыми ушами. Начало сета полностью соответствует программе диска, в которой смешались r'n'b, трип-хоп, регги и психоделия.
Однако дальше Дейзи устает и ее вокал теряет свою воздушность, певица все чаще берет паузы и полностью прекращает вокальные эксперименты. Правда, когда она берет саксофон, его звук органично вплетается в ткань музыки. Но мы еще помним ломовой сет, который отыграли Morcheeba на Сигете в свой прошлый приезд, и сравнение определенно не в пользу Дейзи...

Одну из песен Пол предваряет объяснением: "Мы написали эту песню и посвятили ее себе - двум лузерам, каковыми, собственно, всегда и являлись. Мы тогда сильно напились. Собственно, мы всегда немного под мухой". Звучит:
"I think you're fine -
Everyone loves the looser..."

И вдруг очередную песню Пол посвящает... "русским ребятам, которые сейчас торчат здесь на поле, а еще тем, кто недавно торчал под водой в батискафе". Мы понимаем, что нам только что передали привет. Трогательно.

Наша компания собирается у сцены - пора отмечать первый день Сигета. Усевшись за длинный стол с пиццей и вином, обнаруживаем рядом веселую компанию ирландцев. Немедленно образуется дуэт: русская барышня с ирландским парнем, разделив напополам наушники от iPod, на два голоса поют хиты группы U2. Типичный Сигет.
На главной сцене тем временем уже начал завораживать барышень Шон Пол (Sean Paul) - ямайско-американский мачо, в творчестве которого органично соседствуют хип-хоп, ragga и дискотечная долбежка. Шон скачет по сцене в смешной вязаной шапочке, словно живая реклама энергетических дринков. Во время исполнения хита "Make It Clap" барышни впадают в экстаз... а мы пожимаем плечами и двигаем на World Stage.

Последний концерт дня - сенегальский мастер афрокаверов Youssou N'Dour, чуть ли ни единстенный африканский музыкант, чья популярность в мире находится на уровне мировых поп-звезд. Кстати, Юссу Н'Дур недавно получил "Grammy" за одну из своих работ, записанную с арабскими музыкантами - "Egypt", в которой были использованы суфийские мотивы. Он презентует очень сильный сет: традиционые барабаны и перкуссии соседствуют в нем с электроникой, струнными партиями и бог знает чем еще. Бешеный ритм, потрясающе техничная игра и традиционный африканский вокал вставляют покруче любого техно. В какой-то момент начинается соло барабанщиков, от которого замирает все поле: слаженность и изобретательность музыкантов просто удивительна.
Мы покидаем world stage с отбитыми ладонями и немеющими ногами. Там и сям раздается музыка, на звук которой хочется пойти, однако сил на то, чтобы стоять, плясать и слушать уже не осталось.


11 августа: дивы, анархисты и маги.

Щедрый на солнце и улыбки день начинается с концерта Натали Имбрульи (Natalie Imbruglia). На ее выступление мы попадаем почти случайно, однако пропустить его, как выясняется, было бы просто преступлением: Натали настолько хорошо поет и двигается, а ее программа оказывается настолько по-хорошему жесткой, что по окончании сета один из наших приятелей задумчиво говорит: "странно, что в России Имбрулья считается попсой, а Чичерина - роком..."
Отличительные особенности выступления заморской героини сериалов, спортсменки и комсомолки: развевающиеся волосы, простенькая футболка с джинсами, сияющие огромные глаза, свежие песни вперемешку с хитами из дебютного "Left On The Middle", перед сценой - огромная толпа итальянцев, кричащих "bella! ciara ti amore!" - и драйв, драйв, драйв.

В перерыве между "большими" сетами мне удается заглянуть и на world, где колдуют странные бельгийцы DAAU: вопреки дислокации, группа играет вовсе не фолк - это джаз, фьюжн и бог знает что еще, исполненное чрезвычайно техничным и юмористически настроенным струнным оркестром. Дуэт Ленски (Buni Lenski - скрипка, Simon Lenski - виолончель) мгновенно покоряет своей гипертехничностью и одновременно - какой-то невероятной легкостью, но когда вступает кларнет или аккордеон, возникает полное ощущение, что тебя просто-таки накачали счастьем.

А вот и старые знакомые - Anima Sound System. Очень здорово, что в минувшем году группа смогла посетить Москву, - правда, жаль, что как раз на этот период пришлись перестановки в составе команды, так что всей мощи выступления венгерских электронщиков и танцевальных магов москвичи не оценили. В этот раз колоритный лохматый солист и не менее колоритная вокалистка составляют прекрасную яркую пару. Музыка стала чуть жстче, чуть категоричнее, в ней более резко простравлены акценты и совсем не ощущается следов былого "корневого" даба, которым венгры баловали нас ранее. Но и новые композиции группы звучат на удивление здорово.

К вечеру на главную сцену начинают стекаться люди со всех краев острова. Здесь ожидается сет Underworld - один из козырей нынешнего Сигета. Авторы нетленного саундтрека к фильму "Transpoiting", словно два алхимика, появляются в мертвенной темноте перед длиннющей панелью управления и начинают саундчек. Постепенно саундчек перерастает в собственно концерт, и тут вступает тяжелая артиллерия: лазеры, транс и техно-подложки, плотный качающий ритм обеспечивают обрамление артистичному чернокожему вокалисту. Сет-лист хорошо салансирован и содержит все элменты, необходимые для полноценного питания здоровому организму: "Maaner", "Cowgirl", "Dirty Epic", "Rez", "Jumbo", Pearls Girl", "Shudder - King Of Shake"... Ну и, конечно же, не обходится и без знаменитой темы - "Born Slippy". Толпа в едном танцевальном порыве буквально выталкивает на поверхность девушку, размахивающую огоромным красным сердцем.

Одна из проблем Сигета - одновременно на разных площадках могут играть очень хорошие группы из совершенно разных жанров. До металлической сцены мне приходится буквально бежать: так не хочется пропустить выступление легендарных Accept. Но жалеть об этом не стоит: плотненький, кругленький Удо Диркшнайдер (Udo Dirkschneider) и его бравая хеви-команда делают всех. Они бодры, колоритны и умеют принимать эффектные героические позы, но не чужды юмора: в качестве проигрыша могут, к примеру, запросто использовать знаменитую тему из арии Мефистофеля, как это днем ранее проделали легкомысленные Ska-P. Или вдруг примутся прыгать совершенно несерьезным образом...

На часах - полночь. На Wan2 - анархисты в красном: International Noise Conspiracy, чьи агрессивные хиты в стиле хард-кор не дают спать конформистам. Если вы когда-нибудь заходите посмотреть на чемпионов по прыжкам в высоту среди музыкантов, обязательно посетите INC. Если выживете - не пожалеете.
Устало бредя по аллее к выходу, всей компанией принимаем решение "поболеть за своих" - Noiz Orchestra, в составе которого играют музыканты из любимой группы Дети Пикассо. Однако почему-то в расписании сцены наблдюдается сдвиг минимум на полчаса, из-за чего мы попадаем прямиком на местную группу Masfel - взрывное электронное безумие в сопровождении авангардного саксофона. Устоять невозможно, танцевать хочется с первых услышанных нот. Видимо, именно так и стоило закончить день: полностью исчерпав внутренние резервы. Как мы переживем следующие дни? - нам и самим это страшно интересно...

Продолжение следует.

12.08.2005, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)