ФЕСТИВАЛЬ  "Рыбка" живая и вяленая

Карельский фестиваль "Рыбка" - это место, где рок-музыка и способ ее описания из обязанности превращается в удовольствие, эмоции чисты и первозданны, а слова "дружба" и "братство" не кажутся глупыми клише.

Июльские вояжи объединенного московско-питерского журналистского корпуса в карельский город Сегежу на фестиваль Рыбка" давно уже стали традицией и чем-то напоминают выезды на дачу. Не в смысле праздного валяния на солнышке и дружеских посиделок с употреблением разного рода напитков (хотя и это включено в обязательную программу, причем не гостями, а организаторами фестиваля), а в смысле общего позитивного и нестрогого отношения к происходящему. Работа здесь плавно перетекает в отдых и наоборот, и отследить, где начинается одно и заканчивается другое, решительно невозможно. При этом даже непосредственное выполнение служебного долга свершается без оголтелой суеты, в режиме неформальном и произвольном, но с максимальной увлеченностью и вовлеченностью. Где еще солидные, в общем-то, мужчины и женщины из солидных же столичных изданий так самозабвенно будут плясать русскую под Ворона Кутха, рок-н-ролл под Dobson Trio или же изображать "политический балет" под пафосные песни Большого Роко? Где еще они станут столь пылко убеждать некую причастную к местной рок-жизни барышню, что "Рыбка" по сравнению с престижными российскими open air'ами - вовсе не отстой, а, напротив, сущий заповедник, который надо холить и лелеять, которому надо обязательно помогать, но ни в коем случае не превращать его в клон многотысячных пивных игрищ? Где еще они (то есть мы) могут с таким восторгом фотографироваться в обнимку с небывало пушистым уличным котом, загорать под памятником Ленину, брать по три порции гуляша в столовке, будто вынутой из брежневских времен, или, как в прошлом году, спать на полу и устраивать спонтанные перфомансы на утреннем шоссе среди леса?
Фестиваль "Рыбка" - это такое специальное место, где рок-музыка и любой способ ее описания из обязанности превращается в удовольствие, эмоции чисты и первозданны, а слова "дружба" и "братство" не кажутся глупыми клише. Какой столичный фестиваль может похвастаться таким воздействием на циничную и умудренную опытом журналистскую братию? Что-то не припомню...

Каждый раз, когда мне приходится писать отчет о "Рыбке", в душе борются два противоречивых желания: сохранить впечатления в личном пользовании, делясь ими лишь с посвященными, или рассказать обо всем широкому кругу читателей и слушателей, неизбежно теряя на ходу большую долю мелких, частных, но составляющих всю соль фестиваля подробностей. И каждый раз выбор падает на второй вариант, - потому что "Рыбка" все-таки проводится не только ради моего удовольствия. Там выступают музыканты, и для некоторых "Рыбка" - один из нечастых шансов заявить о себе. Туда приходит сегежская молодежь, и для некоторых "Рыбка" - единственный способ услышать живые, настоящие рок-группы. И, наконец, в каждую "Рыбку" вкладывают кучу сил и нервов организаторы, - и надо, чтобы их дело не прошло незамеченным.

Итак, Карелия, Сегежа, ДК Бумажников (то есть работников целлюлозно-бумажного комбината), 22 и 23 июля. Девятый фестиваль "Рыбка".
Имена, факты и комментарии.

Фестиваль традиционно открыли Берега, - фолк-рок-группа, состоящая в основном из организаторов, и поэтому всегда принимающая первый удар на себя. В этот раз, к их счастью, никаких форс-мажоров в начале не случилось, а звук и вовсе оба дня был стабильно неплох, так что и Берега прозвучали нормально. Запомнилось мастерское финальное соло на губной гармошке в исполнении гитариста Сергея Костюка.

Далее на сцену поднялся некто Шкурибас - рок-бард из Петрозаводска, сказать о котором решительно нечего. Ни вокальных, ни поэтических, ни музыкантских талантов, ни даже мало-мальской харизмы в нем заметить не удалось, что резюмировалось записью в блокноте: "тоска зеленая".
Игравшие следом Indigo Junks (Северодвинск) тоже, в общем, оригинальностью не блистали, но были намного бодрее и искуснее; исполняли нечто с уклоном в бритпоп и прочую "давно модную гитарную музыку".

После этого собравшихся порадовала вышеупомянутая тульская команда Ворон Кутха. Правда, из оригинального состава в ней наблюдался только вокалист/гитарист/автор песен Дмитрий Мулыгин, другие же музыканты (питерская скрипачка Вита и аккордеонист Фома из города Полярные Зори) были собраны спонтанно, - что, впрочем, не испортило впечатления от музыки. Ворон Кутха играют "русский фолк-рок", где от русского рока - истовость и задушевность, а от фолка - корневая дремучесть. Эти песни правильнее слушать не в зале, а где-нибудь в поле или в лесу. Мулыгин (по основному роду занятий фермер) и его соратники, похоже, и сами это понимают, - недаром они оба дня так увлеченно сейшенили и на бульваре, и на пляже, и во дворе ДК, доказывая делом свою близость к народу, а заодно и зарабатывая на хлеб насущный.
Однако финальную песню фестивального сета, являвшую собой постмодернистскую смесь строчек из "Рок-н-ролл мертв" и Алисы с музыкой Лицея, вполне поняли и оценили далеко не все собравшиеся...

Истинным украшением вечера - в том числе и визуальным - стал минский коллектив Alles Mein. При напрашивающемся сопоставлении с Мэрилином Мэнсоном (Marilyn Manson) больше всего они напоминали Семейку Адамс на выезде, а разнообразие и стильность сценических костюмов заставили бы рыдать от зависти любую столичную готик-формацию. Отец Морфей щеголял в облике то Люцифера, то милитаризированного упыря, Скво в венецианской маске, кринолине и рваных чулках сочетала повадки ведьмы и шлюхи, а по углам сцены угрюмо рубились два зомбических басиста. К распятию куклы-младенца и прочим плановым элементам шоу удачно добавились внеплановые, - например, когда гитарист Blaze элегантным пинком сбросил в зал фаната, забравшегося на сцену и топчущего драгоценную примочку... При этом по вокальным раскладам и отчасти по текстам все это неуловимо напоминает классический Урфин Джюс, и жаль, что как раз на тексты почти никто из слушателей, ослепленных шокирующим маскарадом, внимания не обращает, - а стоило бы.

Гордость Сегежи и окрестностей, 70-летний хард-гитарист Герман Фирсов, который "рок еще при Сталине играл", на этот раз выступил не соло, как обычно, а в сопровождении группы, и тем самым испортил все, что мог. Ибо группа звучала как худший образец советских "филармонических" коллективов, а хрипатый вокалист не взял, кажется, ни одной правильной ноты.
Затем в природе случилась гроза, а в зале - питерские Бироцефалы: четыре здоровенных облома плюс пай-девочка Даша с аккордеоном, наяривавшие развеселые песенки про пиво и разбойников. Все это называется "этно-сайко-ска-панк", но постоянно привлекает кучки скинхедов и просто шпаны, устраивающей драки возле сцены. И в этот раз не обошлось без потасовки, которая имела следствием разряженный баллончик с перечным газом и досрочное окончание фестивального дня.

Второй день начался с выступления алтайского барда Тома Цоера (в миру Игоря Букашева) - по-панковски хулиганистого и по-хипповски лиричного, вызвавшего смутные ассоциации с покойным Веней Дркиным. Однако светлое настроение, созданное им, основательно подпортил вышедший следом на сцену петербургский коллектив с дурацким (применительно к жанру, да и вообще) названием Каббала. Играли они некий нью-пауэр-метал, причем очень долго и ужасно нудно. Неинтересный голос, неинтересные тексты, неинтересная музыка... Определение, найденное для Шкурибаса, обогатилось новым словом: "тоска зеленая с плесенью".

Зато уж на выступлении петрозаводских Dobson Case (по случаю изменений в составе срочно перекрещенных в Dobson Trio) тосковать никому не пришлось, ибо играли они рок-н-ролл с оттенком каджуна, и делали это отменно: сущие Creedence, да еще в чрезвычайно качественной подаче. Исполняли стандарты, закончили "Глорией", - что еще нужно для счастья? Плясали, естественно, все.

А вот применительно к их землякам из Диктатора Дубова ни о каком качестве говорить не приходится, ибо большая часть группы была пьяна в сосиску. Исключение составляли бас-гитарист, который, естественно, не мог исправить положения, мрачная скрипачка и бедная девочка-бэк-вокалистка с бубном, которая периодически воображала себя Янкой и пела печальные песенки "за жизнь" - очень корявые и очень мимо. Все вместе звучало настолько чудовищно, что даже вызывало некий болезненный интерес - по принципу "так не бывает".

Юное сегежское панк-гранж-трио Funky White Fine, в прошлом году особых эмоций не вызвавшее, на этот раз произвело меж нами небольшой фурор, - в основном своим барабанщиком по прозвищу Ваниш, артистизм которого не поддается описанию. Именно он оказался лицом и главным шоуменом группы, работая совершенно не эргономично, но чертовски красиво и при этом достаточно точно. У парня большое будущее, и оно наверняка будет связано не с родным городом. Сегежа для него явно тесновата.
Еще одна местная панк-группа Черепа, в прошлом году отличившаяся, наподобие Диктатора Дубова, исключительной херовостью исполнения, на этот раз как-то подсобралась и чему-то научилась. В связи с чем стала просто-себе-группой, уже не позорной, но пока еще ничем не выдающейся.

Нет, и все-таки в этом году "Рыбка" удалась на славу, - давно не приходилось испытывать таких противоречивых впечатлений за несколько фестивальных часов. Радость (Том Цоер), скука (Каббала), восторг (Dobson Case), отвращение (Диктатор Дубов), восхищение (Ваниш) - и вот на сцену выходит беломорский состав Большой Роко, и передать эмоции, возникающие в процессе их прослушивания, одним словом невозможно. Вокал никакой, но поет человек правильно; музыка больше всего напоминает советскую эстраду, с колебаниями в диапазоне от Крематория до ансамбля политической песни (и пляски); тексты почти КСП-шные и невыносимо патетичные; все в целом звучит довольно смешно, но не противно. В целом - уродство, но по-своему обаятельное.

А напоследок над фестивалем пронесся ураган под названием Оргия Праведников. Долгожданные хедлайнеры провели накануне немало томительных часов в остановленном из-за грозы поезде (отключены электричество и связь, заперты туалеты, кончилась еда, - прямо-таки военное положение), что никак не сказалось на мощи их выступления. Мы, наблюдавшие Оргию неоднократно и в Москве, и в Питере, могли перешептываться меж собой, что Калугин, конечно, не вполне ловко чувствует себя без гитары, в роли освобожденного вокалиста, что программа была весьма короткой и максимально облегченной (видимо, "под провинцию"), что флейтист Юрий Русланов выглядит в большей степени фронтмэном, чем ему, быть может, положено... но это все детали привычного восприятия, а сегежские неофиты были сметены и покорены безвозвратно. Даже упомянутая в начале барышня, ходячее воплощение скептицизма, призналась в финале, что выступление Оргии оправдало в ее глазах весь фестиваль. Вообще-то "Рыбка", на мой вкус, нуждается вовсе не в оправданиях, а скорее в моральной и материальной поддержке, - но и любое позитивное мнение ей на пользу.

Ну а если мой отчет показался вам слишком сухим и беглым, вернитесь в начало статьи, изучите заново два первых абзаца и не судите строго. И делайте выводы, главный из которых: лучше один раз увидеть и услышать вживую, чем сто раз прочесть. А на будущий год присоединяйтесь к нам и поезжайте в Сегежу, на десятую, юбилейную "Рыбку". Не пожалеете!

07.08.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - "Рыбка" живая и вяленая - ваше мнение о статье
  • ...и я там был гашиш курил ;-)
    Написал(a): Мерзьлякъ, 10/08/2005 19:53
  • по здра вля ю!
    Написал(a): Демо, 08/08/2005 13:24
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить