Основное отличие шведской рок-музыки от русской - в отношении к ней публики, и, соответственно, в результатах обратной связи. Шведы в гораздо меньшей степени считают рок той формой, в рамках которой можно сказать и услышать что-либо серьёзное и важное. Шведская публика куда более образована, но и куда более равнодушна.
31.07.2008, К. ВАСИЛИЙ (ЗВУКИ РУ)
Плохая статья.
"Российскому любителю зарубежной поп-музыки может показаться, что Tiamat, Opeth или хотя бы Lake Of Tears сопоставимы по значимости с ABBA, но это совершенно не так."
А где тогда хотя бы упоминания о шведской панк- и хардкор-сцене, шведском красте, одном из сильнейших в мире, о думе, о smdm? Не было ни Entombed, ни Hellacopters? A Asta Kask?
Не упомянуть ни Nomads, ни Leather Nun?
А шведский индастриал? А гараж, а серф?
Ну, если же речь главным образом о "раскрученности" и "ротациях", тогда - понятно.
Никто и не спорит с тем, что она должна быть в Швеции популярна на уровне с АВВА или местным хип-хопом. Но статья как бы представляет разные грани шведской музыки. Металл музыка в каждой европейской и большинстве стран обеих Америк имеет уже более двадцати лет устойчивые группы поклонников. И в рассказе про каждую подобную державу следует обозначить есть ли там своя металл-сцена или слушается 'импортное'.
То, что в Швеции любителей металла хватает, говорит факт скорострельной покупки билетов на Айронов: думаю, что вряд ли круг интересов тех, кто был на этом концерте, ограничивается британцами. Шведский металл - известная и зарекомендовавшая себя в мире марка. Речь здесь не о Lake Of Tears, которые в России популярны более, чем где-либо ещё: хорошо знаю, что даже в некоторых постсоветских республиках в среде поклонников металла это средне известный коллектив, да и в целом - они не определяют лицо металла из Швеции. Скорее надо назвать Therion, Opeth, вспомнить про блэк и дэт металлистов из Marduk, Bathory, At The Gates. Никто не просит писать о том, что они там занимают первые места в хитах, без остановки играются по радио и т. д. - все понимают, что это не так. Но они не имели бы никакого шанса на контракты с серьёзными зарубежными компаниями если бы являлись в Швеции маргинесом: пару десятков тысяч поклонников наверняка имеется у каждой из этих групп там.
Иначе десятки (иногда сотни) тысяч экземпляров каждого из альбомов этих групп, проданных в мире, их хорошая мировая пресса, серьёзные зарубежные туры (кроме Bathory) были бы странным явлением. Нет больших афиш в Стогольме? - Но без 15-30 тысяч проданных в Швеции экземпляров не было бы огромных рекламных постеров Тэрион в иных евростолицах, Опэт на обложках
нешведских номеров Молотка, сотен европейских подростков в майках и балахонах этих (ещё Мардука и Батори с Вратами) групп, заграничных интервью с этими музыкантами в предверии выходов новых их новых альбомов и туров, которые (интервью) организовывают серьёзные мировые компании. Тот же Опет в августе будет играть с очень коммерчески успешным Корном, Мардук в октябре будут в Точке, да и вообще имеют весьма серьёзный и обширный тур-лист с заездами в Центральную и Южную Америку.
Я понимаю, что Швеция страна со своим менталитетом и культурой, но не думаю, что культурные пристрастия шведов отличаются от таковых в других странах Скандинавии и Германии так разительно, как это было бы в случае с, например, Швецией и Марокко. Если металл достаточно популярен в Скандинавии и Германии, в скандинавских фильмах в саунд-треках звучат и блэковые мотивы, даже христианские музыканты из Скандинавии часто представляют блэк и дэт (Sanctifica, Extol), в Финляндии металл часто находится на вершине хитов, то можно предположить, что в Швеции металл менее популярен, но точно уж не маргинализирован - свои 100.000 поклонников там должны быть, что для 9 млн нормально.
Статья вообще странная: из неё может сложиться впечатление лишь о том, какой мэйнстрим слушают в Швеции. Неужели там нет пару десятков тысяч поклонников того же джаза, джазовых фэстов?
'Российскому любителю зарубежной поп-музыки может показаться, что Ace of Base и Yaki-Da сопоставимы по значимости с ABBA, но это совершенно не так. Обе группы были откровенно коммерческими проектами, ориентированными на импорт, которые сделали свое дело, заработали денег и ушли' - наверное имелось ввиду 'на экспорт'?
Это рассказ о ВНУТРЕННЕЙ музыкальной жизни страны. Внутренняя - это значит внутри. Не снаружи. Внутри границ. Не в Германии, Аргентине или Украине, а в Швеции. I Sveariket. Не верите мне, а ведь не верите - закажите книгу Ларса Лиллиестамма Svensk Rock, издательство Bo Ejeby, одна из самых авроритетных работ на тему, входит в университетскую программу. Стоит порядка 300 крон, плюс доставка, но вы ведь богатые, наверное, раз такие умные и так хорошо осведомлены о культурной жизни Швеции, не живя там. Так вот, на где-то 500 страницах всё эти нижеупомянутые артисты, которые кажутся вам такими выдающимися, либо не упоминаются вообще, либо упоминаются мимоходом, в списках. Многим же из тех, о которых я рассказал коротко и о которых вы до сих пор не слышали и, скорее всего, больше не услышите, отведены главы. Ну и зачем мне здесь, в коротенькой статье, что-то писать об артистах, чьё значение в этом контексте минимально? Дело не в том, кто крутится по радио, тут оно в основном забито таким же гавнищем, как в России, только лучше сделанным, а в том, кто имеет значение и влияние на аутентичном, насколько оно может им быть, шведском культурном поле. Про весь этот блэк и дэт тебе куда лучше и больше в Москве могут рассказать, а про Ульфа Люнделла, которого знает каждый швед, тебе больше не расскажет никто.
Я объясню, что такое маргинес. Первый пример, который мне пришёл в голову: во Львове есть рок-клуб 'Лялька', вокруг которого крутятся молодые команды, играющие хард-кор и ну-металл по-украински. У них стабильная аудитория в несколько сот человек, их известность распространяется на аудиторию в несколько тысяч человек, в основном на З. Украине. В остальной Украине про них знают только критики и глубокие фанаты стиля. У этого направления есть один ежегодный фестиваль в Тернополе, материалы с которого показывает локальное телевидение, про группы временами пишут в местной прессе. На местных радиостанциях временами можно услышать их творения. Записи издаются чаще всего малым тиражом, самиздатом, мп3е версии появляются на сайтах коллективов. Потенциально наиболее удачные проекты могли бы иметь аудитории в пару сотен человек в соседних Польше, Молдове и Белоруссии - дело за организацией концертов в этих странах. В группах играют в основном студенты или работающие люди. Мой хороший знакомый из объективно сильнейшего тамошнего коллектива (он мне про это всё и рассказывал) говорил, что после того, как пара их хитов заимели стабильную радио ротацию и группа стала перерастать средние рамки клубного западноукраинского хардкора, перед ними замаячил профессиональный контракт в Киеве, а в перспективе - туры по Украине и Польше. Если же писать Звуки.ру на Украине или даже только на З. Украине, то можно написать, что кор и ну-металл там маргинализирован.
Это пример - таких десятки в каждой стране. Из статьи про Швецию можно понять, что с металлом там также. Это наверняка не так, что можно понять из той же статьи, читая про раскупку билетов на Айронов. Далее личный опыт - в той школе, которую заканчивал, была практика обмена со шведами - среди группки шведов обычно был хотя бы один сильный любитель тяжёленького (шведы, кстати, были из провинции); один мой знакомый, с которым заканчивал университет, из другой страны, также в своём лицее имел опыт обмена со шведами, рассказывал, что ему попался швед-металлист. То есть нельзя сказать, что с этим стилем там полный каюк - ну наверняка 100 тыс. его слушает.
Мне понятно почему Вы не заострили внимание на металле: наверняка, когда бываете в России и если выезжаете в ту же Германию, при общении с любителями рока, которые узнают, что Вы рокер из Швеции, слышите частый вопрос о шведском металле. Сопоставляя его популярность в Швеции с зарубежной, Вы находите, что на Родине он не столь популярен, поэтому вопросы о нём и удивление могут раздражать; Вы решили показать эту разницу в популярностях, но 'маргинализирован' слишком острое для этого слово, которое, уверен, не соответствует реальности - 'не очень популярен' - хватило бы. На это я и обратил внимание.
Что касается книги. Снова пример. В Белоруссии существуют 3 очень сильных металл-коллектива - Годс Тауэр, Вишез Крусэйд и Асгуард (2 первых уже или распались (ГТ) или временно прервали свою деятельность). Значение ГТ трудно переоценить - в СНГ у них был контракт с 'Союзом', на Западе они считались очень сильным андерграундом, про них писала пресса, на том же Шизгет были хэдлайнерами, вели переговоры с серьёзными лэйблами, но распались - реальная легенда, особенно для Белоруссии. ВК менее известны на Западе, но в СНГ гремели, Асгуард раскручивается одним из сильнейших андерграундых лэйблов США с шансами на серьёзный контракт. Все группы имеют мировой уровень в своих стилях. Есть одна 'беда' - англоязычные. Когда я спросил у людей, которые продюссируют белорусскую рок-музыку, пишут книги статьи, почему они не уделяют этим группам должного внимания, те отвечали, что белорусский рок должен быть по-белорусски. Я говорю: 'так они ж никогда не отрекались того, что они белорусы, наоборот - подчёркивали, в музыке есть фолк-мотивы, в текстах - тоже о Родине (иногда)'. Но белорусы твёрдо стояли на том, что это группы их, в которых играли(-ют) белорусы, но не белорусские, т.к. не по-белорусски поют. И они в своих статьях, на своих фестивалях успешно игнорируют эти коллективы.
Так и автор книги про шведский рок мог посчитать местный металл за явление чуждое шведской музыкальной ментальности и отметить его вскользь.
А фразы типа 'не столь известны как Вам кажется' тоже не оправданы. Это не нам кажется, а Roadrunner, Nuclear Blast. На моём столе лежит августовский номер польского Metal Hammer, где на первой странице реклама концерта Корн и Опет в 10тысячном зале, на третьей - фото тех же шведов. Я не сильный любитель Опет и мне по барабану Терион, возможно Ульф Люнделл мне понравился бы больше последних, но не заметить того, что статья списана с Ваших слов сыро нельзя. Те же Опет работали со Стивом Вильсоном (Porcupine Tree) в качестве продюссера на нескольких альбомах. Интересно нашлись бы на это деньги у маргинальной группы, где играют студенты - мне кажется нет. А из статьи можно понять, что спокойно бы нашлись и ещё б на Рика Рубина остались.
А так сама идея рассказа про шведскую музыку безусловно интересна и информация в ней редкая, но плохо отредактированная.
Спасибо.
Во-вторых, все ваши примеры в обоих постах, обратите внимание, указывают на популярность перечисленных ШВЕДСКИХ групп где угодно - в Польше, Германии, США, Финляндии, даже России, - но только не в ШВЕЦИИ, о которой, собственно, идет речь. Вы делаете странные выводы: если группа фигурирует на обложке НЕ шведского журнала, значит, у нее обязательно много поклонников на Родине. А, собственно, из чего это следует? Василий, кажется, внятно сказал, что большинство шведских металлических групп ориентированы вовсе не на местный рынок, и ваши примеры блестяще подтверждают именно этот тезис. И статья, заметьте, называется "Что слушают в Швеции", а не "какие шведские метал-группы пользуются спросом в других странах".
Хотите схожий пример из музыкальной жизни родной страны? Извольте, ППК. Вы готовы утверждать, что они, несмотря на свои успехи на Западе, имеют у нас многотысячную армию поклонников, сопоставимую, скажем, с Армией Алисы? Или припомните, прошу вас, название отечественной кантри-группы, которая в прошлом году номинировалась на Грэмми. Неужто у нее тоже больше русских поклонников, чем у, предположим, Психеи, которая ни на Грэмми, ни на Оскар, ни даже на Золотую Малину вряд ли когда-нибудь будет номинирована...
Я уж не вспоминаю о пресловутых Modern Talking, на которых полтора десятка лет назад половина девичьего населения СССР/России (много-много сотен тысяч) просто молилась, а в Германии они всегда как были, так и остались никому нафиг не нужны...
Сам слышал про то, какая основная проблема металлистов СНГ при выходе на серьёзный зарубежный контракт. Это как раз таки слабая аудитория в своих странах. Ни одна нормальная международная компания не возьмётся за группу без более-менее ощутимой аудитории на Родине (возможно, если музыкам будет гениальной). Заграницей нужен состоявшийся продукт, который имеет в родных местах некую известность, хорошую прессу, неплохо концертирует - не буду расписываться примерами, поверьте, что в металле это так. Есть какие-то альтернативные полуподпольные лэйблы, которые не приносят международную известность. Роадраннер и т.д. к ним не относятся. Только это я и хотел сказать.
Насчёт Ваших примеров. Они немного не в контексте. ППК - электронный бессловесный проект, типичный клубняк, который раскручивается через интернет - на него никто не тратит деньги, да и аудитория подобной музыки уже, чем у стандартного рока или металла. Вы могли бы представить, допустим, рекламу их концерта в большом зале Праги перед The Prodigy в ведущем чешском журнале об электронной музыке? Модерн Токин. В начале 80х в совке была такая обстановка, что каждый качественно звучащий поп-проект имел бы уровень популярности Битлов в 60х. Отсутствие такой сильной любви к немцам на Родине вовсе не означает того, что они являются там маргинесом - просто диско-поп со стандартной для такой музыки аудиторией. То, что это так подтверждает такой факт, что недавно вышедшая в Германии книга одного из членов группы, где тот рассказывал в том числе и о своих любовных похождениях, имела скандальный характер.
Русским кантри Вы меня, признаю, добили :-). Но это ведь тоже музыка с очень узкой аудиторией в большинстве стран мира, кроме США.
Что ещё заставило меня увидеть сырость в материале. Вряд ли уместно употребление БГ через запятую со Сплином: первый не буду говорить кто, вторые - по большому счёту стандартная студенческая (для студ. аудитории) группа с псевдоинтеллектуальными текстами. Не разбираюсь сильно в летних хитах, но это вроде музыка в стиле тех молдовано-румынов, которые угоняют в клипе русский самолёт. Николаев с летними хитами у меня не асоцируется. Это скорее кит совковой эстрады через запятую с Пугачёвой, Паульсом, Леонтьевым, которые пели (-ют) нечто в стиле 'чуть-чуть АВВА, немного с фестиваля в Сан-Ремо и нечто своё, услышанное из квартиры соседа-фарцовщика'. Но это мелочи.
И я абсолютно не хотел сказать, что разбираюсь в шведских вкусах лучше вас обоих. Просто не согласился с некоторыми прилагательными и всё.
P.S. Вот наваял всё это и подумал, что передо мной была (да и сейчас есть) возможность преподавания, которую не использую, при чём этим наверняка облегчаю жизнь потенциальным студентам :-).
Резюме: никто из нас не должен бы навязывать свои вкусы другим, ибо жизнь намного разнообразнее, чем наши представления о ней.