Patti SMITH  Патрицианка

Патти Смит - поэт и музыкант вне жанровых определений. Одна из тех, кто повлиял на музыку и умы сильнее, чем на чарты и ротации. Она больше, чем "мама панка", а ее первый концерт в Москве - больше, чем просто клубное событие.

Певица, поэт и композитор Патти Смит (Patti Smith) родилась 31 декабря 1946 года в США. Родилась в декабре 1946 года в Чикаго в семье охотника и оперной певицы, выросла на юге Джерси. С детства училась оперному пению, но с той минуты, когда мать купила ей два альбома Дилана, загорелась мыслью песнями добиваться социальной справедливости. В юные годы начала работать на фабрике, тогда же стала писать стихи. В 1967 году переехала в Нью-Йорк и попала в богемный круг отеля "Челси", где частыми гостями были Энди Уорхол, Дженис Джоплин и группы Jefferson Airplane и Velvet Underground.

Тогда же начал проявляться ее оригинальный подход к роковой поэзии, отразивший в себе влияния Дилана, Уильяма Берджеса и Артюра Рембо. В роковый бизнес ее ввел Боб Ньювирт, и в течение 1971 года Патти работала над различными проектами, включая пьесу "Мышиный ковбой", в которой она была соавтором с Сэмом Шеппардом, а также выступление в спецпрограмме по ТВ.

Ее приятель Аллен Ланье из группы Blue Oyster Cult уговорил Патти писать и исполнять песни; в диске группы "Secret Treaties" за 1974 год есть ее песня "Carrer of Evil". Гитарист Ленни Кэй аккомпанировал ей при поэтических чтениях стихов Рембо и Бодлера в церкви св. Марка в Нью-Йорке. У Патти появился все увеличивающийся круг поклонников, когда она начала сотрудничать с изданием "Cream", впервые опубликовавшись там в сентябре 1972 года. У нее было выпущено два сборника стихотворений и поэм, "Седьмое небо" и "Острие".

По совету своей подруги, а позже и менеджера Джейн Фридман, с сентября 1974 года она начала перекладывать свои стихи и поэмы в песни. Тогда же впервые взяла в руки бас-гитару и начала выступать со все большим и большим успехом с сопровождением Кэя и пианиста Ричарда Сола в клубах Манхэттена. Тогда в ее репертуар входили песни Вэна Моррисона "Gloria", Фэтса Домино "Land of Thousand Dances" и прославленная Хендриксом "Hey Joe". Летом того же года записала свой первый сингл "Piss Factory".

А своим первым альбомом, выпущенным в конце 1975 года под продюсированием Джона Кэйла, Патти вызвала шок среди публики и критиков и была воспринята как самое яркое явление в мировой роковой музыке со времен Дэвида Боуи. Даже если слушатель не понимал ни слова из текстов песен, которые вводили в мир темных, неясных и загадочных снов певицы, сам голос Патти и музыка ее группы сопровождения (с 1976 года ее дополнили гитарист Айвен Крэл и ударник Джей Догерти (Jay Dee Daugherty) прочно пригвождал его к месту с первых же аккордов. Как будто начинало волноваться вечернее море: простой и неумолимый удар клавишных, нарастающий темп, шум и грохот, низкий голос Смит.

Нечто общее в манере можно встретить у Грейс Слик или Velvet Underground. Эмоциональный накал песни растет, Патти начинает глотать слоги, а когда высота голоса поднимается до максимума, он срывается на крик.

Этот альбом, за который Патти получила приз парижской музыкальной Академии за достижения в области современной музыки, "лучше, чем первые диски Roxy Music, Beatles, Rolling Stones и Дилана и такой же отличный, как первые у Doors, Who, Хендрикса и Velvet Underground", - писал New Musical Express.

В конце 1976 года вышел второй альбом Смит, выполненный в той же манере - с одной стороны, музыкальный роковый примитив, с другой - туманность образов и высокая эмоциональность. По словам Патти, этот лонгплей она посвятила людям, "которые ложатся спать, не будучи уверенными, что проснутся".

В 1976 году она очень много гастролировала, и учитывая насыщенность представлений Смит и ее экспрессивную манеру выступлений, затраченным ею усилиям могли бы позавидовать Мик Джаггер или Тина Тернер.

23 Января 1977 года Патти во время концерта упала со сцены и повредила себе шейный позвонок. На несколько месяцев она была прикована к постели и вынужденно занялась подготовкой материала для следующего альбома.

Выпущенный в мае 1978 года, диск "Easter" обозначил поворот к богатым аранжировкам и более проработанному звучанию. В значительной степени это было заслугой продюсера Джимми Йовина, известного работой над альбомом Брюса Спрингстина "Born to Run", который создал подобающее окружение для голоса певицы, а самой музыке придал "металлические" оттенки. Патти поняла, что роль музыкального сопровождения сводится не только к поддержке вокала. В результате, хотя драматичность композиций не изменилась, песни Патти уже нельзя стало определять, как "амбициозный примитивизм". Над выделкой лонгплея работал новый клавишник Брюс Боди, который сменил на короткое время Ричарда Сола. Помогли также Ланье и Том Верлен, с которым у Патти когда-то был громкий роман.

Этот диск надолго стал крупнейшим коммерческим достижением Смит, и не последнюю роль в этом сыграло исполнение песни "Because The Night", сочиненной Патти с Брюсом Спрингстином. Ее текст без сомнения можно отнести к роковой классике: сюрреалистические образы, имеющие точное литературное отнесение, укладывались в последовательность ясных и идентифицированных ситуаций. В целом диск этот для широкого слушателя был гораздо более доступным, чем его предшественники, в чем некоторые обозреватели усмотрели определенный компромисс. В соответствии с изменением функции текстов вокал Патти больше приблизился к манере пения Джима Моррисона. Уже название альбома ("Пасха") обозначило появившийся у Патти интерес к религии, которая в то время вообще была модной в нью-йоркском андеграунде. Подобный интерес можно было обнаружить и у Спрингстина на альбоме "Darkness On The Edge of The Town", и у Blue Oyster Cult. Но для Смит такой интерес был особенно удивителен: ведь еще на дебютном альбоме она резко обозначила свою антиклерикальную позицию. А теперь она нашла удовольствие в соединении противоположных элементов, в переплетении христианских символов и реалий современности так, чтобы противопоставить разум вере. Речь не шла здесь о провокации. Просто очень часто люди искусства западной культуры для выражения своих идей пользуются знаками и понятиями, заимствованными из истории христианства.

Затем Патти попробовала себя в качестве кинозвезды, снявшись в главной роли в фильме Денниса Хоппера. А следующий лонгплей "Wave" вызвал определенную реакцию в среде музыкальных критиков. Смит услышала обвинения в желании достичь коммерческого успеха, самоцитировании и использовании штампов. Более поздний комментатор, оценивая весь творческий путь Патти, найдет эти обвинения натянутыми, особенно если его сравнивать с лучшими альбомами 1979 года, апогея "новой волны". Продюсером диска стал старый приятель певицы Тодд Рандгрен. Кульминацией альбома было бравурное исполнение неувядаемого рокового стандарта "So You Want to Be a Rock'n'Roll Star", которое имело мало общего с творческой платформой ранней Смит. Выделялись также песни "Dancing Barefoot", заставляющая вспомнить самый творческий период Jeffreson Airplane, а также "Frederic", посвященная бывшему гитаристу детройтской группы MC5 Фреду "Соник" Смиту, за которого в апреле 1980 года Патти вышла замуж. Тогда же она объявила о своем уходе из шоу-бизнеса, уехала в Детройт и родила дочь.

"Записи и турне стали раздражать меня в свое время, - говорила она позже в интервью, - как духовно, так и физически. Первоначальным мечтам не осталось места, лишь телесная усталость... Сначала делаешь пластинку, затем наступает очередь турне для ее рекламы. Чтобы повторить успех, снова отправляешься в студию, потом гастроли и так далее. Если длительное время заниматься такой гонкой, становишься вынужденно изолированной и теряешь из виду цель. Это - фальшивая жизнь, потому что у тебя все отнимают из рук: кто-то будит тебя утром, следит за тем, чтобы были соблюдены все сроки концертов, еще кто-то возит тебя, заботится о еде и туалетах. Проходит немного времени, и ты теряешь контакт с жизнью. Однако решающая причина была в том, что я влюбилась и хотела полностью сосредоточиться на этом, а договоры о турне делали это невозможным. Я была в ужасе, всегда любила выступления, но неожиданно почувствовала себя опустошенной. Душой я была в то время в Детройте с Фредом. Постепенно появились мысли, что я должна разорвать этот дьявольский круг, чтобы опять все привести в порядок".

В начале 1988 года, полная сил, творческих замыслов и веры в людей, 41-летняя Патти Смит вновь переступила порог записывающей студии. Кроме прежних музыкантов сопровождения Ричарда Сола и Джея Ди Доэрти, она пригласила известных студийных исполнителей: бывшего басиста группы Тодда Рандгрена Utopia Касима Султана и еще одного басиста Гэри Расмунсена, игравшего вместе с Игги Попом, Тиной Тернер и Эриком Клэптоном. Материал для диска был подготовлен семейным тандемом Смитов, а Фред к тому же исполнил все гитарные партии и оказался сопродюсером (другим был Джимми Йовин). Если оценивать аранжировку, музыкальное воплощение и исполнительское мастерство Патти, диск "Dream of Life" стал самым совершенным из всех выпущенных ей лонгплеев.

Альбом открывали две оптимистичных и наполненных верой в людей песни: патетичная "People Have The Power" и пленительная баллада "Going Under". Одной из лучших на лонгплее оказалась роковая "Up There Down There", написанная в день смерти Энди Уорхола. В песнях этого диска Патти попыталась проанализировать изменения, происшедшие внутри нее за последние годы и благодаря которым она смогла вернуться на музыкальную сцену.

Так Патти Смит и живет с тех поp: с трезвым, сухим и по-прежнему слегка 6езумным взглядом. На ее сборнике "Land (1975-2002)" все уже перемешалось: прежняя Патти, нынешняя - все выстроено не в хронологическом порядке, a так, чтобы ее оценил сегодняшний слушатель, который уже мало знаком со всем тем, что когда-то делало важной ее жизнь. С тем, что заставило отдать ее первого ребенка и потом расплатиться за это собственным счастьем. С тем, что заставляло ее быть тем, кем она была: самой сильной и самой зрячей женщиной на этой земле.

Последний и один из лучших альбомов Патти Смит "Trampin" вышел на мейджоре Sony Music в 2004 году.

Будут ли песни с него составлять большую часть программы, которую мы услышим на московском концерте Патти или эта без преувеличения великая женщина порадует нас экскурчами в прошлое - остается только гадать.

PATTI SMITH
3 3 сентября 2005 года
Клуб Б2

27.07.2005, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Patti SMITH - Патрицианка - ваше мнение о статье
  • 2tresmegistus - ноги коротки! а книжку-то купи, стоящая вещь.
    Написал(a): Хлебоед, 01/08/2005 0:48
  • А что ж альбом "Gung Ho" не упомянули?
    А для веселья я бы ещё написал пару строк про певицу PattY SmYth, а также про то, что у нас ободрали не только название второго альбома, но и песню
    "Ghost Dance"... :))
    Написал(a): Riverman, 29/07/2005 14:05
  • Бестолковая статейка, надо сказать.
    Хлебоед, сходи, я там тебя найду и под зад пендаля навешу, за жабу.
    Написал(a): tresmegistus, 28/07/2005 16:24
  • После прочтения книжки "Прошу, убей меня!" что-то расхотелось идти на ее концерт. Та еще жаба. Или все же сходить?
    Написал(a): Хлебоед, 28/07/2005 14:38
Patti SMITH - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 30 декабря 1946
Место рождения: Chicago
Релизы:
2002 Land
2007 Four From Twelve

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Stadium – BULLET FOR MY VALENTINE BULLET FOR MY VALENTINE »»

Хроника21/08

1904 – Уильям Бэйси родился в Редбэнке, Нью-Джерси. Позже он возьмет себе псевдоним Count Basie и прославится на весь мир как легенда свинга XX века  »»

1923 – В городе Каламазу (штат Мичиган) издано постановление о запрете танцев с пристальным взглядом в глаза партнёра  »»

1935 – Бенни Гудман и его оркестр сыграли свой первый концерт в Калифорнии. Этот день считается официальным началом эры свинга  »»

1976 – Во Франции начался первый европейский фестиваль панк-рока  »»

1989 – В Екатеринбурге создана группа "Смысловые галлюцинации"  »»

Count BASIE

Rodney RICHARDSON

Владимир ТУРИЯНСКИЙ (1935)

James BURTON (1939)

Jackie DE SHANNON (1944)

David MORALES (1961)

Олег "Шар" ШАВКУНОВ (1963)

Serj TANKIAN (1967)

Нино КАТАМАДЗЕ (1972)

ALIZEE (1984)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить