КРЫЛЬЯ  Два дня в концлагере "Свобода": день 2

Во второй день на "Крыльях" примерно втрое выросло количество кордонов: Каберне Денев - кордон - Мара - кордон - СерьГа - кордон - Ва-Банк - и лишь потом лишенные ремней слушатели имели возможность услышать других исполнителей: от Billy's Band до Земфиры...

Воскресенье на "Крыльях" ознаменовалось увеличением количества кордонов примерно втрое. По крайней мере, именно три раза стражи порядка проверяли рюкзаки и сумки у тех, кто уже прошел через магнитные рамки. Сколько это проделывалсь до контроля - вылетело из головы. Каждый из таких кордонов на сей раз пытался конфисковать у меня простой кожаный ремень. Итак, мальчики и девочки - на рок-концерты нынче не позволяется приходить в рок-атрибутике. Закон об этом молчит, но факты свидетельствуют. Более того, даже в простых джинсах без ремня не очень-то погуляешь по фестивальному полю. Так что к следующим "Крыльям" нам всем придется запасаться трениками на шнурках. Кто сказал - "как гопота"? Скажи теперь спасибо, что рок-фанов пока что не комплектуют в обязательном порядке тюремными робами с мишенями на спине или дурдомными пижамами, рукава которых так удобно связывать стражам порядка...

Музыка льется из-за забора. Каберне Денев. Кордон. Мара. Кордон. СерьГа. Кордон (какого черта, не отдам ремень, **...). Ва-Банк. Кордон (да, ваши коллеги только что выдали мне ящик гранат. Что найдете - все ваше...). Скидок для журналистов не сделано. Нет, может их и пропускают без очереди, но иного пути ко входу по перекрытым тротуарам не предусмотрено.

Уфф! Мы снова на поле. Со сцены на публику обрушилась волна до невозможности помпезного симфо-метал группы Катарсис. Вокалист и гитарист, невзирая на жару, носились по сцене в черных плащах и романтичных белых рубахах. Только широкополых шляп с перьями и шпаг у пояса не хватало. Второй гитарист периодически брался за флейту. Странное дело - музыка и шоу этой группы, обычно воспринимающиеся как нечто слишком вычурное и даже искусственное, в контексте мероприятия стали эффектным вызовом царящему вокруг раздолбайству. Красиво, черт возьми! Возвышенные номера "Воин Света", "Сердце Мира" и, естественно, недавний эпик "Крылья" слегка выправили настроение метал-хэдов, изрядно испорченное совершенно антиконституционной конфискацией деталей национальных костюмов. "Воин Света" вдобавок вызвал прилив энтузиазма у двух девушек в сомбреро и с флагом Бразилии. По совершенно понятной причине. Даже обидно, что пресс-конференцию с музыкантами Катарсиса никто так и не удосужился организовать.

Хороший противовес традиционной форме металла составили "новые голые" в лице Tracktor Bowling. Группа, вот уже пять лет окучивающая московские клубы, наконец-то вырвалась на оперативный простор и получила достойную аудиторию. Черные одежды, атакующий женский вокал - действительно вокал в истинно роковом смысле этого слова, а не "стихи под музыку", моторные ритмы... Строчка "Спирт и сок, спорт и рок" - портрет поколения куда более честный и свежий, нежели навязший у всех на зубах "Олвейз Без Сахара".

А вот еще одна "экстремальная" команда, 7 Раса, несмотря на похвалу Александра Ф. Скляра и до неприличия долгий сет, особого впечатления не произвела. Просто пост-гранжевое грузилово, довольно нудное и вторичное, хотя пара гитарных риффов в номере "В Поисках Рая" прозвучала интересно. Закончили играть - и тишина. Просто тишина. Парни явно не расчитали сил и чрезмерно "прогрузили" аудиторию. Впрочем, как чуть позже сказал Паштет, здесь есть два выхода: "взять бутылку водки и нажраться с горя, или же взять бутылку водки и набросать план, что делать дальше. Лично я за второй вариант".

Выступление же самого Паштета и его проекта FAQ было спаяно воедино с выступлением Детей Пикассо. Странно, что хотя некоторые риффы в песнях последних будут потяжелей не только Катарсиса, но и FAQ, "коз" музыкантам никто не показывал. Ребята, что для вас важнее - музыка или имена? На сей раз Дети Пикассо представили на суд публики довольно замороченную программу - пост-роковую и насквозь армяноязычную. "Так пока прет", - объяснила журналистам после выступления вокалистка Гаянэ Арутюнян. Паштет же особыми сюрпризами не порадовал - все тот же металлизированный хард-кор с философскими и остро-социальными в духе старины Генри Роллинза, речевками. Ну и ладно. Стабильность - это тоже признак мастерства.

НАИВ были по обыкновению веселыми и хамоватыми. Помимо уже запомнившейся поклонникам группы кавер-версии "Always On My Mind" Элвиса Пресли, команда Чачи "Crazy" Иванова порадовала народ еще и "Часиками" Валерии - сыгранными, впрочем, как гнусная пародия на манеру обхождения с чужим материалом традиционно охаянных Паштетом Marilyn Manson. Кроме того, заслуженные филевские панки представили публике Блондинку Ксю - неплохую по панковским меркам певичку. Многим на поле ее песенка "Памяти Курта Кобейна" была уже прекрасно известна.

Следующие ораторы тоже, несмотря на свою творческую молодость, вряд ли могли пожаловаться на недостаток популярности. Ибо раскручивать их взялись хотя и недавно, но уж очень нахраписто. Почему-то у некоторых такие успевают вызвать брезгливое отторжение еще до первой ненароком улышанной песни - хватает и взгляда на висящую на заборе афишу. И, как правило, первое безрадостное впечатление оказывается верным. Так что извольте любить, жаловать и подпевать песенке "Моя Половина": Братья Грим, отвратительно-приторный рокапопс в худших традициях Мумий Тролля и Мультфильмов.

Выступление Агаты Кристи было предсказуемым: пожинающая успех "Триллера" группа к старым номерам обращалась во вторую очередь. Но без "Ковра-Вертолета" и "Сказочной Тайги" все-таки не обошлось. А самая попсовая в репертуаре команды песенка "Как На Войне" в этот раз исполнялась в режиме "гитара - бас - ударные", была снабжена неожиданно сверхтяжелой интродукцией, да еще и предварялась абсолютно "корррозийным" вопросом "как бодрость духа?"

Billy's Band повторили давешний подвиг 5'nizzы - показали максимум драйва при минимуме инструментов. Хиллбилли, блюз и джаз можно прекрасно "соображать на троих" при урезанных до одного барабана ударных. Когда же перкуссионист брался за баян, Билли Новик прихлопывал по струнам контрабаса с удвоенной силой, и ритм никуда не пропадал. Команда кратко прошлась по своему уже золотому фонду - от "Напьешься - Будешь" до "Оторвемся По-Питерски". Опять-таки - хорошо, но мало.

Браво тоже сыграли традиционно хорошо и уверенно. Работа клавишника саксофониста слайд-гитариста флейтиста харпера бэк-вокалиста в одном лице всегда особенно радует. Годы летят, но "Дорога В Облака" и "Ветер Знает" не стареют и не собираются. Значит, они уже стали настоящей классикой настоящего рок-н-ролла.

Пилот появился перед публикой с сессионнным гитаристом. Тем не менее ребят хватило на более-менее продолжительную программу. Песни "Терроризм" и "Королевство Шлюх И Торгашей" звучат вполне зрело - как с музыкальной, так и со стихотворной точки зрения. Остается лишь пожелать многочисленным фанатам этой группы раскрыть уши пошире, почаще пропускать песни кумиров через мозги и не быть составляющими безропотного стада, сегодня сдающими ремни при входе на концерт, а завтра копающими себе могилы перед растрелом.

Валерий Кипелов тоже испытывал некоторые проблемы с гитарами. Ветеран рока появился перед публикой лишь с одним соло-гитаристом из двух, полагающихся ему по штату: составляющий ему в последнее время компанию виртуоз Виктор Смольский на сей раз не смог преравть свой собственный гастрольный график и вырваться из Германии на концерт в Москве. Впрочем, тяжесть двухгитарного саунда легла на гитариста Голованова не в полной мере: некоторые особенно заковыристые соло явно воспроизводились в записи. Песен периода Арии в репертуаре Валерия после решения, принятого в конце мая Арбитражным судом Москвы, почти не осталось: в этот раз игралась лишь "Встань, Страх Преодолей", да и то в самом конце программы. К тому же контраст между пронзительными "верхами" и неуклюжими "низами" в пении артиста в этот раз был особо заметен.

ЧайФ решили не мудрствовать лукаво и порадовать публику обоймой старых хитов. Известно, что к творчеству этой группы как нельзя лучше подходит определение А. Кутинова "идиотские рок-н-роллы и суровые гитарные колыбельные". С последних группа и начала. Увы, тоскливая "Мы С Тобою Долетели" явилась для большей части публики как бы сигналом к повальному бегству с поля. Опомнившись, музыканты перешли на рок-н-роллы, но ни "Пиво", ни "Не Дай Мне Повод" кардинально исправить ситуацию уже не могли. Так что до заявленной хэдлайнером второго вечера Земфиры дожили лишь самые стойкие.

Сет Земфиры начался с плотных роковых вещей: "Небомореоблака", "Дай мне руку", "Синоптик". Специально для выступления старенькие "Ариведерчи" и "Хочешь?" были переработаны: в частности, переписаны клавишные партии. Помимо собственных песен, певица порадовала собравшихся хитом Radiohead "Creep" и закончила выступление "Блюзом". После чего народ под впечатлением начал постепенно расходиться...

Меньшинству, которое рискнуло отправиться с фестиваля в сторону экологически чистых родников Покровского-Стрешнева, повезло. Остальным в очередной раз пришлось второй раз двигаться до метро внутри живого коридора. Ну что же, пока еще на них никто не направляет автоматы и не отдает приказ "Руки за голову!"
Да, мы помним, что произошло на "Крыльях" два года назад. Мы помним, какой шок вызвал теракт на фестивале, который мы считаем одним из лучших в России. Мы уверены, что безопасность - немаловажный элемент в организации музыкального мероприятия. Но если такова свобода проведения рок-концертов в демократической стране - тут явно что-то не так.

25.07.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)