КРЫЛЬЯ  Два дня в концлагере "Свобода": день 1

Первый день фестиваля Крылья: Психея, Ария, КиШ, Пятница, Нюанс, Обморок И Мама, Сурганова, Машина Времени и новички. Молодым - дорога, старикам - почёт, детям - мороженое, бабе - цветы. И все это - в нашем репортаже...

Там - хорошо. Именно поэтому поток слушателей не оскудевал часов до шести вечера. Именно поэтому две очереди, с разных сторон ползущие к единственным воротам в музыкально-пивной рай, до означенного времени имели такую длину, что у вставших в нее, к примеру, в начале выступления Вячеслава Бутусова была возможность не только послушать из-за забора "Звезду По Имени Солнце" в исполнении последнего, но и попасть на летное поле лишь к финальной песне Кирпичей. Именно поэтому ради стоящего полторы сотни билета всякий был готов принести в жертву ненасытному молоху Охраны Порядка свой проклепанный кожаный ремень, купленный в "Зиг-Заге" или в "Арсенале" за все пятьсот. Именно поэтому сердобольные девочки в очереди поили минералкой страдающих от жары служебных собак, хозяева которых ближе ко входу рвали у них из рук бутылки: "На поле купите, б..!" Ребята в форме, разумеется, были не виноваты. Они выполняли приказ, и им тоже было хреново от жары. Ладно, не будем думать о плохом. Тем более, что мы уже там. А там - хорошо.

Молодым - дорога, старикам - почёт, детям - мороженое, бабе - цветы. Старики почетно исполняли пяток хитов, молодежь зачастую имела солидное преимущество по отпущенному ей на исполнение времени. Паузы между выступлениями практически отсутствовали: пока на одной сцене экстремальная, как всегда, Психея выдавала свое послание "Людям Планеты Земля", у другой уже собирались, подддерживая лишенные проклепанных ремней штаны, истинные арийцы. По окончании выступления Арии многие из этих ребят покинули фестивальное поле. Между тем, кумиры вышли на сцену ради всего лишь шести песен: "Колизей", "Крешение Огнем", "Going To The Run, Angel", "Штиль", "Улица Роз", "Воля И Разум".
Никакими эксклюзивно-фестивальными событиями исполнение их не отличалось, - тем не менее, публика осталась довольна. Те же, кому выступающий в данный момент артист оказался "по барабану", увлеченно строили из использованных пивных стаканчиков бесконечную ленту Мебиуса.

В массе своей зарекомендовавшие себя музыканты начинали выступление с совершенно новых песен, как бы показывая: есть еще порох в пороховницах. Но Король И Шут, появившиеся на сцене уже живыми, но уже хорошими, решили велосипед не изобретать. "Ели Мясо Мужики" - и все тут. Лишь вторым номером прозвучал "Хардкор По-Русски". А единственным отклонением от накатанной колеи стала сыгранная ближе к финалу "Жизнь (Проклятая Петля)" из репертуара Бригадного Подряда. Операторы экранных камер, которые уже четко уяснили, что все внимание в группе должно быть уделено вокалисту, в очередной раз растерялись от того, что означенных личностей в группе две. В результате чего мазали мимо их партий весь концерт - и Князь, и Горшок попадали в кадр по преимуществу между исполнением своих партий, а отнюдь не во время пения. Особенно смешно это выглядело, когда игралась всенародно любимая "Прыгну Со Скалы".

Паузу перед выступлением Светланы Сургановой заполнила команда Обморок И Мама. М-да, последовательность явно хромает: обычно сперва восклицают "мама!" и лишь потом хлопаются в обморок. Хотя, если именно в эту минуту кто-то пришел в себя после солнечного удара, и увидел на экранах ребят в тюбетейках, то ничего, кроме "мама!" ему произнести и не оставалось. Выступление этого узбекского коллектива, состоящего из гармони, самоиграйки, бубна и какой-то бандуры, представляло из себя одну большую раскорякскую песню, плавное течение которой выносило на берег слушательского внимания кусочки "Я Свободен" Кипелова, "Livin' Next Door To Alice" в версии М. Башакова, а также басни Крылова "Мурава И Стрекозел" (или наоборот). Если кому-то до сих пор кажется, что в этот момент он просто слишком много выпил и перегрелся на солнце - спешу заверить: это действительно происходило.

Светлана Сурганова играла довольно долго, а ее переполненный духовыми Оркестр старался вовсю. К сожалению, подзвучка духовых оставляла желать лучшего, а пение начальницы бэнда на взгляд не-фаната подобной музыки, не слишком убедительно. Стоит честно признать - Светлана все-таки не столько поет, сколько исполняет стихи под музыку, и количество долей в большинстве ее мелодий строго равно количеству слогов в стихах. Даже смачные около-джазовые взрыкивания тут не всегда выручают. Надо сказать, что молодые и нераскрученные команды из числа не стремящихся стать "настоящими русскими рокерами", подобных ошибок не совершают.

Чиж И Компания обошлись дежурной обоймой псевдо-блюзов и русско-народных страданий под гармонь. Под "Хуже Кучи Мэн" и "18 Берез" отток измученной отнюдь не нарзаном публики принял солидные масштабы. На дальней трибуне жгли солому. А кто-то из хулиганских побуждений подпалил за стеной из пластикоых туалетов еще и на редкость вонючий веник. Очевидно, собственно музыка уже не слишком зажигала.

Но тут на сцене появилась 5'nizza. Всем сразу стало хорошо и весело. Двое ребят в акустике шутя добились звука более плотного и драйвового, чем у многих электрических групп. А всего-то надо нормально петь и иметь некоторую фантазию. Головоломные скороговорки Бабкина и Запорожца изрядно повеселили аудиторию. На строчке "Натяни на голову гондон, это одурачит Вавилон" кто-то даже отправил в свободный полет пару презервативов, заполненных дымом из дежурного косяка. Хорошо, но мало.

Одним из настоящих сюрпризов фестиваля стало появление на сцене хорошо забытой группы Нюанс. Их музыка, в конце 80-х казавшаяся малость диковатой и неадекватной, сейчас подобна глотку свежего воздуха. Гитарист Павел Титовец, пионер двурукого темпинга в Советской России, по-прежнему хорош, а духовые сэмплы, подгружавшиеся в клавиши из установленного над ними лэп-топа упорно заставляли искать взглядом на сцене живую духовую секцию (привет Сургановой). Старый скандальный когда-то номер "Стулья" зазвучал теперь совершенно по-новому. Ай, класс!

Выступления Машины Времени на подобных фестивалях воспринимаются чем-то вроде "ну куда же без них?" Но в этот раз старички порадовали. Программу открыла относительно новая, и очень свежо в душной атмосфере "как бы русского рока" прозвучавшая баллада "Круги На Воде". Правда, духовые в финале звучали, по вине звукорежиссера, не самым лучшим образом. Продолжилось выступление саркастическими ритм-н-блюзовыми номерами "По Барабану" и "Эти Реки Никуда Не Текут". И лишь после еще одной песни - "То, Что Люди Поют По Дороге Домой", группа-таки вспомнила о своих сравнительно старых номерах - "Кого Ты Хотел Удивить" и "Мой Друг Играет Блюз".

"Революция" Би-2 в концертном прочтении больше всего напоминала какое-нибудь "могильное буги-вуги" Marilyn Manson наподобие "Disposible Teens". Тех же, кто дождался выступления Алисы и Сплина, по окончании мероприятия ждал не слишком приятный сюрприз. Весь близлежащий район оказался оцеплен, и попасть куда-либо - даже через дорогу, - можно было, лишь предварительно спустившись в ведущий к метро подземный переход и приняв участие в устроенной там давке. Кажется, без выполнения этого ритуала жителей близлежащих домов не пускали в родные дворы даже после предъявления солдатам паспортов со штампом прописки, ибо приказа проверять документы солдаты не имели. О нашей безопасности заботились вовсю: подземный переход - крайне удобное место сами знаете для чего.


Продолжение следует...

25.07.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)