GLASTONBURY FESTIVAL  Гласто'05, день 3: Солнечный круг

Воскресный день на Glastonbury стал для нас блаженным отдохновением. Все чаще стали попадаться на глаза люди, растянувшиеся на остатках травы в компании пива и друзей, все шире и щедрее улыбки, все веселее развлечения. Музыка тоже стала интереснее: Brian Wilson, Tori Amos, Primal Scream, Zap Mama и другие - в нашем заключительном репортаже с легендарного фестиваля...

26 июня

В предыдущем повествовании о Glastonbury я уделяла много внимания описаниям стихийных бедствий и различных способов времяпровождения, которые предлагает фестиваль своему мокрому посетителю. Однако третий день принес Гластонбери долгожданное солнце, а организаторы застелили самые непролазные топи соломой - передвигаться по периметру стало значительно свободнее и веселее.
После ужасов пятницы и постоянного ожидания продолжения катаклизмов субботы, воскресный день стал для нас блаженным отдохновением. Публика тоже успокоилась и расслабилась. Все чаще стали попадаться на глаза люди, растянувшиеся на остатках травы в компании пива и друзей, все шире и щедрее улыбки, все изобретательнее развлечения.

Этот день начинается для нас с самой непривычной для солнечного дня сцены - West dance, где изображают фанк-фьюжн с хип-хопом Celloman & Urban Soul Orchestra. Игра экзальтированного интеллигента c тонким профилем на электрической виолончели в сопровождении традиционного струнного квинтета выглядит и звучит довольно приятно, однако следующий сет полностью отменяет все мое благодушное впечатление от игры этой компании.

На сцену водружаются вертушка, сэмплеры и компьютеры. Появляется странноватая парочка: помятый молодой человек в китайском халате поверх белоснежной рубашки и разболтанный парень, на голове у которого - конструкция, более всего напоминающая помесь плавательной маски с костюмом взломщика. Один из них берет в руки микрофон и начинает совершенно безумный танцевальный сет, а второй фиксирует его и публику на портативную видеокамеру и на месте творит из своих съемок коллажи.
Это молодой экспериментатор Джейми Лиделл (Jamie Lidell), умеющий строить из шумов и вокальных back-сэмплов совершенно чумовой джангл и техно-поп. Он накладывает звуковые "слои" десятками, сотнями, словно выстраивая стереоскопическую картинку для аудиофила. Берет, к примеру, известный хит "Skat" и придает ему ускорение и страсть, запуская прямиком в музыкальную стратосферу. При этом воет, кричит, прыгает и бъется, словно раненое животное, и в какой-то момент слушать его становится почти физически больно - и одновременно невозможно не приплясывать под простой и убойный бит-бокс. Вскоре ритм полностью захватывает всех слушателей под тентом. А на экране за спиной Лиделла тем временем разворачивется видеоряд, за который отвечает видеодиджей в маске для снорклинга: там хаотически мелькают части тела Лиделла и танцующих, тут же снимаемые на цифровую камеру, символы, строчки и куски клипов. Весь этот сумбур звучит и выглядит чрезвычайно эффектно.
Тем временем солнце жарит все сильнее - вот уже среди толпы начали появляться девушки в бикини и фрики в смешных костюмах. Пора на Большой Танцпол!

На главной странице начинает свое выступление замысловатым соло на саксофоне заслуженный деятель ска, фанка и блюза Ван Моррисон (Van Morrison). Этот исполнитель выступает на Гластонбери гораздо чаще, чем прочие - может быть, благодаря песне, давшей название одной из сцен - "Avalon Sunset"? Так или иначе, для солнечного дня его старомодные свинговые хиты подходят идеально - даже написанная для другого времени суток элегантная лаунжевая "Moondance". А вещами с нового альбома "Magic Time" он старается публику не напрягать: куда приятнее распевать с народом всеми любимую "Gloria" или "Have I Told You Lately That I Love You".

Воскресный день катился неспешно, и очень не хотелось думать о том, что он - последний. Что завтра уже ничего не будет, что мы так и не успели рассмотреть и расслышать слишком многого. Например, от выступления на Jazz World турецкой группы Oojami мне досталась лишь малая толика, зато какая! Oojami предлагает веселый и очень современный взгляд на world-music. Жаль, что в записи впечатление от группы теряется практически полностью...
А вот Sons & Daughters из Глазго в живом выступлении существенно проигрывают своим записям, и виной тому - безудержная тяга квартета к примочкам из панк-арсенала и грязным ругательствам со сцены. Вокал Адели Бетхол (Adele Bethal), облаченной в трогательное белое платьице, хорош, но слабоват: пробиться сквозь ухающие ударные и скрежещущие гитары ему было непросто. Однако судя по энтузиазму, с которой поддерживают этих новичков на John Peel Stage, публика готова щедро раздавать группе авансы.

Одним из концертов, которые "сделали" фестиваль, стало выступление восставшей из небытия калифорнийской легенды - экс-лидера Beach Boys Брайана Уилсона (Brian Wilson). Маститый серфер устроился за клавишами в хипповской цветастой рубахе, расписанной растениями и облаками, бэк-вокалисты спели вступление а капелла из релиза года - пластинки "Smile" и зазвучала улыбчивая "And Then I Kissed Her"... И вот тут нас ожидал совершенно неожиданный момент: невзирая на очевидный возраст музыканта, его сет звучал едва ли не свежее, энергичнее и актуальнее многих двадцатилетних коллег. А вещи с альбома "Smile", составившие основу сета, в живой версии изящно мелодичны и интригующе сложны, к тому же полностью лишены симфонического пафоса.
Видеть Уилсона и подпевать ему после того, как его песни служили тебе колыбельными - целое испытание. Это непросто осмыслить: вот звучит "God Only Knows" или "In My Room" с роскошным вокальным вступлением, делающим честь академической сцене... А вот мы улыбаемся, как дети, пританцовывая под классику: "I Get Around", "Help Me Rhonda", "California Girls", "I wanna Go Home"... Поле перед сценой заполнено солнцем и ликующими людьми, на всех лицах - улыбки. Такое впечатление, что все мы вдруг оказались на огромном идиллическом калифорнийском пляже, и над нами разносится "Good Vibrations"...
Лучший концерт дня - какое бы уважение я ни испытывала к следующим исполнителям.

На Jazz World тем временем начинается благодушный хэппенинг - выступает звезда не только world-музыки, но и международного феминистского дижения, даб-икона всех прогрессивных народов Zap Mama. В этому году группа отмечает 15-летие с момента своего основания, что для состава, исполняющего world-music, - срок серьезный. Выступает в полном составе (лидер-вокалистка, две бэк-вокалистки, МС Michael Franti и ритм-секция), однако этот состав не давит на слушателя своей полифонической монументальностью, а, напротив, умиротворяет и даже слегка гипнотизирует.

Группа под управлением Мари Доулн (Marie Daulne) исполняет даб, регги и рэп а капелла с незначительными звуковыми эффектами (в основном, сэмплами и легкими электронными подложками) на суахили и французском, связывая, таким образом, Европу и Африку в красочную эклектичную картинку. Синкопированные африканские мелодии, традиционный американский рэп, марокканские напевы и блюзовые интонации, и world-beat - составляющие ее тщательно продуманной, и оттого такой обманчиво-простой музыки. Неспешно танцевать под ее песни - сплошное удовольствие; тем более, что все участники Zap Mama - просто великолепные шоумены.

Тот, кто додумался поставить выступление Тори Эймос (Tori Amos) на акустическую сцену, был неправ - даже с учетом того, что в этот момент внимание основной массы народа было приковано к главной сцене, где лидер Primal Scream Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie) изливал свою желчь на Кайли (Kylie Minogue), слушателей и группу Basement Jaxx, которой выпала в этот день роль хедлайнера. Пока Бобби пел на Пирамиде гимн гопников 'Kill All Hippies', огромная толпа втянулась под невеликий акустический тент, чтобы полюбоваться на рыжую бестию Тори. И этот выбор, как показало развитие событий, был оправдан...
На сцене - рояль и 'Хэммонд'. Скупое освещение. Выходит тоненькая женщина, садится, полуобернувшись к залу, между двумя агрегатами - и начинает сеанс одновременной игры, выстреливая в зал своими параноидальными, мелодичными, резкими, безумно красивыми вещами. Только сейчас мне довелось увидеть Тори вблизи - и я поражаюсь, насколько живая мимика у исполнительницы: она непрестанно корчит совершенно немыслимые забавные рожицы.
Интересно, что в программу Тори включила хиты практически со всех ее альбомов, включая совсем новый "Beekeeper', но при этом многие песни специально реаранжируются в расчете на скупое сопровождение. Помимо собственных песен, она исполняет "Feelin' Groovy" Саймона и Гарфанкеля (Simon & Garfunkel), общается со слушателями, охотно реагирует на "заказы из зала". Так в репертуаре вечера появляются "Crucify", "Silent All These Years" и "Of Suburbia". В зале не танцуют, не подпевают - кажется, даже почти не дышат. Просто взирают с молчаливым восторгом и взрываются аплодисментами после каждой песни. Кажется, Тори это полностью устраивает: свое выступление она заканчивает словами "You are fucking great, Glastonbury, I love you!". А мы-то...

Но вот, наконец, настает пора прощаться. На Пирамиде заступают на вахту электронно-танцевальные гангстеры Basement Jaxx, которые недавно выпустили сборник синглов, и теперь шпарят программу с него один-в-один: в шоу дуэта традиционно задействуется армия вокалистов и вокалисток (женщины-бомбы Лайза и Вула (Lisa Kekaula и Vula Malinga), как обычно, резвятся на сцене, словно два довольных жизнью слоника), масса сценических костюмов, стерео-проекций и световых & лазерных эффектов. Последний вечер отмечается на Гластонбери ударной дискотекой, во время которой пляшут и радуются жизни даже те, кто проспал все веселье днем.

Я тоже танцую в толпе, запихнув в сумку хорошо поработавшие фотоаппарат и мобильник: мы пережили и этот Гластонбери. Весь 2006 год, во время которого Майкл Ивис решил не устраивать фестиваль, "чтобы дать отдохнуть земле", наши дни будут наполнены незабываемыми воспоминаниями - и, возможно, подготовкой к радостям 2007-го
До встречи на мировых фестивалях, друзья!

Автор выражает огромную признательность Британскому Cовету и SWISS за помощь в организации репортажа. Отдельное спасибо - Елене Шампановой и Карине Ольховской.

22.07.2005, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • BOG, я расставляла приоритеты совершенно понятным для русской публики образом: Garbage у нас недавно выступали, мы их выступление освещали; Браун широко известен в Англии своими текстами, но музыка у него довольно традиционная - гитарный поп-рок. А Primal Scream, честно говоря, меня совершенно достали своими матюгами со сцены :)
    Написал(a): Соня Соколова, 27/07/2005 16:41
  • Очень любопытный авторский взгляд на этот день фестиваля, еще раз доказывающий его необъятность, любопытно потому что сами англичане в этот день выделяли выступления Ян Брауна, Праймал скрим и Гарбичь крутя их по BBC совершенно проигнорировав ту же Тори Амос:. Но учитывая количество музыкантов, наверное, это нормально.
    Написал(a): BOG, 26/07/2005 22:50
GLASTONBURY FESTIVAL - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Капитаны Америка – АКЦИЯ 5 экс-президентов США и Леди ГаГа посетили благотворительный концерт и собрали для пострадавших от… »»

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

"Мы попытались искоренить свой собственный формат" – МУХА Лидеры группы Муха презентуют на Звуках свой новый альбом и рассказывают, как достичь состояния… »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника23/10

1959 – На свет появился "Weird" Эл Янкович - пародист, снимающий самые смешные в мире клипы-пародии на весь поп-истеблишмент: от Мадонны и Джексона до U2  »»

1964 – Родился Роберт Трухильо - до того, как стать бас-гитаристом Metallica, он составлял гордость таких групп, как Ozzy Osbourne и Suicidal Tendencies  »»

Gary McFARLAND (1933)

Johnny CARROLL (1937)

Ellie GREENWICH (1940)

Ernie WATTS (1945)

Александр "Полковник" ГНОЕВЫХ (1957)

Weird Al YANKOVIC (1959)

Robert TRUJILLO (1964)

VV BROWN (1983)

Paradise OSKAR (1990)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить